ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Семинар 2. Речевое событиеОБЩАЯ РИТОРИКА (дисциплина по выбору)
Методические указания по семинарским занятиям
Разработчик:
___________ Л.Л. Захарова
СОГЛАСОВАНО: Зав.кафедрой КС
___________ Т.И. Суслова
Пособие предназначено для студентов вузов негуманитарного профиля, изучающих элективный курс «Общая риторика», который рассматривается как теория и практика речевого поведения. Цель курса заключается в повышении уровня речевой культуры и коммуникативной компетенции будущих специалистов. Пособие включает планы семинарских занятий, методические указания по подготовке, список рекомендуемой литературы.
Семинар 1. Введение в риторику
План 1. Генезис риторики. Античный риторический канон.
Риторика как наука возникла в V веке до н.э. в Древней Греции. Аристотель определил риторику как «искусство убеждать». Он же разработал так называемый канон («путь от мысли к слову»), который представляет собой схему работы над речью, предполагающую пять этапов подготовки речи: 1) Инвенция (изобретение мыслей) 2) Диспозиция (расположение информации, композиция речи) 3) Элокуция (этап словесного оформления и редактирования речи) 4) Мемория ( запоминание, технический этап подготовки речи) 5) Акция (произнесение, общение с аудиторией). Больших успехов достигает риторика в Древнем Риме, особенно во времена расцвета Римской республики (Цицерон, Квинтиллиан). В средние века основным видом риторики было духовное красноречие, которое служило церкви для защиты и укрепления своих интересов, и было сильным средством воздействия на народные массы. В Новое время риторика приобретает светский характер, развивается судебное, парламентское, деловое, военное красноречие. В настоящее время, в период «информационного общества» разрабатываются различные речевые технологии прикладного характера.
Вопросы 1. Приходилось ли Вам выступать публично?
Семинар 2. Речевое событие План 1. Структура речевого события.
При подготовке к семинару обратите особое внимание на описание структуры речевого поведения и речевой ситуации. Вспомните важнейшее понятие социологии – «социальная роль». Опишите понятие «речевая роль» и, в частности, речевая роль студента, молодого специалиста, руководителя. Типы ораторов классифицируются по нескольким основаниям (критериям): 1) тип нервной деятельности (рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический); 2) умение держать тезис (конструктивный, демагогический, популистский); 3) доминирующие личностные качества (эврист, теоретик, авторитарный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог). Индивидуальный ораторский стиль – это совокупность признаков, характеризующих способ взаимодействия оратора с аудиторией: логикой речи, выразительностью, эмоциональностью, техникой речи, мировоззрением, интеллектом, манерой двигаться, внешностью.
Вопросы 1. Сформируйте свое отношение к каждому типу ораторов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|