Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экспериментальная часть

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУМЕРТАУСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра ЕН и ОТД

 

ОТЧЁТ

По лабораторной работе №2

дисциплине «Химия»

Тема: Химическая связь

 

 

Выполнил: ст. гр. СУЛА - 129

Сафронов А.С.

Проверил: преподаватель

Муллаянов Р.Х.

 

Кумертау – 2012
Лабораторная работа №2

«Химическая связь»

2. Цель работы:

Изучение характерных особенностей химических реакций комплексообразования, свойств различных комплексов с целью использования их в технологии получения, очистки металлов и их обработки.

 

Краткая теория

Взаимодействие атомов, приводящее к образованию молекул простых и сложных веществ, а также кристаллов, называют химической связью.

Основным критерием химического взаимодействия атомов, ионов и молекул является изменение электронной плотности.

Образовавшаяся новая молекула устойчива только в том случае, ее; энергия возникших частиц ниже энергии исходных, то есть имеет место выделение энергии и уменьшение энтальпии системы.

Так как ядра атомов исключительно малы по сравнению с размерами атомных орбиталей, то химическое взаимодействие обусловлено взаимодействием электронов реагирующих частиц. Современная теория химической связи обоснована на предположении, что при образовании связи между частицами в пространстве между ядрами электронная плотность возрастает.

Полностью заполненные (согласно принципу Паули) двумя электронами атомные орбитами являются стабильными. По этой причине и атомы, имеющие такие орбитами, являются устойчивыми и не проявляют химической активности (например, инертные газы). Поскольку любая система (в том числе и атомная) стремится занять устойчивое положение, то атомы в химических реакциях стремятся приобрести завершенные электронные оболочки.

При образовании более сложных систем происходит перераспределение валентных электронов между атомами, участвующими в образовании химической связи. В зависимости от характера распределения электронной плотности в веществе различают три основных типа химической связи: ковалентную, ионную и металлическую.

Соединения высшего порядка, содержащие комплексный ион как в кристалле, так и в растворе называются комплексными соединениями. Причиной комплексообразования может быть как электростатическое, так и донорно-акцепторное взаимодействие, осуществляемое между ионами, между молекулами и ионами, между молекулами.

В качестве комплексообразования чаще всего выступают атомы и ионы d- и

f- элементов, что объясняется наличием у них свободных (n-2)f-, (n-1)d-, ns-.

Экспериментальная часть

Проведем опыт 1. Получение комплексных катионов и анионов

Цель: научиться использовать реакции комплексообразования для разделения катионов.

а) в одну пробирку нальем 3 капли 0,1 М раствора соли Mn2S04, в другую – 3 капли 0,1 М раствора соли NiSO4. В каждую пробирку добавим постепенно 15 капель концентрированного раствора NH2OH.

Первоначально в обеих пробирках образуется осадок, потом он растворяется во второй пробирке. Напишем уравнения химических реакций, в результате которых образуется комплексный катион [Ni(NH3)6];

MnSO4 + 2NH4OH = Mn(OH)2¯ + (NH4)2 SO4 - желтый мутный осадок

NiSO4 + 6NH4OH = [Ni(NH3)6] SO4+ 6H2O – бледно-розовый осадок

(в дальнейшем при добавлении NH4OH осадок растворяется)

б) в одну пробирку нальем 3 капли 0,2 М раствора соли FeCl, в другую - 3 капли 0,1 М раствора соли Cr2(SO4)3. В каждую пробирку добавим по каплям раствор NaOH (в избыточном количестве). Первоначально в каждой пробирке образуется осадок, спустя некоторое время он растворяется во второй пробирке. Напишем уравнения химических реакций с учетом образования комплексного аниона [Сr(ОН)6]3- (это говорит о возможности использования реакций, комплексообразования для качественного анализа катионов)

FeCl3 + 3NaOH ® Fe(OH)3¯ + 3NaCl – густой коричневый осадок зеленые цвет

Cr2(SO4)3 + 6NaOH ® Cr(OH)3¯ + 3Na2SO4 зеленые цвет

Проведем опыт 2. Комплексные соединения в реакциях обмена

Цель: научиться использовать реакции комплексообразования для открытия отдельных катионов.

а) в две пробирки нальем по 3 капли 0,1 М раствора соли FeSO4. Затем в одну пробирку добавим 3 капли 0,1 н раствора соли K4[Fe(CN)6], в другую - 3 капли раствора K3[Fe(CN)6].

В результате в первой пробирке появилось синее окрашивание, обусловленное образованием турбуллевой сини Fe3[Fe(CN)6] 2;

1. FeSO4 + K4[Fe(CN)6] ® Fe2[Fe(CN)6] + 2K2 SO4 светло-синий цвет

2. 3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] ® Fe3[Fe(CN)6] 2 ¯ + 3K2 SO4 темно-синий цвет

б) в две пробирки нальем по 3 капли 0,1 н раствора соли FeCl3. Затем в одну пробирку добавим 3 капли раствора соли K3[Fe(CN)6], в другую - 3 капли раствора K4[Fe(CN)6].

В первой пробирке появилось синее окрашивание, обусловленное образованием берлинской лазури Fe4[Fe(CN)6] 8+.

Напишем уравнения химических реакций. Это показывает о возможности использования реакций комплексообразования для качественного анализа катионов

FeCl3 + K3[Fe(CN)6] =Fe[Fe(CN)6] 2 + 3KCl – зеленый цвет

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl – синий цвет

Проведем опыт 3. Образование внутрикомплексных соединений.

Цель: изучить возможности использования реакции образования внутрикомплексных соединений для открытия катионов и их количественного определения.

На фильтровальную бумагу нанесем каплю 0,5 М раствора соли NiSО4. После того, как капля впитается, нанесем каплю спиртового раствора диметилглиоксима. После впитывания этой капли нанесем еще каплю концентрированного раствора аммиака. На бумаге появляется розовое окрашивание за счет образования диметилглиоксимата никеля;

 

Ni2++

H3C
C
NOH
C
NOH
H3C
H3C
C
NO
C
NOH
H3C
ON
HON
C
CH3
C
CH2
Ni
+2H+

Диметилглиоксимат никеля

Эту реакцию можно использовать для открытия катионов Ni2+ и их количественного определения.

Проведем опыт 4. Двойные и комплексные соли

Цель: изучить механизм электролитической диссоциации комплексных и двойных солей. Выявить различие между комплексными соединениями и двойными солями.

Необходимо различать двойные и комплексные соли, которые образуются из более простых солей по реакции соединения.

Образование комплексной соли гексацианоферрата (II) калия:

Fe(CN)2 + 4KCN = К4[Fe (CN)6]

 

Образование двойной соли Мора:

(NH4) 2SO4 + FeSO4 = (NH4)2Fe(SO4) 2.

 

Двойные соли устойчивы в твердом состоянии. В растворах эти соли полностью диссоциированы на ионы:

(NH4)2Fe(SO4) 2 2NH4+ + Fe3+ +SO42-

 

Комплексные соли устойчивы в твердом состоянии. В растворах эти соли диссоциируют на простые и комплексные ионы:

К4[Fe (CN)6] 4K+ + [Fe (CN)6] 4-

Таким образом, комплексные и двойные соли различаются по механизму электролитической диссоциации в водных растворах.

Порядок выполнения работы:

а) в три пробирки нальем по 5-6 капель 2М раствора соли Мора – (NH4)2Fe(SO4) 2. В первую добавим 1-2 капли 0,1 М раствора ВаСl2, во вторую – 3 - 4 капли 2М раствора NaOH, нагрейте и поднесите к парам красную лакмусовую бумагу, в третью – 3 - 4 капли раствора К3[Fe (CN)6].

Во всех пробирках образуются осадки. Лакмусовая бумага становится фиолетовой. Напишем уравнения прошедших реакций.

(NH4)2Fe(SO4) 2 + ВаСl2 = (NH4)2 SO4+ 2Fe Сl + 2ВаSO4¯ - белый осадок

 

Наличие иона SO42-

(NH4)2Fe(SO4) 2 + 2NaOH= Fe(OH)2¯ + (NH4)2 (SO4) 2+Na2SO42- - зеленый (салатовый) осадок

Наличие иона Fe2+

3(NH4)2Fe(SO4) 2 + 2К3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6] ¯ + (NH4)2 (SO4) + 3К2SO4 - темно-синий осадок

б) в три пробирки нальем по 5-6 капель раствора соли К4[Fe(CN)6].

В первую пробирку добавим 2М раствор NaOH.

К4[Fe(CN)6] + 4NaOH Na4[Fe(CN)6] + 4KOH

Во вторую пробирку добавим 5-6 капель раствора виннокислого натрия NaHC4H4O6. Напишем уравнение реакции.

К4[Fe(CN)6] + 4NaНС4Н4O6 = 4КНС4Н4O6 + Nа4 [Fe(CN)6]

В третью пробирку добавим 1-2 капли 1М раствора FeCl3. Наблюдается образование синего осадка берлинской лазури Fe4[Fe(CN)6]8+. Напишем уравнение реакции.

4FeCl3 +3 K4[Fe(CN)6] =Fe4[Fe(CN)6] ¯ + 12KCl – очень густой, синий осадок берлинской лазури

5.Вывод:

В данной работе мы изучили характерные особенности химических реакций комплексообразования, свойства различных комплексов с целью использования их в технологии получения, очистки металлов и их обработки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Количественный анализ | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных