Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Риторический канон как центральный раздел общей риторики




Обучение речи начинается с формирования умения ориентироваться в условиях общения – в речевой ситуации. Для классической риторики существенным является понятие речевой ситуации (где? с кем? зачем?), описание которой было дано еще Аристотелем (оратор – предмет, о котором он говорит, – лицо, к которому он обращается с речью). Без учета специфики аудитории речь не может быть успешной, эффективной.

Разработка речи начинается с уяснения ее темы (о чем говорить?). Разработать тему можно, лишь четко сформулировав цель (чего хочу добиться?). Тема, направленность и цель речи близки и тесно связаны с заглавием речи. Цель реализуется через систему задач, которые всегда конкретны и соответствуют обстоятельствам (условиям) общения. Следующее, что важно уметь разработать или изобрести, это определить главную, «царствующую» (Н.Н. Кошанский) мысль (идею, содержание), которая приводит выступающего к результату. Назовем это тезисом выступления. Далее продумывается композиция – расположение текста, реализующего цели и задачи выступления в пространстве и во времени конкретной ситуации публичного общения. Здесь же требуется осмыслить и подобрать способы, приемы и средства аргументации – речевые (языковые) средства выражения идеи в данной ситуации. Единица деятельности – выступление. Продукт – речевое сообщение конкретного жанра (разновидности).

Технологически речевое действие удобно разделить на 3-4 фазы: 1,2 – докоммуникативные (изобретение, планирование речи), 3 – коммуникативная (произнесение), 4 – посткоммуникативная (фаза контроля).

Каждая из них представляет собой совокупность сложных действий (этапов). Этому учили еще древние греки, определив 5 этапов риторического канона (от греч. kanon – правило). В “Риторике” Аристотеля названы следующие этапы:

Инвенция, «изобретение» – изобрести, что сказать.

Диспозиция, «расположение» – расположить изобретенное.

Элокуция, «украшение» – словесное оформление мысли.

Запоминание (лат. Memorio) – репетиция, заучивание речи.

Произнесение (лат. Aktio hupokrisis) – актерское исполнение (речь не только произносится, но и разыгрывается с использованием жестов, мимики, голосовых данных).

Разработать тему речи – подразделить на ряд подтем, или микротем, которые в совокупности и составят тему, – помогают знания о понятийной форме мышления. В риторике для обозначения этого процесса употребляется термин «общее место», «топ». Топ – инструмент логического обеспечения речи, смысловая модель. У Аристотеля смысловая модель-топ используется для изобретения содержания речи, как доказательство, как довод (аргумент). В своей «Риторике» он представляет 28 топов.

Топ «определение» занимает ведущее место. Он чаще всего следует сразу после вступления. Например: иллюстрация – изображение, сопровождающее и дополняющее текст. Определение – важный элемент структуры речи.

Топ «целое и части». Изобретение содержания речи осуществляется с помощью модели «целое и части». Это значит идею надо рассмотреть, как часть целого; рассмотреть части идеи, которые ее составляют (убранство комнаты – стол, кровать, стулья, шкафы).

Для усиления выразительности речи используется смысловая модель «свойство». Следует выбирать существенные признаки и не избегать собственных оценок. В организации мышления и речи необходима смысловая модель «сопоставление». Сравнение – поиски сходства (синонимы); противопоставления – поиски различного (антонимы).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных