Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социального государства




 

В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию демократическим федеративным правовым социальным государством. Предметом рассмотрения в данном документе является Концепция социального государства в соответствии со ст. 7 Конституции, которая гласит:

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается сис­тема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».[94]

Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности.

Социальное государство – самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого на достойную жизнь.

На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты:

1. В сфере занятости: структурная перестройка экономики в интересах всех граждан России, современная кадровая политика; повышение экономической активности, направленной на созидание и прогресс; обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населения; создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социальное партнерство; содействие обще­ственно полезному и эффективному предпринимательству.

2. В сфере политики доходов: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в Полной мере воспроизводство рабочей силы; социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.

3. В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах, не имеющих постоянно действующих коммуникаций с основной территорией страны.

4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы борьбы с бедностью; создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и социального вспомоществования; осуществление социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; улучшение демографической ситуации в стране.

5. В сфере охраны окружающей среды: создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека; обеспечение экологической безопасности.

6. В сфере формирования социокультурной среды: культивирование в обществе созидательных ценностей; повышение цивилизованности социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей; повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих РФ.

Социальное партнерство является важнейшим инструментарием социального государства при согласовании противоречивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству, органична включается в содержание понятия «социального государства», в его теорию и практику.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных со­циальных групп общества, выражает саму сущность социального госу­дарства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство – это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.

В-четвертых, социальное партнерство во всех формах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, участии работников в управлении организацией, представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фактором совершенствования социального государства, повышения уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служат важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.

В свою очередь социальное государство является важнейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.

Важнейшим фактором и условием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию, как своеобразной «корпорации». Это обусловливает необходимость объединения некоторой части активов и ресурсов всех территориальных образований для достижения общей цели в масштабах РФ.

Важнейшим средством для функционирования социального государства является его правовое обеспечение.

Социальное государство – это современный тип правового государства, наиболее целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества.

Интересы личности, ее право на самореализацию, основанное на признании обществом и государством неотъемлемых прав и свобод человека, находятся в центре внимания социального государства, а благо общества представляет его высшую цель. При этом право выступает не как ограничитель, а как гарант неотъемлемых прав человека, как цель и инструмент его свободы.

Однако в социальном государстве оно не может ограничиваться лишь формально-юридическим признанием этих высоких принципов; его влияние должно распространяться и на решение социальных проблем.

Это право должно быть конкретным и обоснованным, независимым от желания органов власти и управления или усмотрения должностных лиц. Границы этого понятия определяются социальными нормами допустимого (нижнего) и возможного поэтапного (верхнего) показателей уровня жизни, причем нижняя граница не может быть ниже показателей прожиточного социального минимума. Поэтому правомерно предположить, что наивысшее свое выражение право на достойную жизнь и свободное развитие человек получает в социальном государстве.

Социальное государство – не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество, сохраняя постоянную гармонию между ними.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных