Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Семинарскому занятию в обязательном порядке должна предшествовать самостоятельная подготовительная работа, целями которой являются:

- самостоятельное изучение необходимого теоретического материала;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научной литературой, а также законодательством по изучаемому предмету.

Ответы и практические действия студентов должны носить цельный характер. Ответы студентов оцениваются преподавателем, оценка ответа впоследствии может служить основанием для полусеместровой аттестации студента и (или) приема у него зачета.

Для семинарских занятий студенты должны завести отдельную рабочую тетрадь, в которой должны фиксироваться все выполненные задания.

 

Самостоятельная работа студентов включает:

 

1. Изучение теоретического материала по темам в течение семестра.

2. Изучение нормативно-правовых актов по определенной теме.

3. Подготовка проектов различных документов.

4. Составление схем по лекционным материалам и материалам семинарских занятий (например, схема законодательного процесса, судебной системы РФ, системы органов прокуратуры и т.д.).

5. Составление различного рода таблиц.

6. Подготовка развернутых сообщений и докладов по вопросам семинаров с использованием дополнительной литературы.

7. Решение задач.

8. Составление вопросов по лекционному и семинарскому материалу.

9. Составление кроссвордов и тестов по изучаемой дисциплине, а также их решение.

10. Проведение сравнительного анализа различного рода нормативно-правовых актов.

11. Детальное изучение отдельных источников и проведение с ними различного рода работ.

12. Составление классификации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со ссылками на положения Конституции РФ.

13. Поиск постановлений Конституционного Суда РФ в области охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

14. Анализ конституционного права или свободы по 7 критериям (на выбор).

15. Проверка региональных нормативно-правовых актов на соответствие федеральным.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

 

Распределение учебного времени по отдельным темам, а также общая продолжительность СРС, предусмотренная учебным планом для студентов дневной формы обучения на базе общего среднего образования, представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

№ п.п. Наименование темы Всего часов Лекции Семинары СРС
1. Конституционное право РФ - ведущая отрасль права        
2. Конституционное развитие России        
3. Основы конституционного строя России        
4. Основы правового положения человека и гражданина в России        
5. Гражданство РФ        
6. Личные права и свободы человека и гражданина в России        
7. Политические права и свободы человека и гражданина        
8. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина        
9. Федеративное устройство России        
10. Избирательное право в РФ        
11. Система органов государственной власти в России        
12. Президент Российской Федерации        
13. Парламент Российской Федерации        
14. Правительство РФ        
15. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ        
16. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в РФ        
17. Конституционные основы местного самоуправления в РФ        
  ИТОГО        

Распределение учебного времени по отдельным темам, а также общая продолжительность СРС, предусмотренная учебным планом для студентов дневной формы обучения на базе среднего профессионального образования, представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

№ п.п. Наименование темы Всего часов Лекции Семинары СРС
1. Конституционное право РФ - ведущая отрасль права        
2. Конституционное развитие России   -    
3. Основы конституционного строя России        
4. Основы правового положения человека и гражданина в России        
5. Гражданство РФ        
6. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации     -  
7. Политические права и свободы человека и гражданина     -  
8. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина     -  
9. Федеративное устройство России     -  
10. Избирательное право в РФ        
11. Система органов государственной власти в России        
12. Президент Российской Федерации        
13. Парламент Российской Федерации        
14. Правительство Российской Федерации     -  
15. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ   -    
16. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в РФ        
17. Конституционные основы местного самоуправления в России     -  
  ИТОГО        

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Конституционное право Российской Федерации –

ведущая отрасль права (2 часа \ 2 часа)

 

1. Предмет конституционного права России как отрасли права. Конституционное и государственное право.

2. Ведущая роль конституционного права в системе права Российской Федерации. Взаимосвязь международного и конституционного права.

3. Конституционно-правовые нормы. Особенности содержания и структуры.

4. Конституционно-правовые отношения. Особенности субъектов и объектов.

5. Источники конституционного права России.

6. Система конституционного права Российской Федерации. Понятие правового института.

7. Понятие и основания классификации законов в России.

 

Практическое задание

Составьте таблицу, представляющую порядок опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти: срок официального опубликования со дня подписания; срок вступления в силу со дня первого официального опубликования; источники опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, постановлений палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Таблица должна быть составлена на основе статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

 

 

Темы рефератов

1. Юридические свойства Конституции РФ.

2. Решения Конституционного Суда РФ как источники конституционного права.

3. Правовая охрана и толкование Конституции РФ.

 

Тема 2. Конституционное развитие России (2 часа \ 2 часа)

 

1. Конституционное развитие дореволюционной России 1917 г.

2. Конституционное развитие России в советский период.

3. Конституционные реформы в России после 1985 г.

4. Разработка и принятие действующей Конституции РФ. Конкуренция проектов.

 

Практическое задание

Проведите письменное сравнение Конституции РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. в виде двух колонок по следующим критериям:

• структура расположения конституционного материала;

• положения об основах общественного строя и политики;

• содержание раздела «Государство и личность» (Конституция РСФСР 1978 г.) и главы «Права и свободы человека и гражданина» (Конституция РФ 1993 г.);

• положения о федеративном устройстве;

• принципы организации и функционирования системы государственных органов;

• порядок изменения и принятия Конституций.

 

Тема 3. Основы конституционного строя России (4 часа \ 2 часа)

 

1. Принципы конституционного строя Российской Федерации. Основные конституционные характеристики России.

2. Понятия власти и суверенитета. Виды власти и формы суверенитета.

3. Институт референдума в Российской Федерации.

4. Организационно-правовые формы, принципы создания и деятельности общественных объединений.

5. Конституционно-правовой статус политических партий.

6. Основные особенности структуры и содержания Конституции РФ. Функции и юридические свойства Конституции РФ.

7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок и изменений.

Практические задания

1. Со ссылками на статьи Конституции РФ составьте перечень вопросов, по которым предусматривается принятие федеральных конституционных законов.

2. На основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы:

Творит ли Конституционный Суд РФ право? Если да, то приведите примеры созданных Судом норм права, определите их юридическую силу, докажите, что эти нормы становятся составной частью Конституции РФ.

Какой орган вправе отменить, изменить (дополнить) или оспорить данное Судом толкование Конституции РФ?

3. 21 октября 2005 г. в г. Шкуркино Московской области был проведен местный референдум по вопросу: Согласны ли вы со строительством в черте города нефтеперерабатывающего завода? В референдуме приняло участие 80% избирателей, из них 90% высказались против строительства. По жалобе вице-мэра И. А. Колобкова городской суд отменил решение, принятое на референдуме, как противоречащее федеральному законодательству. Группа жителей г. Шкуркино решила оспорить решение городского суда в вышестоящие инстанции. Проанализируйте Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ответьте на вопросы.

Какова юридическая сила решения, принятого на референдуме? Может ли суд отменить такое решение? По каким основаниям? В какие вышестоящие инстанции могут обратиться жители г. Шкуркино для защиты своих прав?

4. Во время обсуждения проекта Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки.

Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции Государственной Думы.

В какие сроки и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»?

5. Глава г. Шкуркино Московской области ввел на территорию данного муниципального образования, чрезвычайное положение в связи с экологической катастрофой, произошедшей на нефтеперерабатывающем заводе.[1]

Вправе ли глава муниципального образования вводить чрезвычайное положение в данном случае? В каком порядке в России может вводиться чрезвычайное или военное положение и какие ограничения прав и свобод личности предусматриваются в связи с этим в федеральных конституционных законах?

6. Вправе ли органы государственной власти субъекта РФ установить в качестве государственного языка помимо русского язык титульной нации, коренного малочисленного народа, национального меньшинства, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации? [2]

7. Вправе ли органы государственной власти Российской Федерации признать какой-либо из религиозных праздников государственным праздником или нерабочим (праздничным) днем? [3]

8. На основе федерального законодательства о государственной символике ответьте на следующие вопросы:

Допустимо ли сопровождать процедуру регистрации брака под музыку и слова государственного гимна? Могут ли российские спортсмены использовать изображение государственных флага и герба на спортивной одежде? Вправе ли граждане России украшать частные автомобили изображением государственных флага и герба или размещать государственный флаг на автомобиле в произвольной форме? Могут ли субъекты Российской Федерации устанавливать собственную государственную символику наряду с общефедеральной?

9. Ответьте на предложенные вопросы, делая ссылки на положения Федерального закона «О политических партиях».

Какие требования предъявляются к политическим партиям при их создании? Должна ли политическая партия пройти регистрацию? В каком порядке и в каких органах она осуществляется? Какие ограничения устанавливаются Законом при создании политической партии? Какие категории лиц не могут быть членами политической партии? Обязана ли политическая партия иметь устав и программу? Вправе ли политическая партия заниматься предпринимательской деятельностью? Если да, то при каких условиях? Допустимо ли создание в России политической партии с такими названия, как «Партия предпринимателей», «Православная партия»? Если да, то какие цели должны быть указаны в уставе и программе этих партий? [4] Какие лица не вправе направлять пожертвования в адрес политической партии? Устанавливаются ли ограничения объема пожертвований? В каких случаях политическая партия может получить государственное финансирование? При каком условии политическая партия может участвовать в выборах? Какие органы и в каких формах осуществляют контроль над деятельностью политических партий? По каким основаниям деятельность политической партии может быть приостановлена? Основания для ликвидации политической партии.

 

Темы рефератов

1. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России.

2. Политический плюрализм.

3. Религиозные объединения в Российской Федерации.

4. Общественные объединения в Российской Федерации.

5. Политические партии в Российской Федерации.

 

Тема 4. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации (2 часа \ 4 часа)

 

1. Классификация прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных в Конституции РФ.

2. Конституционно-правовые и международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина: соотношение и взаимодействие.

3. Проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России.

4. Охрана и защита основных прав и свобод личности в России. Роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты основных прав и свобод.

5. Основные принципы правового положения человека и гражданина в РФ: равноправие граждан, неотчуждаемость прав и свобод, непосредственное действие прав и свобод, гарантированность прав и обязанностей, соответствие международно-правовым нормам, запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

 

Практические задания

1. Назовите нормативно-правовые акты, в которых развивается или должно развиваться конституционное содержание основных прав, свобод и обязанностей. Найдите постановления Конституционного Суда РФ в области охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

2. Проанализируйте одно из конституционных прав или свобод (на выбор), используя следующие критерии: • возможности поведения субъекта, заключенные в содержании права (свободы); • характеристика данного права (свободы) в советских либо зарубежных конституциях, а также в международно-правовых актах; • место конституционного права (свободы) в системе основных прав и свобод человека и гражданина; • субъекты права (свободы): определенный коллектив или отдельный индивид; • механизм гарантий права (свободы); • способы охраны и защиты права (свободы).

3. Родственники тяжело больного пациента, находящегося в коме, обратились к главному врачу больницы с просьбой об эвтаназии. К заявлению прилагалось заключение консилиума ведущих специалистов медицины о безнадежном положении здоровья пациента. Главный врач в просьбе заявителей отказал. [5]

Правомерен ли отказ?

4. Гражданин РФ Александров Б. В. обратился в Министерство экономического развития и торговли РФ с просьбой предоставить ему информацию о структуре Министерства и порядке рассмотрения обращений граждан в данном органе. Александрову предложили сообщить причину его просьбы. Гражданин отказался обосновать необходимость получения запрашиваемых сведений и в связи с этим получил отказ в предоставлении информации. [6]

Правомерно ли данное решение Министерства об отказе в предоставлении информации?

5. Гражданин РФ Стародубцев обратился в Министерство обороны РФ с просьбой предоставить ему информацию о чрезвычайном происшествии на космодроме «Плесецк», в результате которого произошла утечка радиоактивных материалов. Окружающей природной среде был нанесен ущерб. В обосновании своей просьбы гражданин пояснил, что проживает на расстоянии 30 км от космодрома и беспокоится за состояние здоровья своей семьи. Министерство обороны РФ отказало в просьбе Стародубцева со ссылкой на то, что данная информация является государственной тайной.[7]

Правомерен ли отказ гражданину?

6. Гражданину РФ Титову И.О., которому было предъявлено обвинение в совершении шпионажа (статья 275 Уголовного кодекса РФ), следователем было отказано в допуске адвокату Махнову А.С.в качестве защитника Титова. Следователь мотивировал свое решение отсутствием у последнего специального допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. [8]

Правомерен ли отказ следователя?

7. Временно проживающий гражданин Украины Шматко В. А. получил отказ Администрации Красногорского района Московской области в приобретении им в собственность 12 соток земли сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что иностранные граждане на территории России не вправе иметь в собственности землю. Шматко отказали в приеме на работу в коммерческую организацию, поскольку у гражданина Украины отсутствовало разрешение на работу. За вход в музей Шматко заплатил за билет в три раза больше, чем его друг, россиянин Иванов. [9]

Допустимы ли в соответствии с российским законодательством названные ограничения конституционных прав для иностранных граждан?

 

Темы рефератов

1. Право на жизнь в современной России.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Возрождение института присяжных заседателей.

4. Право на альтернативную гражданскую службу.

5. Способы самозащиты прав человека.

6. Российские правозащитные организации.

 

Тема 5. Гражданство Российской Федерации (4 часа \ 4 часа)

 

1. Понятие и общая характеристика гражданства Российской Федерации.

2. Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища в Российской Федерации.

3. Конституционно-правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев, коренных малочисленных народов.

4. Государственная политика России в отношении соотечественников за рубежом.

5. Приобретение гражданства.

6. Прекращение гражданства.

7. Органы, решающие вопросы гражданства.

 

Практические задания [10]

1. Петров В. родился в августе 2002 г. на территории Польши. Его мать - гражданка РФ, отец - лицо без гражданства.

Какое гражданство приобретет В. Петров и по какому основанию?

2. В августе 2002 г. в уполномоченные государственные органы РФ обратился Жан Гавер, гражданин Франции. Он родился в 1964 г., ранее не состоял в гражданстве РФ, получил вид на жительство в мае 1997 г. и непрерывно проживал с этого времен России.

По какому основанию Жан Гавер может приобрести гражданство РФ? Устанавливаются ли в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» еще какие-либо требования к Жану Гаверу, желающему стать гражданином России?

3. Сапунова Л. М. в связи с заключением браки выехала в 1995 г. на постоянное жительство в г. Мюнхен и вышла из гражданства РФ. В августе 2002 г. она вернулась в Россию, получила вид на жительство и хочет снова приобрести гражданство РФ.

По какому основанию Л. М. Сапунова может это сделать и какие требования при этом ей необходимо выполнить?

4. Иванов В. В. родился в 1946 г. в Ленинграде и в связи регистрацией брака в 1970 г. переехал в Латвию. В августе 2002 г. он с семьей вернулся в Санкт-Петербург на постоянное жительства.

Нужно ли В. В. Иванову приобретать гражданство и по какому основанию?

5. Улмас Отт, проживающий на приграничной российско-эстонской территории, изменившей государственную принадлежность, решает получить в установленном порядке гражданство РФ.

По какому основанию он вправе это сделать?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных