ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория красноречия М.В.Ломоносова.Считается, что именно М.В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав Краткое руководство к красноречию (1748г.). Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей: · О изобретении, · О украшении, · О расположении.
Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.
В Кратком руководстве Ломоносов дает следующее определение риторики: Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Именно М.В. Ломоносов утвердил в употреблении термин красноречие, выбрав его из длинного ряда синонимов. · риторика наука, учение, правила, · красноречие искусство, умение красно говорить, а также тексты словесности. Краткое руководство к красноречию издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня. · душевные (острый ум и память), · телесные (громкий голос, долгое дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В Риторике Ломоносова предлагается строить речь из четырех частей: · вступление, · пояснение, · утверждение, · заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить. · образность речи, · выразительность стиля, · убежденность оратора. В своем учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.
41. «Правила высшего красноречия» М.М.Сперанского. Будучи преподавателем красноречия в Александро-Невской семинарии Сперанский написал трактат «Правила высшего красноречия» (1792). Эта книга посвящена искусству церковной проповеди. Сочинения отличают авторская наблюдательность, эрудиция, изысканность формы и выражения. Сперанский основанием красноречия считал страсти. Сильные эмоции и живое воображение для оратора совершенно необходимы. В самом деле, примечено, что у самых грубых народов вырывались черты, достойные величайших ораторов. Сперанский писал: «Поставьте дикого, рожденного с духом патриотизма и независимости и снабженного сильным воображением в такое же сопряжение обстоятельств, в каком стоял Демосфен, растрогайте его страсти, и дайте свободно излиться его душе: и вы увидите в нем мысли высокие, сильные, поражающие». Всё различие между ним и Димосфеном состоять будет только в том, что его мысли будут без связи, без искусства; его речь будет сильна, но отягчена повторениями, без гармонии. Сперанский дает такое определение красноречию: красноречие есть дар потрясать души. Нельзя обучить красноречию, так же как нельзя обучить иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно научить тому, как пользоваться этим даром. Это и есть риторика. Сперанский различает два способа воздействия на слушателей: философский и церковный: в первом случае говорят уму, во втором – сердцу. Если оратор говорит лишь о мнениях философов, о причинах и сомнениях, убеждениях, возбудит ли он страсти и чувства аудитории? Его примеры облегчат воображение, но восполят ли они его? Оратор просветит ум, но что он скажет сердцу? – вопрошает Сперанский в своей книге. В церковном же слове нравственные истины просты и известны всем. Слушатель приходит в церковь с готовою истиною, но она в нем мертва и задачей проповедника является оживить ее. Далее я приведу краткую характеристику основных частей речи как это представил Сперанский в «Правилах». Вступление должно быть простым, оно не должно слишком далеко начинаться от темы и не должно слишком близко к ней подходить. Не стоит мудрить в приготовлении втсупления. Для начала надо познакомиться с своим слушателем, приучить его за собой следовать. Когда слушатель войдет в образ ваших мыслей, то те понятия, которые вначале показались бы ему непонятными, будут тогда вразумительны, так как он поймет их значение и точку, с которой следует их рассматривать. Далее Сперанский говорт о «страстном слове». Оратор должен сам быть пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе. Спокойная душа совсем по-другому смотрит на предметы, иначе мыслит, иначе обращается, иначе говорит, нежели душа, потрясаемая страстью. Итак, можно выделить главные черты в рассуждении о страстном: 1. Страстное должно занимать главное место в доказательствах. 2. Основа страстей есть чувствительность и воображение. 3. Чувствуй, ежели хочешь, чтоб другие с тобой чувствовали. После вступления и доказательств следует третьея и последняя часть речи – заключение. Сделать заключения сухими и холодными значит потерять плод своего слова. Сперанский пишет: «Слушатель в продолжение речи был движим вместе с вами страстью. Сердце его, ослабевшее от потрясения, уже готово сдаться — для чего не пользуетесь вы его расположением? для чего погашаете вы огонь в то самое время, как он должен быть в величайшей своей силе? Вот что значит разрушить своими руками собственное свое творение».
Сперанский выделяет два главных правила для расположения мыслей: 1. Все мысли в слове должны быть связаны между собою так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой. 2. Второе правило в расположении мыслей состоит в том, чтоб все они подчинены были одной главной.
Далее Сперанский рассуждает о виде оратора вообще. Далее автор говорит о трех состовляющих вида оратора: о лице, о голосе и о выговоре. Кто чувствует, и чувствует сильно, у того лицо есть зеркало души. Язык лица всегда признавался наиболее верным толкователем душевных чувств. Часто один взгляд, одно движение брови говорит больше, чем все слова оратора; а особенно глаза, орган души столько же сильный, столько же выражающий, как и язык, должен следовать за всеми движениями оратора и переводить слушателям чувства его сердца. Счастлив тот, кого природа одарила гибким, чистым, звонким голосом, замечает Сперанский. Древние настолько уважали этот дар, что изобрели особую науку делать его приятным. Частое упражнение, напряжение груди и вкус в музыке могут дополнить или скрыть недостатки природы. Но мы слишком мало заботимся о всех этих наружных дарованиях оратора, может быть, потому, что слишком мало знаем человеческое сердце и не понимаем что существо красноречия основано на страстях и, следовательно, на предубеждении, а потому по большей части на наружности. Твердый язык, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть необходимая часть для оратора. Часто мы слушаем с удовольствием разговаривающего человека только потому, что его язык оборотлив и выговор тверд. И в заключении Сперанский говорит, что тот, кто хочет иметь дело с людьми, необходимо должен мыслить хорошо, но говорить он должен еще лучше.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|