ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность государства. Сущность государства как общественного явления представляет собой многогранное понятие, которое состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних
Сущность государства как общественного явления представляет собой многогранное понятие, которое состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определённость универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Государство это явление общественное, политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определённых задач. В науке сущность государства можно рассмотреть в двух аспектах: · с общефилософских позиций: как определённое явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например, от родового строя или политической партии; Таким образом можно проводить различия по вертикали (в историческом аспекте) – отличие государства от органов власти общинно-родового строя (по признакам политической публичной власти ( государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него); люди управляются не посредством объединения по признаку кровного родства, а посредством социальных процессов на определённой территории; признак государственной казны (связано с существованием налогов))и по горизонтали – отличие государства от других политических организаций общества (по следующим критериям: суверенность; распространение его власти на всю территорию страны, обозначенную государственной границей; имеет устойчивую юридическую связь с населением (распространяет на него свою власть); издаёт властные общеобязательные веления; обладает монополией на легальное применение силы в отношении населения; имеет средства воздействия, которыми не обладает никакая другая власть (армия, полиция, тюрьмы, …)). · с позиции социальной сущности, доминирования той или иной социальной группы, чьи интересы государство выражает прежде всего. Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. А также о том, в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества и в какой – интересы и ценности господствующих кругов общества; интересы какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет. Можно выделить следующие теории (подходы) о сущности государства: 1. теологическая: согласно этому подходу государство создано Богом, им же предопределяется его деятельность. Данный подход к пониманию государства характерен для стран, относящихся к религиозным правовым семьям. Теологический подход к понятию государства как эманации Божественной воли несостоятелен, не соответствует историческим фактам. В то же время теологический подход обладает некоторыми притягательными аспектами. Например, призыв к государству следовать некоторым общечеловеческим ценностям, нашедшим отражение в нормах религии, к формированию органов государственной власти. (Аквинский) 2. классический подход: имеет светский характер. Государство рассматривается как объединение для того, чтобы строить жизнь на началах цивилизации, упорядочить отношения людей на определённой территории. В современных условиях этот подход широко применяется в работах западных политологов, специалистов по публичному международному праву, которые рассматривают государство как соединение трёх элементов: власти, территории и населения. При этом данные элементы не рассматриваются как равнозначные. Многие учёные на первое место ставят такой элемент как политическая власть. Некоторые исследователи расширяют число элементов, добавляя суверенитет и международное признание. Он характеризуется чёткостью, определённостью и отражает объективную действительность, так как ни одно государство не может существовать вне территории, населения и власти. (Шантебу, Кабанн) 3. юридический подход: господствовал в науке до начала 20 века. Государство рассматривалось как юридическое лицо, совокупность правоотношений. Государство представляется как специфическое нормативное единство. Социологический аспект трактовки государства в рамках данного подхода имел различное значение на разных этапах его развития. В настоящее время близкими к классическому юридическому подходу являются воззрения на государство как на персонифицированный юридический порядок, вещь чисто абстрактную. Государство рассматривается как субъект права, который в том числе может нести ответственность. (Кельзен, Тропе). 4. социологический подход: государство рассматривается как юридическая персонификация нации (народа, населения страны), а эта персонификация коренится в централизации экономической жизни нации, в необходимости совместной централизованной экономической деятельности. Оно – официальный представитель всего общества. В современном толковании государство не является полностью беспристрастным, поскольку на его деятельность оказывают влияние различные заинтересованные группы в обществе, а силы последних не равны. Поэтому некоторые учёные рассматривают его одновременно и как явление, имеющее черты классовости, и как внеклассовый инструмент, служащий целям всего общества, как орган социальных услуг и как арбитра в отношениях различных групп общества. Недостатком данного подхода является слабость собственно юридического анализа такого явления как государство. 5. технико-кибернетический подход: появился в США в 60-е годы 20 века в связи с тенденциями перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Государство изучалось и как элемент политической системы, и как система, которая работает на основе ввода-вывода. Государство рассматривается как абстрактная система, действующая в соответствии с общими принципами теории систем, как машина. 6. теория элит: народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите. 7. марксистский подход: государство – универсальная политическая организация экономически господствующего класса, регулирующая отношения классов и иных социальных слоёв путём применения публичной власти государственным аппаратом. Согласно сложившейся традиции принято различать две стороны сущности государства: 1. классовое: связана с асимметричностью общества. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план. Государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. 2. общесоциальное: порождена необходимостью выполнения «общих» дел. государство призвано служить интересам всего общества. Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоёв, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод как компромисс. Государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|