Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средства управления вниманием




§63. Необходимость работы со специальными приемами усиления

§ 63. "В ту же секунду, как вы появились перед слушателями, они, естественно, неизбежно отдали вам свое внимание. Нетрудно сохранить его в течение следующих пяти секунд, но нелегко удержать в течение следующих пяти минут. Если вы его потеряете, то вам будет вдвойне трудно снова вернуть его. Поэтому начинайте свое выступление с какого-нибудь интересного сообщения уже в самом первом предложении. Не во втором и не в третьем, а в первом, ПЕРВОМ!"[42, 52]

Действительно, оратор работает отнюдь не в идеальной обстановке, когда ничто не мешает ему воплотить свой замысел. На идеальные обстоятельства вряд ли можно надеяться хотя бы потому, что люди устают и отвлекаются, даже если они с интересом относятся к теме и оратору. Поэтому при работе над речью необходимо заранее продумать (расположить в композиции или заготовить на случай необходимости) средства управления вниманием, приемы усиления.

Сами эти средства изыскиваются на этапе изобретения, однако оратору следует подумать над их расположением в пространстве и во времени речи, чтобы на протяжении всего выступления владеть аудиторией. "Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти." (А.П. Чехов)

Оратор, продумывая композицию речи, должен наметить места, где он использует тот или иной прием активизации внимания (например, яркий образ, цитату), который, работая на тезис, будет еще и привлекать «уставшее» внимание. Обычно внимание «устает», ослабевает через каждые 15–20 минут слушания. Поэтому уместным, целесообразным будет введение средств привлечения внимания на каждом композиционном стыке, т. е. при переходе от части к части, от микротемы к микротеме, от одной мысли к другой, от одного аргумента в ее пользу к другому. Поэтому еще при подготовке выступления в композиции следует отметить (выделить, например, цветом) места стыков компонентов речи и то, с помощью чего внимание будет привлекаться. Так, после вступления следует задать вопрос, ответом на который должен быть тезис, т. е. вся будущая речь; или сформулировать проблему, разрешению которой будет посвящена речь; или обратиться к аудитории с предложением обсудить вопрос, проблему, ситуацию и т. п.

Переходя от микротемы к микротеме основной части, можно приглашать к размышлению: "мы рассмотрели первый вопрос и можем перейти ко второму…", "а теперь поговорим о главном…", "хочу обратить ваше особое внимание на данную проблему…", "это для нас с вами особенно важно.…" и т. п.; обращаться к аудитории: "вы скажете: уважение к себе — личное дело каждого. Вовсе нет."; задавать вопросы: "Сколько сейчас языков на свете?… Что делать? Изучать иностранные языки?" После основной части совершенно естественно прозвучат слова: "Итак, к каким же выводам мы пришли?…", "подведем некоторые итоги…", "хочу подчеркнуть особое значение…".

При расположении материала, особенно если речь значительна по объему, необходимо логические рассуждения равномерно чередовать с эмоциональными компонентами, которые, по мнению М.В. Ломоносова, "более всех служат и движению, и возбуждению страстей", и иметь их достаточно в запасе. "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать". Так пишет А.П. Чехов в рассказе "Скучная история", иллюстрируя основной принцип введения в речь средств привлечения внимания в момент утомления аудитории. Однако следует помнить, что освежать внимание нужно не первым пришедшим на ум каламбуром, а образом, историей и т. п., обязательно связанными с предметом речи. Разумеется, посторонние анекдоты не могут считаться средствами оживления внимания и не должны встречаться в речи.

§64. Типы средств усиления

§ 64. В трудах по риторике можно найти более или менее пространные описания того, что помогает оратору удерживать внимание слушателей. Так, Н.Н. Кохтев [45] относит к этим приемам ввод в текст дополнительной информации, эмоциональную разрядку, скрытую форму диалога, способную вызвать сопереживание аудитории (интеллектуальное и эмоциональное), и т. д. По П. Соперу [98], управлять вниманием — значит управлять эмоциями, т. е. вводить в речь по мере необходимости соответствующий пример, образ, описание, которые в информационной речи будут создавать ощущение поступательного движения — будить любознательность, а в агитационной — сочетать психологические доводы с логическими и этим обеспечивать формирование соответствующей мотивировки, желание целеустремленно мыслить и действовать. В.В. Одинцов [77] добавлял к этим средствам дискретный метод изложения, усиление динамизма повествования за счет пропуска отдельных фрагментов, контрастный и проблемный методы изложения и т. д. Однако эти последние способы можно предложить только очень опытным ораторам, прекрасно владеющим информацией и аудиторией, причем только для серьезных объемных жанров: лекции, доклада, программной речи и т. п.

Обобщая высказанные мысли, можно попытаться распределить средства управления вниманием на группы.

К содержательным можно отнести иллюстрации, истории, образы, сравнения, цитаты, дополнительную информацию; замечания оценочного характера, затрагивающие систему ценностей или интересы слушателей.

К языковым — средства, обращенные к рациональной сфере: термины, научную лексику; и к эмоциональной: изобразительность, словесную наглядность, ассоциативность, экспрессивность, яркость, связанные с использованием соответствующей лексики, тропов, фигур.

К структурным — апеллятивные и риторические вопросы, обращения к аудитории, неожиданные перерывы для дополнительной информации с последующим возвратом к недоговоренному, инверсию структурных частей, чередование элементов рацио ("холодные тона", "идея") и эмоцио ("горячие тона", "образ"); повторения, пропуск звена в предложении, контрасты, сопоставление, скрытую форму диалога — "мышление вслух" — цепь вопросов и ответов, создание проблемных ситуаций.

К наглядным (являющимся одновременно элементом и содержания, и структуры) — таблицы, диаграммы, репродукции, схемы, реальные предметы, кинофильмы, видеофильмы и т. п.

Перечисленные средства управления вниманием можно назвать внутренними, т. к. они затрагивают текст речи сущностно, т. е. являются элементами содержания или языкового выражения, влияют на структуру. Но текст речи предназначен для устного произнесения, которое связано с использованием средств внешнего плана — паралингвистических, вербальных (интонационное разнообразие, паузы, сила и тембр голоса) и кинетических (мимика, поза, жесты). Эти внешние средства прямого отношения к расположению не имеют, но имеют отношение к управлению вниманием, а значит, предопределяют некоторым образом воздействующую силу речи.

Выбор того или иного средства управления вниманием зависит от характера аудитории, ситуации, жанра речи. Так, если аудитория характеризуется как интеллектуальная, а речь продолжительная (доклад, речь в прениях), больше подойдет проблемный метод изложения; в женской или молодежной аудитории можно использовать шутки; в академической лекции лучше привлекать внимание наглядными средствами; в низкоинтеллектуальной аудитории — с помощью большого количества примеров, ярких описаний, повторов.

Таким образом, в задачи расположения входит размещение средств управления вниманием в пространстве и времени речи в соответствии с законами восприятия, то есть там, где это необходимо и уместно.

С древности существует мнение, что речью связываются все человеческие дела, так как всякое дело требует смысловой организации, и если речь выстроена неверно или неоптимально, то разлаживается и само дело. Расположение, работа над композицией помогает нам выстроить речь оптимально. Помогает привести в порядок содержание конкретного выступления. Помогает привести в порядок наши рассуждения и высказывания по любому вопросу, т. е. мыслительный процесс вообще. Помогает привести в порядок, организовать надлежащим образом общение, диалог в любой ситуации, т. е. нравственное чувство. А это очень важно.

Задания

Задание № 39. Выберите интересную для вас тему агитационной речи. Изобретите содержание этой речи. На основе тезисного плана речи разработайте несколько вариантов композиции речи, предназначенных для разных типов аудитории. Объясняйте каждый раз, почему вы изменяете композицию именно таким образом.

Задание № 40. Проанализируйте композицию нескольких речей из других разделов учебника (на ваш выбор). Выделите все микротемы, определите, по какому принципу они построены и почему так.

Задание № 41. Определите тип вступления.

1. Вчера на заседании редакционной комиссии разгорелся большой спор. Собственно говоря, именно после этого заседания у меня и появилось желание сказать здесь несколько слов. (Г.С. Жуков)

2. Товарищи депутаты! К нам в эти дни поступают звонки и письма от наших избирателей. Они, провожая нас сюда, ждали от нас многого: чтобы мы рассмотрели те вопросы, которые их волнуют. Поэтому они просили получить ответы на три вопроса. (И.Н. Шундеев)

3. Уважаемые депутаты! Мне хотелось вначале вспомнить одну старинную притчу о том, как одного руководителя на посту меняет другой. Старый руководитель оставляет молодому три конверта и говорит: когда будет трудно, открывай поочередно пронумерованные конверты. Открыл в трудное время новый руководитель первый конверт, написано: "Обещай все". Он обещает. Положение не меняется. Открывает второй конверт, читает: "Ругай меня, предшественника". Ругает. Ситуация не меняется. Открывает третий конверт, а там написано: "Готовь три конверта". Мне не хотелось бы, чтобы сказанное относилось только к правительству. Это в равной степени относится и к нам с вами, потому что мы уже и обещали, и ругали, и действительно подвели страну к черте, когда пора “готовить три конверта”. Но вместо трех конвертов я предлагаю внимательно посмотреть три программы, которые у нас есть. (В.И. Жигулин)

4. Высокий Съезд! Я хочу доказать Борису Николаевичу, коллегам-депутатам и иностранным гостям Съезда, что нынешнее правительство не рыночное, его реформы бюрократические, от которых вместо модернизации национальная экономика все глубже погружается в хаос. Тупиковая ситуация создается и для честных бизнесменов Запада. (Г.В. Саенко)

5. Уважаемые народные депутаты! Каждый раз, когда заходит речь о принятии какого-либо нового закона, я вспоминаю выдающегося русского поэта второй половины XIX века А.Н. Апухтина, который в своей поэме “Сумасшедший” словами главного героя говорил: "Я день и ночь пишу законы для счастья подданных и очень устаю." Действительно, мы тоже очень устаем и приняли за год работы уже свыше 70 законов. Но стала ли жизнь "наших подданных" лучше? Пока что по полкам наших магазинов незаметно. И вот очередной закон — о президентстве. (С.Н. Быстров)

6. Друзья! Мне хотелось бы начать этот разговор размышлениями о слове, то есть о том оружии всечеловеческого общения, которое вручается людям природою безвозмездно и на вечное пользование на втором уже году их земного пребывания… (Михаил Алексеев)

7. Товарищи! Сегодня мы празднуем вторую годовщину со дня открытия Вешенского театра колхозной казачьей молодежи. Вы помните, как обстояло дело с искусством в этих глухих, далеких от больших культурных центров станиц и хуторах. Иногда приезжали захудалые труппы, наскоро собранные каким-нибудь предприимчивым, ловким антрепренером. Эти люди заботились о том, чтобы подработать побольше денег, они не имели никакого отношения к искусству, они занимались жалкой имитацией искусства. Случалось, появлялись какие-нибудь бродячие музыканты, слушать было страшно, — эта музыка, как говорят местные жители, за ожерелок брала. Много, очень много жителей вообще не знало, что такое театр, никогда в жизни не видело театра… (М.А. Шолохов)

8. Товарищи! С чувством робости вступил я на эту трибуну. С робостью потому, что стоит за моими плечами невеселая слава автора многотомных и, к моему сожалению, неоконченных романов. Вот я и подумал, как только председательствующий огласит мою фамилию, вы скажете: "Эге, да это тот самый Шолохов, который длинно пишет и не кончает. Пожалуй, он и говорить будет так же длинно, пока ему председательствующий не напомнит о регламенте". А сказав так, вы потихоньку начнете вставать и уходить. Так вот, пока вы не успели покинуть ваши места, спешу предупредить, что говорить буду коротко и обязательно кончу до звонка. А если и эта моя короткая речь вам покажется длинной, вы только немного пошевелитесь, и я стремительно пойду на закругление… (М.А. Шолохов)

9. Старая народная поговорка, давно родившаяся там, где бурлят стремительные горные потоки, говорит: "Только мелкие реки шумливы". Отшумели собрания областных и краевых писательских организаций, собрания, наполненные острой полемикой, задорными речами. Республиканские съезды прошли на более сдержанном уровне, а вот наш Всесоюзный съезд, подобно огромной реке, вобравшей в себя множество больших и малых потоков, протекает прямо-таки величаво, но на мой взгляд, в нехорошем спокойствии. (М.А. Шолохов)

10. Товарищи судьи! Пусть не покажется вам странным, что я — защитник второстепенных фигур настоящего процесса — открываю выступления защиты. Причиной тому — не только то обстоятельство, что именно с этих эпизодов началось судебное исследование дела. Важно другое. В защите второстепенных фигур настоящего дела я имею большую возможность вскрыть принципиальные дефекты следствия и обвинения в целом, осветить некоторые общие проблемы процесса. (И.М. Кисенишский)

Задание № 42. Выскажите свое мнение по поводу следующих вступлений. Попытайтесь их отредактировать.

1. Уважаемые депутаты! Я, как всегда с затруднением, выхожу на эту трибуну и хочется сказать словами Юлии Друниной: "Покрывается сердце инеем…" Это та, которая "ушла из дома в грязные теплушки от прекрасной дамы в мать и перемать" для того, чтобы защищать свою страну. Но ушла из жизни потому, что видела, как под откос катится наша Россия. Слава богу, на этом Съезде Президиум наш наконец-то понял, что нужно думать о своем народе, о России. Но понял через собственное «я», когда зашатался трон, когда зашатался стул. (Ю.С. Сидоренко)

2. Товарищи депутаты! Мы, сибиряки, сидим в зале наверху. Сибирские области далеко, а там нас, сибиряков, очень много. Мы сидим и с уважением относимся к московской группе, думаем, что она будет поступать разумно, с пониманием своей ответственности. Но то, что происходит, удивляет не только меня. Прежде всего я обращаюсь к молодым депутатам, которые впервые избраны, которые будут работать 10 лет не так, как мы 5 лет, потому что через 5 лет нас не изберут, мы будем старые, а вы станете 10 лет работать над созиданием нового нашего общества. Скажите, куда мы торопимся сейчас? Почему мы хотим сегодня, сию минуту сделать так, чтобы все было немедленно изменено? (Далее говорит о принципах формирования палат Верховного Совета) (Е.Н. Мешалкин)

3. Добрый день, добрый вечер, я уже путаю. У нас здесь, товарищи, разница с Красноярском в 4–5 часов. В эти дни нам звонят из Сибири круглые сутки, звонили сибиряки и в эту ночь. Мы вообще засыпаем по московскому времени в час-два ночи, а просыпаемся в 4–5 утра. К этому времени у нас в Сибири уже встали. Поэтому, естественно, голова у всех нас гудит, наказы поступают, масса телеграмм в карманах. А нас не выпускают сюда, потому что, наверное, мы далеко сидим, и кроме того, не хватает смелости, что ли. Но что же получается, когда нужны нефть, газ, золото, пушнина и т. п., мы вспоминаем прекрасное выражение великого человека, что могущество русского государства будет прирастать Сибирью. Когда же мы хотим что-то сказать, все наши записки теряются. Я, кажется, второй из наших краев, за что глубоко благодарю Президиум Съезда. Теперь насчет кандидатуры А.И. Лукьянова… (Р.Х. Солнцев)

4. Дорогие товарищи! Хотя Энгельс обращался к случаю почтительно — "его величество", но все-таки удивителен сам по себе случай. Я калмык. Сегодня 6 июня 1989 года. Вся страна, весь мир отмечают 190-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Я тот, к кому он когда-то воззвал:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый друг славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Что такое гений? Бог, пророк, провидец? Но как он мог провидеть, что в день 190-летия его рождения я, калмык, на первом Съезде народных депутатов великой державы буду приветствовать его и всех, кто является — я в этом убежден — наследниками его духа. И если бы Пушкин сидел в президиуме нашего Съезда, ей-богу, первому бы он дал слово не представителю великого русского народа, потому что великий русский народ не нуждается в такой помощи, как допустим нивх, юкагир, или калмык, — он вызвал бы к трибуне Рытхэу или еще кого-либо из поэтов малочисленных народов. (Далее о национальной политике России) (Д.Н. Кугультинов)

Задание № 43. Сочините к одной из своих речей несколько начал разных типов. Объясните, в какой аудитории и в каких обстоятельствах эти начала оказались бы наиболее уместны.

Задание № 44. Проанализируйте заключительные части публичных выступлений. Какие цели ставят ораторы? Какие средства выразительности используют?

1 … И в заключение я хочу повторить слова Н.И. Травкина, мне они очень понравились, и они, по-моему, содержат реальную оценку. Он сказал: "Гайдара слушать хорошо, если не выходить после этого на улицу". (В.И. Жигулин)

2. (Речь о проблемах инвалидов)…В заключение мне хотелось бы обратиться к нашим уважаемым журналистам. Хотелось бы, чтобы в прессе объективно освещались проблемы инвалидов. Как после бурелома появляется новая поросль, как после первого дождя тянется к свету и теплу все живое, так и мы, инвалиды. Для нас перестройка — это благодатный дождь, а свет и тепло — это ваши сердца, ваше понимание. Так отдайте же часть тепла ваших сердец, ваших душ инвалидам. Помогите им стать полноправными членами общества. 1989 год Советским фондом милосердия и здоровья объявлен Годом милосердия. И я призываю вас всех, уважаемые депутаты и избиратели, активно включиться в это гуманное движение. (А.Я. Неумывакин)

3 …150 лет назад оригинальный русский мыслитель и друг Пушкина Петр Чаадаев писал о России: "Мы народ исключительный, мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь страшный урок…" "Страшного урока" больше быть не должно. (Ю.П. Власов)

4 … Итак, главной задачей таких наблюдательных советов явится обеспечение на государственном телевидении и радио объективного освещения общественно-политических проблем и событий. Еще раз хочу обратить ваше внимание, народные депутаты: вопрос архиактуальный, архиважный в наше неспокойное, нестабильное время. Прошу принять за основу проект данного постановления. (В.П. Лисин)

5 … Как бы ни выступил Президент — это наш Президент. Какими бы мы ни казались — мы народные депутаты. Надо уступать друг другу, искать компромиссы во имя спокойствия и благополучия Отечества и объединяться во имя спасения России, во имя спасения наших народов. Худой мир лучше доброй ссоры, давайте думать об этом. (Р.Г. Абдулатипов)

6 … Чтобы труд в отличие от сегодняшней ситуации стал эффективным, надо перестроить наше общество. Мы не сможем добыть нашим избирателям материальных благ. Но обязаны создать в обществе систему, при которой человек труда сможет зависеть только от себя, от своего труда. (Г.Х. Попов)

7 …Стало быть, создание образов, которые достойно представляли бы нашу эпоху и не только теперь, но и перед временами грядущими, остается задачей номер один, или, как еще говорят, сверхзадачей. Этому — в первую, и во вторую, и в третью очередь — должны быть подчинены все наши мысли, все наши разговоры, все наши рассуждения о новаторстве, о языке литературы, о положительном и отрицательном герое, обо всех компонентах, входящих в понятие художественного творчества. (Михаил Алексеев)

8 …Еще раз напоминаю вам: как бы ни было трудно на первых порах, не гонитесь за легким успехом. Ведь вы, идущие нам на смену, — надежда наша. Вы — наше будущее. За многими из вас уже стоит настоящее, но будущее писателя есть у вас всех. Вы — великолепные представители великолепного народа. Желаю вам добра, успехов, больших свершений, дорогие друзья! (М.А. Шолохов)

9 …Мраком обреченности окутан доживающий век капиталистический Запад. Но для трудового человечества всех стран ярким светом надежды полыхает занявшаяся на Востоке заря свободы и счастья. Свет победит мрак. И, спаянное узами дружбы и братства, человечество скажет: "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" (М.А. Шолохов)

10 …В заключение мне хочется сказать: среди присутствующих много делегатов, которых ласково называют «маяками». Хорошее слово, емкое. Я прошу тех, кто светит своим трудом, не забывать о том, что светят они не только людям своей профессии. Маяки науки, техники, промышленности, сельского хозяйства светят и нам, людям искусства. И мы взираем на них не без некоторой зависти, потому что в своем творчестве еще не достигли того, чего достигли они. Но свет их огня падает и на нас и согревает нас, и, пожалуй, просвечивает в сумеречные часы. Большое душевное спасибо тем, кто светит! (М.А. Шолохов)

Задание № 45. Рассмотрите предлагаемые заключения и выскажите о них свое мнение. Попробуйте отредактировать их.

1. (Анализируется закон о Президенте)…Как известно в законе о местных советах и местном самоуправлении, который уже рассмотрен на сессии Верховного Совета и в первом чтении принят, указывается, что глава административной власти каждого региона избирается всеми избирателями данного региона. И кажется, что здесь мы входим в некоторое противоречие, и даже не в некоторое, а довольно большое противоречие, давая Президенту право отстранять от обязанностей должностных лиц. Думаю, что те комментарии, которые дал С.М. Шахрай в отношение этого положения статьи 8 надо было изложить в этой статье. Спасибо за внимание. (А.И. Стеликов)

2. (Большая речь о национальной политике России, причем затрагиваются разные аспекты этой политики)…А эта любезная калмычка сегодня со своим ребятенком на Соколиной горе со СПИДом мучается. Вся наша делегация посетила вчера эту единственную в Москве больницу, где лечат от СПИДа. И мы удивились убогости этой больницы. Ведь это же обшарпанная, второсортная больница, которая должна вести борьбу с чумой человечества — СПИДом. Это ужасно. Я недавно вернулся из США, я видел, как там борются со СПИДом и хочу призвать всех вас обратить на это внимание. (Д.Н. Кугультинов)

3 …Завершая свое выступление, хотел бы высказать глубокую удовлетворенность целеустремленной деятельностью правительства, лично Михаила Сергеевича по осуществлению внешнеполитического курса, по укреплению добрососедства со всеми странами и особенно с сопредельными государствами Туркменская ССР, граничащая с Ираном и Афганистаном, в этом особенно заинтересована. Мы уверены, что конструктивные шаги нашей страны в международных вопросах дадут нам возможность укрепить на взаимовыгодных основах культурное и экономическое сотрудничество, решать многие проблемы по улучшению использования природно-сырьевых ресурсов нашей страны. (С.А. Ниязов)

Задание № 46. Сочините к одной из своих речей несколько разных концовок. Объясните, в каких обстоятельствах вы бы стали их использовать. Продумайте вариант вступления и заключения речи, связанных одной мыслью.

Задание № 47. Произведите полный риторический анализ предлагаемых текстов Особое внимание обратите на композицию речи.

1. М.Ф. Квинтилиан Лучше ли учить детей дома или следует отдавать в училища?

Представим, что дитя мало-помалу подросло и, выйдя из-под надзора нянек должно заняться уже настоящим учением. Здесь следует обсудить вопрос: полезнее ли обучать мальчика дома, в семейном кругу, или же лучше посылать его в училище и поручать заботам общественных наставников? Знаю, что самые знаменитые законодатели и выдающиеся писатели высказывались за общественное воспитание. Предложим и наше собственное мнение.

Во-первых, будущий оратор, который предназначается для многолюдных собраний и который будет жить как бы перед лицом целого государства, должен с самых юных лет привыкать не страшиться многолюдства и преодолевать ту застенчивость, которая происходит от уединенной и как бы затворнической жизни. Следует постоянно возбуждать и возвышать дух, вместо того он в уединении или слабеет и как бы остается в тени, или, напротив, становится гордым пустой самонадеянностью, потому что тот, кто себя ни с кем ни сравнивает, по необходимости слишком много о себе думает. Когда приходится ему потом показать свои знания перед другими людьми, он приходит в замешательство, и все новое затрудняет его, потому что он учился в уединении тому, что следует делать в присутствии многих.

Я не говорю о детских дружественных связях, которые ненарушимо сохраняются до самой старости, как священные обязательства. Они, без сомнения, должны быть такими, так как начинаются вместе с учением.

Да и в обыкновенном кругу как научится вести себя тот, кто убегает общежития, свойственного не только людям, но и даже бессловесным животным?

Прибавьте, что дома дитя может учиться только тому, чему учат его одного, а в училище узнает и то, чему учат других. Каждый день он будет слышать, почему одно одобряют, а другое исправляют, будут ли бранить ленивого, будут ли хвалить прилежного, все это обратится ему в пользу. Похвала возбудит в нем соревнование, он постыдится уступить равному, сочтет за честь превзойти старшего. Все это возбудит в нем пламенное усердие к учению, честолюбие хотя и порок, но часто бывает причиною достоинств человека. Я помню, как полезен был для нас обычай, какой наблюдали наши учителя: разделивши учеников на разряды, они назначали очередь говорить, смотря по способностям каждого, прежде всего говорил оказавший больше успехов. Об этом составлялись суждения, каждый старался превзойти других. Быть первым в разряде считалось между нами лучшим отличием. Но это определялось не навсегда, в конце месяца вновь давалось каждому право на состязание. Таким образом, в отличившемся поддерживалось усердие, и в побежденных возникала надежда загладить стыд и получить верх в свою очередь. И это, сколько я могу припомнить, придавало нам больше охоты к учению, чем убеждения учителей, наблюдения педагогов и советы родителей.

Подобно тому, как соперничество увеличивает успехи старших, так и в начинающих учиться возникает желание подражать более своим товарищам, чем наставнику, потому что первое для них легче. Ведь было бы слишком смело питать надежду достигнуть той степени красноречия, какую предполагают дети в своем учителе. Поэтому они и хватаются за ближайшее к себе, как виноградные лозы, привязанные к деревьям, сперва вьются около ветвей, а потом поднимаются до вершины. Да и сам учитель, который старается быть более полезным, чем блистать умом, не должен вдруг обременять слабые умы, но обязан соразмерять свои силы с умственными силами учащихся. Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так следует судить и о детских умах, что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний. Итак, полезно иметь кого-нибудь для того, чтобы сперва ему подражать, а потом его превзойти. Таким образом, можно надеяться постепенно достигнуть больших успехов.

К тому же прибавлю еще, что и сами учителя не смогут говорить перед одним учеником с таким жаром и силою, каким бывает проникнута их речь в многолюдном собрании. Настоящим очагом красноречия служит душа, для нее нужно возбуждение, нужно, чтобы она наполнялась образами и сливалась, так сказать, с теми предметами, о которых говорим. Мы чувствуем какое-то тайное отвращение к проявлению пред одним слушателем своего красноречия, которое приобретается такими большими трудами, даже стыдно бывает отступать тогда от обыкновенной речи. И в самом деле, представим себе человека, который перед одним учеником стал бы говорить со всеми приемами, громким голосом, с особого рода жестами и произношением, одним словом, со всем напряжением душевных и телесных сил: не покажется ли он похожим на безумного? Конечно, не было бы между людьми красноречия, если бы всякий говорил один на один.

2. Д. Карнеги Речь, получившая премию.

Господин председатель, друзья! Сто сорок четыре года назад в моем родном городе — Филадельфии были заложены основы нашей великой страны, соединенных Штатов Америки, и поэтому совершенно естественно, что этот город, имеющий такое историческое прошлое, проникнут тем мощным американским духом, который сделал его не только величайшим промышленным центром нашей страны, но также одним из крупнейших и красивейших городов всего мира.

Филадельфия имеет около двух миллионов человек населения; территория города равна территории Милуоки и Бостона, Парижа и Берлина, вместе взятых. Из 130 квадратных миль нашей территории мы выделили около восьми тысяч акров лучшей земли на прекрасные парки, скверы и бульвары, чтобы наши жители имели достаточно места для отдыха и развлечений, располагали такой окружающей средой, которая подобает каждому достойному американцу.

Друзья! Филадельфия — это не только большой, чистый и красивый город; она известна всюду как великая мастерская мира, и ее так называют потому, что мы имеем огромную армию в 400 тысяч человек, занятую на 9200 промышленных предприятиях, которые каждые десять минут рабочего дня производят на сто тысяч долларов полезных товаров. По словам одного известного статистика, в нашей стране нет города, могущего сравниться с Филадельфией по производству шерстяных, кожаных изделий, трикотажа: текстильных товаров, фетровых шляп, скобяных изделий, станков, аккумуляторов, стальных судов и множества других видов продукции. Мы выпускаем по паровозу каждые два часа — днем и ночью, и больше половины населения нашей великой страны ездит в трамваях, построенных в городе Филадельфии. Мы производим тысячу сигар в минуту; в прошлом году на наших 115 трикотажных фабриках было изготовлено по две пары чулочных изделий на каждого мужчину, каждую женщину и каждого ребенка нашей страны. Мы производим ковров больше, чем Великобритания и Ирландия, вместе взятые, а общий масштаб нашей коммерческой и промышленной деятельности так велик, что в прошлом году сумма взаимных расчетов наших банков, составившая 37 миллиардов долларов, была достаточной, чтобы выкупить все облигации займа Свободы, имевшиеся в стране.

Однако, друзья, хотя мы очень гордимся изумительными успехами нашей промышленности и тем, что город является одним из крупнейших центров медицины, искусства и образования в нашей стране, мы испытываем еще большую гордость оттого, что в Филадельфии насчитывается больше частных жилых домов, чем в любом другом городе мира. Мы имеем в Филадельфии 397000 домов и если поставить эти дома в один ряд на двадцатипятифутовых участках, то этот ряд протянется от Филадельфии через зал съездов в Канзас-сити, где мы находимся, до Денвера, то есть на 1881 милю. Но особое ваше внимание я хочу привлечь к тому важному факту, что десятки тысяч этих домов принадлежат трудящимся нашего города и населены ими: а когда человеку принадлежит земля, на которой он живет, и крыша над его головой, то никакие импортные политические болезни не смогут заразить этого человека.

Филадельфия не является подходящей почвой для европейского анархизма, потому что наши дома, учебные заведения и наша колоссальная промышленность созданы тем самым истинно американским духом, который родился в нашем городе и служит наследием наших предков. Филадельфия — это мать нашей великой страны, это подлинный исток американской свободы. Это город, где был изготовлен первый американский флаг; город, где заседал первый конгресс Соединенных Штатов; город, где подписана Декларация независимости; город, где Колокол свободы, самая чтимая реликвия Америки, вдохновил десятки тысяч наших мужчин, женщин и детей. Поэтому мы считаем, что выполняем священную миссию, заключающуюся не в поклонении золотому тельцу, а в распространении американского духа и в сохранении горящим факела свободы, чтобы, с соизволения Всевышнего, правительство Вашингтона, Линкольна, Теодора Рузвельта могло быть вдохновением для всего человечества.

3. Научно-популярная лекция.

Знаете ли вы, почему государь Левшу одного “по свету отпускать не хотел”? Да потому, что он “на все языки не умел”. А вот родись Левша раньше, не попал бы, может, в такое положение. Ведь говорят, было время, когда все люди разговаривали на одном языке. Но задумали они построить Вавилонскую башню до самых небес, а бог рассердился и наказал их за дерзость самым простым способом: наслав разноязычие. Перестали люди понимать друг друга и не смогли закончить башню.

Сколько сейчас языков на свете? Одни говорят, что 2000, другие — 3000. Оказывается, ответить на этот вопрос. Хотя бы потому, что диалекты одного и того же языка нередко так отличаются друг от друга, что их вполне можно считать самостоятельными языками. Впрочем, как ни называй, а суть одна — землянам очень трудно понять друг друга.

Что делать? Изучать иностранные языки? Это облегчает задачу общения, но не на много. Полиглотами дано стать далеко не всем. Чтобы в совершенстве выучить один язык, нужно потратить около 5000 часов. Где уж тут выучить несколько! И вот огромная армия переводчиков ежедневно выполняет во всем мире колоссальную работу, без которой современное общество просто немыслимо.

Давняя мечта человечества — единый язык. Но какой? Каждый считает — язык его страны, ибо он самый красивый, правильный, удобный. О том, чтобы кто-то уступил, не может быть и речи. Вот, например, в Бельгии многие говорят на французском, не признают самостоятельности фламандского, а фламандцы устраивают многолюдные демонстрации, отстаивая самостоятельность своего языка. Даже попытки использовать самые распространенные языки привели к тому, что к сегодняшнему дню в ранг международных зачислено 16. Многовато…

Есть соломоново решение: сохранить национальные языки со всем их богатством, многообразием, а для международного общения придумать достаточно простой, рациональный искусственный язык. За последние 300 лет появилось свыше 500 проектов такого языка. Самым удачным считается эсперанто. Его предложил еще в 1887 году варшавский врач П. Заменгоф. В нем всего 16 правил без исключений. Корни слов заимствованы из романских, германских и славянских языков. Графика — латинская. Каждой букве соответствует, как правило, только один звук. Язык достаточно прост. Его можно выучить в 10 раз быстрее, чем любой другой. Скептики предсказывали скорую смерть эсперанто как раз из-за искусственности, упрощенности, относительной бедности. Однако любой язык в той или иной степени искусствен, ведь он не существует сам по себе, а является продуктом общества, служит определенным целям. эсперанто, обеспечивая необходимый минимум понимания, выполняет поставленную перед ним задачу. Появились и противоположные опасения: что люди забудут свой родной язык и начнут изъясняться только на эсперанто. Это будет ударом по национальному своеобразию. Можно резонно возразить: есть ведь такие международные средства общения, как морской и авиационный коды, единые цифры, но никому не приходит в голову пользоваться только ими.

Вспомогательный язык прежде всего нужен науке. Как метко заметил один ученый, вавилонская мешанина — ужасные путы для людей, которые одинаково выглядят, одинаково одеваются, рассуждают и изучают одни и те же области науки, но не могут общаться без помощи переводчика. Но эсперанто завоевывает популярность не только среди ученых. Им пользуются уже десятки тысяч людей во всем мире. Его изучают в клубах, обществах. Чтобы легче было осваивать, выпускаются соответствующие учебники, словари. Началось его использование и в художественной литературе. Оказывается, он дает достаточно выразительных средств прозаикам и поэтам. На сегодняшний день почти вся мировая классика переведена на этот язык. Появились стихи на эсперанто. Между прочим, его стали осваивать и студенты Московского литературного института. Он завоевывает все больше сторонников.

Так станет ли эсперанто всеобщим языком? Гарантировать это пока нельзя. Распространение нового языка по всей планете — дело сложное во многих отношениях и очень ответственное. Чтобы пойти на это, нужно быть точно уверенным, что не будет нежелательных эффектов. То, что происходит сейчас, пока что большой эксперимент. Ученые внимательно наблюдают за ним. И по ходу дела все более совершенствуют эсперанто. (“Эврика”)

ВЫРАЖЕНИЕ

§65. Значение этапа выражения

§ 65. Мысли, не обличенные в достойную словесную форму, не способны зажигать интерес, создавать настроение, будить ответную мысль, желание действовать, т. е. не способны воздействовать. Еще Аристотель писал: "Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление."[6, 127] Эта мысль актуальна до сих пор. Современные ораторы дорожат словесным оформлением мысли ничуть не меньше, чем древние: "Нужна яркая форма, в которой сверкает пламень мысли и искренность чувства." (А.Ф. Кони)

Итак, «выражение» (elocutio) — это третий этап работы над речью — ее словесное оформление. Конечно, и до этого этапа мы пользовались ничем иным, как словом. Но словом "для себя". Теперь, создавая текст, мы подумаем о слушателях, ибо мысль для других осуществляется в слове, и если слово "не то", то мысль воспринята неадекватно или не воспринята вовсе. Поэтому главная задача работы над Выражением — найти "единственно нужное размещение единственно нужных слов." (Л.Н. Толстой) О значении этапа Выражения хорошо сказал М.М. Сперанский: "Слово есть род картины, оно может быть превосходно в своей рисовке или в первом очертании. Но без красок картина будет мертва. Одно выражение может дать ему жизнь. Оно может украсить мысли низкие и ослабить высокие. Великие ораторы не по чему другому были велики, как только по выражению. Вергилий и Мевий, Расин и Прадон мыслили одинаково, но первых читает и будет читать потомство, а последние лежат во прахе, и имя их бессмертно только по презрению." [94,83] Поскольку речевой, словесной форме выступления уделяется внимание в очень многих риторических трудах, нет необходимости подробно останавливаться на всех аспектах этого этапа. Определим для себя проблемы Выражения с точки зрения риторики как науки о воздействующей речи.

Причем разговор будет идти только о значении речи для реализации замысла оратора, а не о речи оратора вообще. "Существенно, что элокуция, как инвенция и диспозиция, имеет специфический смысл только внутри риторической схемы как ее неотъемлемая часть."[12, 34] Именно поэтому здесь невозможны отвлеченные рассуждения о системе стилей русского языка или рассмотрение списочного состава тропов. Речь может идти только о языковых средствах достижения в речи поставленной цели.

Очень важно не смешивать риторический этап Выражения со стилистикой и культурой речи. Нельзя, например, провозгласив: "Оратор не должен нарушать в речи стилистические нормы", изложить далее все нормы и законы стилистики. Тем более, что такой подход совершенно неэффективен и не приносит хороших результатов ни для риторики, ни для стилистики. Об этом свидетельствует тщетность попыток внедрения стилистики вместо риторики в систему обучения, которая наблюдалась у нас в течение многих десятилетий. "Но, как показала практика, ни стилистика, ни практическая стилистика не справились с теми задачами, которые на протяжении двух тысяч лет реально решала в европейской речевой культуре «старушка-Риторика»: люди не стали говорить лучше — легче, эффективней, красивей ("изящней" — вспомним старый термин "изящная словесность"). В нашем обществе, несмотря на развитие стилистики, практической стилистики, культуры речи, произошло почти полное отлучение человека от слова, в настоящее время уже давшее прямо катастрофические последствия."[70, 211]

Таким образом, подмена, хотя бы и частичная риторики смежными лингвистическими дисциплинами недопустима, хотя каждая из них может быть использована и используется в риторических целях.

Необходимо предостеречь и от другой ошибки, которая часто допускается: от полной подмены всей риторики одним выражением. О пагубных последствиях замены изучения всего риторического канона разбором тропов и фигур речи уже говорилось, поэтому определим главную проблему Выражения как риторический выбор слова, т. е. выбор с целью воздействия на слушателей.

Риторический выбор — это более высокий уровень использования речевых средств, чем просто нахождение слов для выражения мыслей. Последнее является необходимым условием и лишь предпосылкой ораторства. Слово, отобранное риторически, должно формировать мысль, создавать образ, воздействовать на чувство, задавать форму предложению и целому тексту, выступать представителем единственно возможного для конкретного общения стиля. Так, в своей речи на I Съезде народных депутатов СССР академик Д.С. Лихачев, рисуя крайне бедственное положение библиотек, сказал: "Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и в других городах горят, как свечки. " Можно было соответственно ситуации сказать, что "в главных библиотеках часто происходят пожары". Но слова разговорного стиля, идеоматическое выражение, не только выразили мысль о противопожарной незащищенности библиотек, но и заставили «увидеть» и почувствовать степень этой незащищенности. К тому же они сделали совсем обычное по своей организации предложение ярким и запоминающимся, создали неповторимый стиль взволнованной речи неравнодушного человека, наконец, помогли реализовать замысел всей речи — убедить спасать библиотеки.

Риторический выбор слова всегда обусловлен ситуацией, аудиторией, жанром, предметом речи и ораторским типом. Можно представить себе последовательность шагов, совершаемых на этапе Выражения, таким образом: 1) Выбор нужного по смыслу слова и построение текста; 2) Работа над выразительностью и стилем текста; 3) Окончательное редактирование текста. Первый этап ставит целью точно, логично и понятно изложить свои мысли. Второй этап предполагает обращение к чувствам, «страстям» аудитории, поскольку это — непременный элемент воздействия. Третий этап — последний взгляд на текст, когда оратор размышляет об общем впечатлении, производимом текстом, оценивает действенность речи.

Для облегчения дальнейшего разговора о Выражении разделим единую и цельную в жизни проблему на две составляющие: средства, обращенные к рацио, обеспечивающие понимание, и средства, обращенные к эмоцио, обеспечивающие выразительность, изобразительность речи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных