ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Разграничение право- и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность гражданина возникает в момент ею рождения, а дееспособность — по достижении определенного возраста. Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие элементы правосубъектности выполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения. В других правовых отраслях право- и дееспособность не разделяются, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой праводееспособностыо или, говоря иначе, правосубъектностью. Круг лиц, обладающих правосубъектностыо, определяется специализированными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 13Семейного кодекса РФ брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить р брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (ч. 2 ст. 13 СК РФ). Субъектами права могут быть индивиды (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации и социальные общности (см. схему на с. 345). Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни. Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права. В силу ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 18 они являются непосредственно действующими. Права и свободы определяют смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция Росси устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности. Дееспособность малолетних регулируется ст. 28 ГК РФ. В п. 1 этой статьи сформулировано общее правило: за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Из этого правила есть исключение (п. 2 ст., 28 ГК РФ): малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Из содержания ст. 28 ГК РФ вытекает, что полностью недееспособными закон считает детей до шести лет. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет определена в ст. 26 ГК РФ. Общее правило, установленное в п. 1 названной статьи, гласит: несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. Из этого правила есть исключения. Во-первых, как предусмотрено в п. 2 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые и иные сделки, предусмотренные для малолетних в п. 2 ст. 28 ГК РФ. Во-вторых, по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. В-третьих, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией и производится по решению органа опеки и попечительства— с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия —по решению суда. Судом признаются недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ). Ограниченно дееспособный может совершать сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д. Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют специальный статус, который определяется более конкретными законами: например, статус рабочего, военнослужащего, работника милиции, студента, пенсионера и т. д. Сейчас нуждается в тщательной законодательной проработке статус беженца, иностранного рабочего, безработного и др., что диктуется новыми реалиями российской жизни. К субъектам права относятся государственные и негосударственные организации, государство в целом. Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на три группы: 1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами; 2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Такие учреждения (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д.) состоят на бюджете государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций; 3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ). Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц, осуществляя функции, не связанные с властными полномочиями. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации и т. д.). Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации, общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных отношениях. Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых имущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клаДы и т. д.) взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности, транспорта, связи и др. Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Однако чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.
62. Организации как субъекты права, их виды. 63. Государство как субъект права.
Государство как целое является субъектом права в области: а) государственно-правовых отношений, б) некоторых имущественных правоотношений и в) международно-правовой области. Говоря о государстве как субъекте государственно-правовых отношений, следует отметить прежде всего, что Советское государство — это организованный в государство советский народ. Поэтому в ряде случаев пет оснований в области государственно-правовых отношений, наряду с государством, называть в качестве субъекта права народ, поскольку права народа, организованного в государство, los Сужая понятие органа государства, Ц. Л. Ямподьская делает неудачную, с пашей точки зрения, попытку провести различие между органом государства, с одной стороны, государственным учреждением,— с другой, и предприятием — с третьей. Попытка противопоставить органы государства и государственные учреждения как две совершенно отдельные категории не может быть признана удачной. Многие государственные учреждения обладают пластныыи полномочиями и, следовательно, с точки зрения самого автора книги должны быть признаны органами государства. Предприятия также обладают теми признаками (государственно-служебный характер личного состава), которые автор считает специфическим признаком учреждений (см. Ц. А. Я м п о л ь с к а я. Органы советского государственного управления в современный период. Ы, стр. 31). •426
неотделимы и неразличимы от прав Советского государства (прав СССР или союзной и автопомной республики). Однако народ является субъектом права как носитель суверенитета, как обладатель права на самостоятельное развитие своей культуры. Принадлежащий советскому народу суверенитет находит свое воплощение в полновластности высшего органа власти СССР — Верховного Совета СССР, избранного всенародно на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также в избирательных правах граждан СССР и их праве на участие в референдуме. Суверенитет народа выражается в том, что избранный народом Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик осуществляют законодательство и контролируют деятельность правительства: Верховный Совет СССР — деятельность правительства СССР, а Верховные Советы союзных и автономных республик — соответственно деятельность правительств союзных и автономных республик. В советском государственном праве государство как субъект.права это: а) Советский Союз, б) союзные и автономные республики, которые вступают в определенные государственно-правовые отношения между собой и с Союзом ССР. Нация в области государственно-правовых отношений выступает в качестве особого субъекта права — права на самоопределение. С образованием национальных республик это право осуществляют союзные и автономные республики, через посредство которых социалистические нации получают свою государственную организацию. Советское государство в целом выступает как носитель права собственности на землю, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики и другие важнейшие средства производства, о чем было сказано выше:от. В странах народной демократии, где земля не иациона- 10! С. С. Кравчук считает, что субъектом права в этих случаях является «советский народ в лицо Советского государства» (см. С. С. Кравчук. Государственйо-правовые отношения в Советском социалистическом государстве.— «Советское государство и право», 1956, № 10, стр. 102). Поскольку народ организован в государство, следует, нам кажется, говорить о государстве как субъекте соответствующих прав.
лизирована, земля составляет объект суверенных прав государства как его территория и, следовательно, государство является субъектом прав на территорию. Суверенитет государства применительно к его территории означает не только право осуществлять государственную власть па данной территории самостоятельно и независимо от всякой власти другого государства, но и определенные, вытекающие из суверенитета права на территорию. Территория составляет не только известный, неприкосновенный для других государств предел власти данного государства, но вместе с тем и объект некоторых верховных прав государства, сохраняющихся за ним независимо от частной собственности, которая может быть установлена на землю, недра и отдельные водные пространства. Право государства на территорию сказывается в праве государства допускать изменение своей территории с соблюдением права наций на самоопределение и в полном соответствии с этим правом. Оно выражается в праве государства создавать, в целях повышения уровня развития производительных сил, плотины и каналы, превращать для. строительства плотин сушу в водное пространство п, наоборот, осушать водную территорию. Всё это свидетельствует о существовании у Советского государства и у других социалистических государств верховного права на территорию, при котором территория выступает как объект этого права, а государство — как субъект государственно-правовых отношений 108. Государство как целое выступает в качестве особого субъекта права и в некоторых иных имущественных правоотношениях. Хотя несомненно, что госбюджетные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами 10Э, государство, как целое также является субъектом права во внешнеторговых сделках, совершаемых торгпредствами от имени СССР. Государство как целое, как «казна» является субъектом права в ряде правоот- 103 О значении территории в международном праве си. статью С. В. Молодцова «Некоторые вопросы территории в международном праве» («Советское государство и правой, 1954, Кг 8, стр. 63 и c;i.). 106 Это убедительно доказано С. Н. Братусем в его книге «Юридические лица в советском гражданском праве» (М., Юриз-дат, 1047, стр. 168 и ел.). "
ношений, складывающихся внутри страны (государственные займы, право на обращение налоговых и иных по-. стунлений в доход госбюджета и др.)- Надо согласиться с С. Н. Братусем о том, что «государство рассматривается как непосредственный субъект права в отношении того государственного имущества, которое еще не поступило в распоряжение госорганов» 1Ш, что в этом случае Министерство финансов и его органы действуют как представители казны. Является ли государство субъектом права по отпоше-.нию к гражданам, на которых оно возлагает различные обязанности? Ведь обязанности возлагаются на граждан и на различные организации не только ради обеспечения прав,, предоставленных отдельным другим ' лицам, но и ради охраны правопорядка в целом. Может случиться, что обязанностям гражданина не соответствует чье-либо конкретное право. Может идти речь разве только о неопределенном числе неопределимых заранее субъектов права (например, в случае обязанности граждан не посягать на честь, жизнь других граждан). Можно ли в этих случаях говорить об обязанностях по отношению к государству, а следовательно п о нравах государства как стороны в правоотношениях? При утвердительном ответе на этот вопрос все уголовное законодательство предстанет как основание для бесконечного числа правоотношений, в-' которых государство окажется субъектом права, а отдельные граждане — субъектами соответствующих обязанностей. Думается, однако, что такое решение проблемы неверно. Ведь государство требует от граждан соответствующего поведения не только в тех случаях, когда нет определенного управо-моченного лица, ради которого установлены обязанности, но и в тех случаях, когда такое управомоченное лицо имеется. Например, обязанность содержать престарелых родителей необходимо будет рассматривать не только в качестве обязанности по отношению к неимущим и нетрудоспособным родителям, но в по отношению к государству. Государство окажется субъектом права во всех случаях, где на ком-либо лежи11; обязанность. Другими словами, обязанность по отношению к государству в смысле необходимости соблюдать издаваемые им нормы 110 Там же, стр. 171.
права существует и в тех случаях, когда имеются конкретные у право моче иные лица. - Правильное решение сводится к выводу о тол, что при обязанностях по отношению к неопределенному числу не определимых заранее субъектов права государство но может изображаться как субъект права, якобы состоящий в этом случае в правовых отношениях с гражданами. Также и в уголовном праве государство выступает не как сторона в правоотношении, а как суверенная власть, носитель законодательной власти, устанавливающий обязательный для всех граждан порядок. Право наказания, принадлежащее государству, ei-ть право издавать уголовные законы, а право применять уголовный закон и право наказывать отдельных преступников вытекает из уголовного и процессуального чакона и принадлежит не государству в целом, а отдельным органам государства. Н. Н. Полянский прав, когда говорит: «Государство устанавливает кары за преступления не потому, что имеет на это право в юридическом смысле, а" в силу принадлежащей ему власти». Далее он правильно отмечает: «По той же причине, по которой нельзя говорить о юридическом нраве государства устанавливать институт наказания, не может быть речи и о возникающем якобы из конкретного преступления праве государства наказывать преступников» ш. Государство как целое является субъектом права 'В области международного права, которое представляет собою систему норм, регулирующих взаимоотношения государств. Правоотношения государства и 'Отдельных физических лиц не могут входить в область международного, права. Нормы международного права не создают прав физических лиц ни по отношению к тому государству, гражданами 'которого они являются, ни по 'отношению к другим государствам. Государство не несет обязанностей перед гражданами в силу тех Норм международного права, которые оно признает для себя обязательными. Этими нормами устанавливаются лишь обязанности данного государства перед другими государствами — участниками международного общения. Противоположное мнение, встречавшееся в литерату- 111 Н, Н. Полянский. Вопросы теории советского уголовного процесса. Изд-во МГУ, 1956, стр. 251.
ре международного права еще в начале текущего столетия (проф. П. Е. Казанский, Вильгельм Кауфман), в последние десятилетия получает более широкое распространение среди буржуазных ученых112. Нередко этого рода идеи связываются с космополитическими планами создания единого «мирового» права и «мирового» государства. В качестве практического вывода из признания физических лиц субъектами международного права делается утверждение, что физические лица могут апеллировать к международному форуму в поисках защиты своих прав, что государства -не являются единственными гарантами прав своих граждан ш, и это, конечно, пе может не послужить поводом у этих писателей для призывов к вмешательству одних государств во внутренние дела другого государства или других государств. 64. Объект правоотношения: понятие, виды. Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Например, ст. 88 КЗоТ РСФСР предусматривает повышенную оплату сверхурочных работ. Выплачиваемые денежные средства и есть объект данной правовой связи. Причем рабочий имеет право на повышенную оплату труда, а предприятие обязано произвести ее. Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым государством. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному законодательству для нанимателя объект — жилое помещение, необходимое ему для проживания. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции граждане, их объединения могут иметь в собственности землю. По ранее действовавшему законодательству в условиях господства социалистических общественных отношений государство имело монополию на владение многими объектами. Только оно имело и могло иметь на праве собственности землю, промышленные предприятия, предприятия транспорта, связи, школы, больницы и многое, многое другое. Гражданин же не мог владеть перечисленными объектами, да и имущественные права его были жестко регламентированы и ограничены. Например, в порядке ст. 106 Гражданского Кодекса РСФСР 1964 г. в личной собственности гражданина мог находиться один жилой дом (или часть одного дома); у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей мог быть только один жилой дом (или часть одного дома), принадлежащий на праве личной собственности одному из них или находящийся в их общей собственности; в многоквартирном доме ЖСК совместно проживающие супруги и их несовершеннолетние дети могли иметь только одну квартиру: предельный размер жилого дома или его части (частей), принадлежащего гражданину на праве личной собственности, не должен был превышать 60 кв. м жилой площади. Однако гражданину, имеющему большую семью либо право на дополнительную площадь, исполнительный комитет районного, городского Совета депутатов трудящихся мог разрешить построить, приобрести или сохранить в собственности дом (часть дома) большего размера. В этом случае жилая площадь не должна была превышать размера, определенного для данной семьи по нормам для нанимателей в домах местных Советов депутатов трудящихся с учетом права на дополнительную площадь. Законодательство устанавливало ограничения на размеры приусадебных участков, домашний скот и личной собственности и т. п. Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права -созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.). Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и т. д. Права и обязанности как элементы юридического содержания четко разграничены, разъединены, а права и обязанности как элементы фактического содержания соединяются: передача вещи — одновременно право покупателя и обязанность продавца; передача денег —одновременно право продавца и обязанность покупателя. 65. Виды правоотношений.
Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям (см. табл. на с. 357). Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений. По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содер-йкат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы. В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомочен-ная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права). По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами. 66. Юридический факт: понятие, виды. Фактический состав.
Правоотношения — динамичное явление. Они возникают, изменяются, прекращаются, реализуются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами, т. е. с юридическими фактами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|