Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пути решения глобальных проблем современности. Теория глоболизации.




Пути решения глобальных проблем современности (4 группы концепций, которые рассматривают пути их решения):

- концепции, которые связывают решение глобальных проблем только с достижением научно-технической революции, современно не учитывают социальную направленность. Эти концепции можно объединить названием «концепции технологического оптимизма и индустриализации». По утверждению представителей этой концепции решение глобальных проблем связано не с социальными вопросами взаимодействия человека и природы, а с уровнем развития научно-техническго потенциала конкретной страны. Футурологи этих концепций считают, что возможен переход от старого индустриального общества к постиндустриальному обществу. В результате создания постиндустриального общества могут автоматически решиться и все глобальные проблемы.

- концепции, которые отрицают достижение научно-технического прогресса. Эти концепции выступают за остановку роста производства, прекращение деятельности, которая связана с наукой и техникой и вообще требует запретить вмешательство человека в природу. Эту группу людей возглавляют сторонники экономического пессимизма.

- концепции, которые скептически относятся к достижениям научно-технической революции, но не отрицают её роль в обществе. Основной упор делается на изменение духовной жизни. Поэтому эта группа концепций опирается на необходимость духовных преобразований в обществе. В духовном преобразовании активно участвует религия, возникает концепция под названием теология природы. Представители этих концепций считают, что именно религия и нравственные и религиозные устои будут способствовать разрешению глобальных проблем. Православная религия не отрицает роль научно-технической революции. Некоторые представители теологии природы говорят к необходимости возвращения к древним языческим традициям. Например, каляды – это ожидания будущего урожая, пасхальные праздники связаны с весенней работой, посты ранней весной связаны с тем, что надо меньше есть и больше работать (ожидание весенних полевых работ: весной – купалле, дажинки – в конце лета).

- концепции, которые приобретают неомарксистскую трактовку. Эта группа концепций говорит о необходимости соединения достижений НТР и социального прогресса общества. На смену господству технических и идеологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные и разумные законы. Академик Вернацкий назвал этот переход периодом (этапом) формирования ноосферы. Научные знания должны соединиться с необходимостью социальных преобразований. Концепция устойчивого развития (взаимодействия науки и общества). В 1992 г состоялась конференция по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие представители свыше 100 стран мира. Там прозвучала мысль, что на основе частной собственности нельзя добиться устойчивого развития. И это было признано многими представителями различных стран.

Глобализация – устранение административно-политических барьеров в международном сотрудничестве, планетарное объединение финансовых рынков информаций и технологий и интернационализация различных потоков и всеобщность конкуренции.

Глобализация – формирование единого экономического, научного, финансового, информационного пространства.

Три точки зрения на процессы глобализации

- оптимистическая позиция (её сторонники считают, что глобализация создаёт предпосылки для выравнивания уровней экономического и социального развития)

- реалистическая позиция (её сторонники считают, что за прошедшее время природа человека не изменилась, а человечество не выработало иммунитета против насилия и боли)

- пессимистическая позиция (её сторонники трактуют глобализацию как инструмент скрытой эксплуатации глобализации, игнорируют национальные интересы и традиции народа)

Различные формы антиглобализма (антиглобализационных движений):

- экономической

- финансовый

- политический

- информационный

- гуманитарный

- экологический

На роль международной политической организации, которая пытается объединить всех антиглобалистов претендует всемирный социальный форум, который ставит цель осуществить широкий диалог различных организаций, которые стоят на антиглобалистской стороне.

Сегодня перед человечеством стоят важнейшие задачи:

- предотвращение мировой ядерной катастроф, прекращение гонки вооружений

- обеспечение международного сотрудничество и партнёрства в экологической, политической, экологической и духовно-культурной областях

- преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися

- ликвидация и уменьшение энерго-сырьевого, продовольственного, демографического кризисов, создание совместными усилиями приемлемых условий для выживания человека

- использования научно-технического прогресса для совершенствования здравоохранения, образования и т.д.

50. Геополитика: сущность, основные понятия, функции.

Геополитика – политическая концепция, система знаний, которая отражает сложную зависимость и связь политики государств с его географическим положением и естественными природными факторами.

Факторы геополитики:

- существующий климат

- природные ресурсы

- протяженность территории

- отсутствие или наличие выхода к морю и другие

Функции геополитики:

- связана с учетом некоторых географических особенностей (меняющийся климат, состояние ресурсов)

- связана с определением приоритетов во внешней политике, реализация интересов государства на международной арене

- заключается в пользе средств для достижения баланса, установления сотрудничества между государствами, преодоление определенных конфликтов между государствами и т.д.

К вопросам геополитики различные деятели обращались довольно часто, но в целом геополитического знания получили свое формирование на рубеже 19 века. Основателем геополитики считается немецкий географ Фридрих Рапицель Он впервые обратил внимание на климат и географическое положение того или иного государства. ОН утверждал, что климат может влиять на способности людей.

Термин геополитика впервые употребил шведский ученый Рудольф Челлен. Он показал, что судьба государств во многом зависит от его геополитического положения. В состав геополитики он определил особую область, которую он назвал топополитика. Топополитика изучает давление внешнего окружения на то или иное государство. Он также отнес к геополитике морфополитику, которая изучает пространственные особенности того или иного государства и прежде всего выход к морю. Третья часть геополитики – физиополитика изучает состав территории данного государства, ее естественные ресурсы. Он доказывал, что эти политические факторы являются основой мощи любого государства.

После второй мировой войны внимание к геополитике усилилось. Стали возникать различные теории, школы.

Английский ученый Маккиндер сформировал теорию хартленда. К хартленду он относил весь евразийский континент. Евразийский континент является осью мировой политики, поэтому евразийский континент, в котором важную роль может играть Россия, может влиять на развитие всего мира. Морские державы должны противостоять хартленду.

Спайкмен говорил о том, что должны верховодить в мировом масштабе морские державы. Но при этом он большое значение отдавал буферной зоне (часть Европы, Турцию, Ближний Восток, Афганистан, Индию – всю эту территорию он называл рингленд). Важно кто контролирует рингленд. Он попытался обосновать гегемонию и претензии США.

 

 

51. Государственная идеология РБ и её принципы.

Основным инструментом реализации идеологии является государство. Ему принадлежит монополия на издание законов, указов и т.д. Как правило, государственная идеология основывается на национальной идее, которая является основой государственной идеологии.

Государственная идеология – совокупность ценностей, идей, норм, представлений, в которых данный народ осознаёт себя именно как общность, обосновывает свои социально-политические цели, пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Государственная идеология – комплекс общественно значимых идей, ценностей и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям большинства граждан.

Функции государственной идеологии те же:

- познавательная (заключается в том, что она отражает объективную реальность. В ходе распространения идеологии субъекты усваивают определённую сумму знаний)

- мобилизационная (побуждает людей к действию).

Государство не может существовать без идеологии.

Основы идеологии современного белорусского государства является белорусская национальная идея, которая включает в себя такие понятия, как:

- общечеловеческие христианские ценности

- традиции белорусского народа

- гражданский патриотизм

Главная цель идеологии белорусского государства – сильная демократическая процветающая Беларусь.

Основные задачи белорусской государственной идеологии:

- обеспечение перехода к постиндустриальному информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых идеологий

- на основе повышения эффективности экономики достижение европейских стандартов существенно улучшили материальное и социальное обеспечение граждан

- сформировать гражданское общество, создать действительно правовое государство, которое обеспечит реализацию интересов всех граждан

Потому государственная идеология, исходя из задач, должна стать своеобразным идейным синтезом, направленным на решение практических задач.

Основные требования, предъявляемые к государственной идеологии:

- должна быть во всех ей составных частях гуманной, должна быть направлена к конкретному человеку, способствовать выработке у каждого чувства собственного достоинства, уверенности в собственных силах и возможностях

- призвана ориентировать человека на необходимость высокой отдачи и самоотдачи и постоянных поисках актуальных решений в условиях конкуренции

- должна политически если не объединять всё общество, то во всяком случае не разъединять и не раскалывать. Надо постоянно искать общие ресурсы для общего согласия. Поэтому гос. идеология должна ориентировать на созидательную работу, а не на разрушительную.

- не должна быть конфронтационной (не должна заниматься поиском врагов)

- должна опираться на самые новейшие идеи во всех областях знаний (должна учитывать те процессы, которые связаны с глобализацией, учитывать технические идеи и т.д.)

Основные черты и принципы государственной идеологии:

- необходимо учитывать нашу историю

- вера в благородный идеал, стремление к справедливости и добродетели, коллективизм

- стремление к свободе и самостоятельности (на всём многовековом периоде нашей истории)

- трудолюбие, сочетание коллективного и индивидуального хозяйствования, оценка человека по его вкладу в производительный труд

- толерантность, терпимость к любому мнению, стремление к согласию, терпимость к другим конфессиям

- сохранение культурных традиций, стремление к духовности, образованию

- патриотизм, любовь к своей родине, к своему краю, к своей городу, к своему местечку и т.д.

 

 

52. Государственное управление: стр-ра, уровни, принципы,ф-ии.

Управление – процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо или на что-либо с целью изменения или сохранения его состояния.

В широком смысле, гос. управление – осуществление гос. власти через принятие политиками гос. решений и их реализации. Фактически, это целенаправленное воздействие государства на общественные.

В узком смысле, гос. управление – административная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, которая направляется на регулирование процессов отношений, связанных с жизнедеятельностью всего общества.Управление предполагает субъект и объект управления.

Субъект гос. управления – специальный гос. аппарат, который включает в себя различные системы институтов управления, начиная от правительства, заканчивая местными органами власти и т.д.Осуществляет широкий комплекс функций, воздействий на тех людей, на те объекты, которыми они призваны управлять.

Объект гос. управления – то, но что направлено управляющее действие или воздействие.

Субъект и объект должны постоянно находиться в связях между собой.

Система состоит из след. взаимосвязанных элементов: - функции государства, которые определяют роль государства в различных сферах- нормативно-правовая база, которая закрепляет и обеспечивает реализацию функций государства- вся система, формирующую структуру институтов государства- политические процессы, которые обеспечивают взаимодействие как внутри системы гос. управления, так и вне её с институтами гражданского общества, частного сектора - ресурсы финансовые, информационно-коммуникативные, материальные и т.д. (без ресурсов тяжело осуществлять то или иной управление)

Типы гос. управления:

- административное управление (включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля всей работы системы. В большей степени касается исполнительной власти)- экономическое управление (это процесс, через который система обеспечивает усиление экономического, гос. потенциала, гос. предприятий в интересах человека)- политическое управление (процесс постановки общенациональных задач развития, разработка политики, принятие решений на гос. уровне, на уровне парламента, на уровне государства)

Вся система гос. управления имеет 3 основных уровня:

- общенациональный Включает в себя: - высших чиновников администрации главы государства- главу государства- премьер-министра- региональный (органы управления областей, штатов, областей)- нижний (органы местного управления и самоуправления. Органы местного управления назначаются вышестоящими органами, а органы самоуправления выбираются населением)У каждого органа управления соответствующего уровня есть свои полномочия. Не всегда органы местного управления грамотно и принципиально решают вопросы местного уровня. Зачастую приходится обращаться в вышестоящие органы В зависимости от масштаба и временных рамок уровней управление может быть: - стратегическое (определяет долгосрочную перспективу развития общества, задаёт программу деятельности каждому институту управления на перспективу)- тактическое (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. Оно включает в себя корректировку некоторых показателей стратегического управления)- оперативное (направлено на решение текущих задач, а также новых проблем, возникающих в процессе управления)

Принципы управления: - общественно-политические принципы (они сформированы и сформулированы в результате познания природы общества)- принцип иерархичности (я – начальник, ты – дурак)- функционально-структурные принципы (должны раскрывать закономерности структуры гос. воздействия):- принцип эффективности - организационно-структурные - принципы государственно-управленческойдеятельности (раскрывают закономерности, взаимосвязи принципов принятия решений, нормы документооборота):- принцип руководства со стороны деят-сти высшей исполнительной власти (начальник всегда прав)- принцип соблюдения законности Включает след. положения: - правовое регулирование задач и функций местного гос. управления- определение мер должного и возможного поведения субъектов гос. управления- закрепление системы взаимоотношений органов и организаций с другими органами и гражданами (чтобы управленцы не говорили: «Вас много, а я один»)- закрепление норм всеми сотрудниками правовыми предписаниями. Функции гос. управления: - планирования (определяет, чем, как, где и когда достигается поставленная цель. Без этой функции невозможно представить деятельность любого чиновника, структуры и человека)- организации (задачей является создание условий для взаимодействия людей для достижения желаемого результа)- регулирования (направлена на то, чтобы человек в рамках определенной структуры или организации выполнил соответствующий объём деятельности. Могут возникать разные обстоятельства, порой непредвиденные (шёл по улице, упал кирпич на голову), человек может болеть, может получить инвалидность)- работы с персоналом (связана с кадровой политике: кого и куда должна поставить на соответствующую управленческую или исполнительную должность)- контроля (обеспечивает обратную связь для всех перечисленных функций: как человек спланировал, как организовал, как отрегулировал, как повышает квалификацию и т.д.. Применение рыночных рычагов этой функции не всегда оправдано)Гос. управление кроме вышеназванных функций осуществляется различных методов.

 

53. Экономическая политика: сущность, цели, задачи и механизмы её осуществления.

Экономическая политика – система хозяйственных мероприятий, проводимых гос. властью для достижения определённых экономических и хозяйственных целей.

Субъекты экономической политики – органы власти или её политические структуры (власть, гос. структуры, комиссии и т.д.)

Объекты экономической политики – хозяйственная система и отдельные её звенья.

Сложность экон. политики заключается в том, что она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: - институты собственности- финансы- кредиты- налоговая система- инвестиционная система- целые отрасли промышленности, с/х, торговли и т.д.

Экономическая политика включает различные направления:

- промышленная политика

- аграрная политика

- бюджетно-финансовая политика: С помощью неё государство может добиться некоторых целей:

- снизить социальную напряжённость в обществе (с помощью бюджетных вливаний даже может погасить социальные конфликты)

- добиться определённой политической стабильности

- денежно-кредитная политика:

- связана с возможностью получения кредитов

- даёт возможность пробиваться к предпринимательским структурам,

- способствует формированию рынка

- налоговая политика:

- является не только важным элементом формирования бюджета государства, но также и элементом преодоления существенной разницы между богатыми и бедными.

- способствует регулированию рынка

Главная цель экономической политики – обеспечение экономического роста страны и улучшение благосостояния граждан.

Важнейшими показателями экономического роста являются темпы прироста годового и валового внутреннего продукта. Если темпы экономического роста высокие, то говорят об экономическом чуде.

Обеспечение требуемого для той или иной страны экономического роста предполагает решение ряда задач, который составляет, как правило, две группы:

- задачи, направленные на поддержание нормального функционирования рыночной системы: - создание и совершенствование правовой базы (в целом обеспечивает развитие экономики)- обеспечение честной конкуренции (защита мелких и средних предприятий)

- задачи, направленные на организацию функционирования рыночной системы: - обеспечение стабильности экономической системы- перераспределение доходов в целях решения социальных задач- корректировка распределения ресурсов

Механизмы реализации экономической политики:

- административные механизмы. Составляют нормативно-правовую структуру экономической политики: определённые нормы, законодательства, которые создают эффективные меры воздействия.- разработка и принятие актов правовых документов- обеспечение гарантированных прав собственности- обеспечение свободы предпринимательства- защищённость конкурентоспособности среды

- экономические механизмы: - финансовый- кредитный- налоговый

Решаются три важные задачи:

- задача аллокаций (предоставление государством за счёт средств гос. бюджета определённой совокупности плат и услуг общенационального пользования. - перераспределение доходов- стабилизация

Аллокации – это в какой-то степени дотации, которые исходят от государства.

К системе аллокаций относятся:

- транспортная сеть (дороги, их ремонт, освещение, оплачиваемые государством средства связи)- услуги, которые население получает за счёт социального обеспечения- система внутренней и внешней безопасности

- поддержка сельского хозяйства

Обеспечение стабильности экономического развития:

- включение процедуры о банкротстве предприятия

- соответствующий режим санаций (экономического оздоровления, например, освобождения от определённой части налогов)

Цели механизмов:

- предотвратить глубокий кризис и спады

- контролировать важнейшие экономические процессы

- способствование повышению удельного веса в экономике малого и среднего бизнеса

Особая роль бюджетно-финансовой, денежной кредитной политики, налоговой политики в изменении соотношений различных форм собственности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных