Структура судебной речи, ее стиль и язык.
Структура судебной речи – ее композиционный план, логика и психология построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.
Цель судебной речи – убедительно, аргументировано воздействовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.
Различаются вступительная, основная и заключительная части судебной речи.
Эффективное построение вступительной части судебной речи в значительной мере определяет успех судебного оратора. Психологическая задача вступления – вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.
Эффективность судебной речи достигается и соблюдением определенных полемических, психологических правил:
-лучшее орудие спора – доводы по существу дела; апелляции к личности оппонента – свидетельство слабости позиции оратора;
-необходимо четко выделять полезное, неизбежное и опасное; все опасное должно быть тщательно обойдено; неизбежное можно признать,
-если имеется возможность его объяснения или вовсе не касаться его;
следует остерегаться обоюдоострых выводов;
-не следует доказывать очевидного;
-следует эффектно преподнести основное доказательство или основной тезис, подготовить аудиторию к его восприятию;
-следует отказаться от всех сомнительных, ненадежных доводов;
-не следует возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента, соглашайтесь с его второстепенными утверждениями – это делает Вас беспристрастным в глазах судей;
-если прямые улики весомы, следует тщательно проанализировать каждую из них; если незначительны – в совокупности;
-при наличии косвенных и прямых улик следует начинать с первых и усилить свою позицию прямыми уликами;
-не следует объяснять то, что плохо понимается самим оратором; любые противоречия в судебной речи равносильны ее провалу.
Соответствующие заповеди имеются и для опровергающего оратора:
-отвечая противнику, делайте это легко и как бы мимоходом, как нечто хорошо понятное всем слушателям;
-изыскивайте неправомерные обобщения, допущенные оппонентом;
-для возражения противнику используйте его же выводы;
-противопоставляйте словам факты;
-отрицайте то, что не доказано;
-не оставляйте без ответа ни одного весомого аргумента противника;
-не возражайте против обоснованных доказательств, найдите им такое -объяснение, которое примирило бы их с Вашей позицией;
-не опровергайте того, невероятность чего очевидна для всех;
-тщательно исследуйте факты, признанные противником, используйте их в своих целях;
-если неопровержимая улика обойдена оппонентом, подчеркните ее неопровержимость, но не опускайтесь до личных нападок.
Дать толчок самостоятельному развитию мысли слушателей – один из основных приемов ораторского искусства. «Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести их на нее, не высказываясь до конца. Когда же мысль уже сложилась у них, когда зашевелилось торжество завершенного творчества и с рождением мысли родилось и пристрастие к своему детищу, тогда они уже не критики, полные недоверия, а единомышленники оратора, восхищенные собственною проницательностью» (Сергеич П. Искусство речи на суде).
Рассмотрим структуру судебной речи.
Структура судебной речи подчинена принципу логико-смысловой членимости. Для нее характерно трехчастное членение, как и для любой другой публичной речи: вступление, основная часть, заключение.
Однако основная часть имеет свою строго устоявшуюся структуру:
1. Изложение фактов обстоятельств дела.
2. Анализ вобранных доказательств.
3. Обоснование квалификации преступления.
4. Психологический портрет подсудимого.
5. Причины совершения преступления.
6. Соображения о мере наказания.
Каждая часть в речи помимо основной функции, имеет также и факультативную целевую установку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|