Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа с речевым хором.

1. Природа рождения речевого хора.

2. Идейно-действенный анализ произведения

3. Понятие партитуры речевого хора и методика её создания.

4. Приемы дерижирования

Литература:

1. «Сценическая речь» учебник под ред. Козляниновой

2. Савкова З.В. «Как сделать голос сценическим»

3. Савкова З.В. «Речевой хор в массовом представлении»

Возникновение речевого хора относится к глубокой древности, к 534 г.до н.э. Речевой хор на этом этапе приобретает совершенные формы представления и переходит в область искусства. Функции его различны, в трагедии, например, хор обычно изображал людей близких главному герою; в комедии изображал не только людей, но и животных, даже сказочные существа. Основное содержание произведения передавалось через хор, из которого в последствие был выделен один актер. С появлением третьего актера роль хора ослабевает. Драматический конфликт может происходить теперь и без его участия. Хор не исчезает совсем, а продолжает существовать как элемент драматургии. Возникновение русского хорового чтения связано с обрядовыми игрищами: скотоводческие, охотничьи, земледельческие, масленичные, свадебные. В обрядовых игрищах присутствовал момент театрализации, диалоги, хоровые выкрики. Наличие текста и песен непременное условие игр и заклинаний. Архитектоника любого из них такова: в образно игровой форме воспроизводится действия, обязательно сопровождаемые текстом, который либо говорится, либо поется. К речевому хору часто обращались скоморохи, первые на Руси актеры, в революционное время речевой хор был необходим как коллективный организатор (агитбригады, агиттеатры). Интерес к массовым представлениям особенно велик, так как театрализованное представление это самое емкое и многогранное форма массового искусства, включающая в себя музыку, поэзию, театр, хореографию, декорационное оформление, кино, пиротехнику, также некоторые виды спорта. Во всех видах речевой хор является необходимым компонентом речевого действия. Речевой хор построен на музыкальной природе звучания. В речи есть все, что и в музыке: звуковысотные изменения в словах и фразах, движение тона голоса в диапозоне, усиление и ослабление силы звука, смена темпов произнесения, изменчивость тембральной окрашенности звука, различный характер возникновения и продолжительности пауз, меняющийся характер произнесения слов, общая тональность звучания, развитие темы, её кульминация и завершение. Авторская идея, высказанная коллективно, воздействует сильнее, нежели произнесенная одним чтецом, поэтому речевой хор несет большой эмоциональный заряд.

Речевой хор – это коллективное словесное действие, которое придает значительность звучания, делая его более могучим и воздействующим средством общения со зрителями. Поэтому речевой хор или его элементы можно использовать в любом театрализованном представлении и празднике.

Работу над речевым хором следует начинать с идейно-действенного анализа: тема, идея, сверхзадача, композиция, сквозное действие, логический разбор и анализ стихотворной формы.

1. Переписать крупными буквами, оставляя поля с 2 сторон, соблюдая стихотворную строку и знаки препинания.

2. Подчеркнуть главные слова во фразе: двумя полосками самые главные слова, тесно связанные по смыслу - одной.

3. Наметить паузы в тексте (логическая – палочкой, люфт - галочкой)

4. Определить слитно или раздельно будут читаться слова во фразах

5. Определить мелодику, чтобы избежать монотонов (восходящая – стрелочка вверх, нисходящая стрелочка вниз, восходящая нисходящая – вверх-вниз.)

6. Определить объемность слов, то есть длительность звучания. (Мелкая короткая - нотка четверть, объемная – половинка, самая объемная - целая) СТАВИТЬ НАД

7. Определить уровень громкости (РР – очень тихо, Р – тихо, MP – умеренно тихо, F – громко, MF – умеренно громко, FF – очень громко)

8. Темп речи (t1 – медленно, t2 – умеренно, t3 - быстро)

9. Определить основной тон произведения (трагический, юмористический)

10. Определить тембровые оттенки, то есть характер звучания речи (легко, светло, резко), Эмоциональное воздействие (нервно, гневно, ласково, нежно)

11. Действенные задачи (заинтересовать, напугать…)

12. Разбить текст на голоса (М, Ж, МВ, ЖВ)

Приступая к созданию партитуры речевого хор режиссер должен быть: режиссер-толкователь, режиссер-композитор, создатель партитуры, режиссер-дерижер

Партитура – это совокупность всех партий многолосного речевого хора, это своеобразный нотный стан, в котором специфическими графическим знаками записано звучание всех партий хора. Главное отличие речевого хора от вокального – текст произносится разными речевыми голосами. Их подразделяют:

1. Мужские низкие (м н) и женские низкие (ж н) – в основном низкое глубокое звучание

2. Мужские средние (м с) и женские средние (ж с) – середина голоса

3. Мужские высокие (м в) и женские высокие (ж в) – голосовое со слабо выраженным грудным

Режиссер должен быть с профессиональным речевым слухом, чтобы уметь использовать в хоре эти голоса различного сочетания. Режиссеру необходимо выстроить исполнителей не только по высотной характеристики, но и сгруппировать по тембральным различиям (глухие-звонкие, теплые-холодные, мягкие-резкие, грубые-нежные)

Режиссер должен учитывать все свойства голоса, чтобы коллективное чтение являло собой симфоническое звучание, где каждый голос ведет свою партию, органически сливаясь в единое целое.

Для речевого хора лучше всего использовать стихотворное произведение, так как мысль в стихах наиболее сконцентрирована

 

Партитура стихотворения Брюсова «Работа»

Хор – 16 человек (2 МС, 4 МН, 2 МВ, 2 ЖС, 2 ЖН, 4 ЖВ)

Общий тон звучания – драматический

Основная интонация – разговорная

(В тетрадке)

Единое счастье работа

В полях, за столом, за станком

Работа до жаркого пота

Работа без лишнего счета

Часы за упорным трудом

 

Приемы дирежирования

1. Объемность, то есть длительность изображается правой рукой

Мелкое, короткое слово – «лепка» (вкручиваем лапочку, одно слово – один поворот рукой, Рука согнута в локте, работает кисть)

Объемное слово – работает согнутая рука в локте – это «рубка»

Самое объемное – движение от плеча – «ковка»

2. Левая рука показывает мелодику и уровень громкости

Последние методические советы по работе с хором.

1. Обращать внимание на согласные звуки в тексте, часто они определяют характер произведения. («разъяренные», «рок-н-ролл» – звук «р» придает резкость, жесткость)

2. Гласные звуки придают напевность, мелодичность речи (несказанное, синее, нежное – сочетание звуков «е» и «и» придает словам особую нежность и музыкальность)

3. Следить за дикционной чистотой. Особенно часто «пропадают» глухие согласные в конце слова.

4. Добиваться единого звучания хора, четкой выдержанности пауз.

5. Следует помнить, что шумы, музыка только оттеняют слово, вводить их в речевой хор следует ограниченно. Необходимо научить исполнителей действовать словом, а не прятаться за шумовые, музыкальные эффекты.

В приемах расстановки речевого хора студент должен учитывать следующие правила:

1. Слабый голос звучит сильнее, когда он находится в звуковом поле сильных голосов.

2. Близкая расстановка голосов по партиям способствует четкому монополитному звучанию. Широкая – смешанная – создает эффект млщного, колоритного, многоголосного звучания.

3. Работая с речевым хором необходимо применять расстановку хора в зависимости от замысла и мизансцен.

 

Методика подготовки и проведения голосо-речевого тренинга:

1. Индивидуальные особенности голосо-речевого тренинга

2. Методические приемы, используемые в голосо-речевом тренинге

3. Основные принципы проведения голосо-речевого тренинга

4. Методические советы по проведению голосо-речевого тренинга

5. Последовательность упражнений в голосо-речевом тренинге

Работа над голосом и речью должна быть целенаправленна

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Судебное красноречие в Древней Греции. | Предмет и задачи риторики.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных