Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды речевого воздействия




 

Под воздействием понимается «действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь и внушить что-нибудь» (по С.И. Ожегову).

 

Различаются два основных вида речевого воздействия: вер­бальный (при помощи слов) и невербальный.

 

При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией, что, когда и кому говорите. Для вер­бального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и, естественно, само содержа­ние речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова. См. подробнее в параграфе «Речевая коммуникация».

 

Невербальное речевое воздействие - это воздействие при по­мощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность го­ворящего, дистанция общения и др.).

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассмат­риваются в речевом воздействии исключительно в их соотноше­нии с речью, что и позволяет использовать термин «невербальное речевое воздействие».

Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать.

За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы (т.е. невербальными средствами коммуникации) важно увидеть настроение, желание, помыслы вашего партнера по общению, чтобы на основе полученной информации постичь характер человека и установить взаимосвязь черт его личности. И уже, исходя из этого, начинать процесс воздействия на его мысли, чувства и т.п.

Иными словами, совокупность средств невербального воздействия призвана выполнять следующие функции:

- дополнения речи;

- замещения речи;

- репрезентации эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу;

- определение настроения человека, его желаний, устремлений и помыслов и т.п.

Что же невербальные средства вносят в общение? Они:

1) акцентируют ту или иную часть вербального сообщения;

2) предвосхищают то, что будет передано вербально;

3) выражают значение, противоречащее содержанию высказывания;

4) сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи;

5) заменяют отдельное слово или фразу;

6) с опозданием дублируют содержание вербального сообщения.

7) заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение продолжить свое высказывание, на поиск слова и т.д.

Владея невербальными средствами, человек может:

- использовать их в целях регуляции и оценки воздействия в процессе работы;

- создавать положительный тонус общения, устанавливать и сохранять контакт;

- влиять на речевую активность;

- способствовать запоминанию материала.

 

Остановимся более подробно на каждом виде невербального воздействия.

 

Чтобы постичь характер человека, нужно обладать и некоторыми методическими приемами изучения личности в процессе коммуникации, которые строятся на невербальном восприятии внешнего облика человека.

 

Первым таким приемом является изучение внешнего облика незнакомого человека при встрече с ним лицом к лицу. Будет ли это попутчик в поезде, рабочий (служащий) на приеме по личным вопросам у руководителя, пациент на приеме у врача, устраивающийся на работу человек в отделе кадров.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении со­впадают. Как те, так и другие:

1. передают информацию собеседнику (намеренную и нена­меренную);

2. воздействуют на собеседника (сознательное и бессознатель­ное воздействие);

3. воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознатель­ное и бессознательное воздействие).

Правильно построенное вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивает эффективность общения.

 

 

1.3.2.2 Факторы, правила и приемы речевого воздействия

 

Факторы речевого воздействия — совокупность типовых вер­бальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения.

Основными факторами речевого воздействия являются:

1. внешность говорящего;

2. соблюдение коммуникативной нормы;

3. установление контакта с собеседником;

4. взгляд;

5. физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы),

6. голос;

7. стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональ­ность, немонотонность, воодушевление);

8. организация пространства общения?

9. содержание речи;

10. языковое оформление;

11. объем сообщения;

12. расположение фактов и аргументов, идей;

13. продолжительность;

14. адресат (включая количество участников);

15. коммуникативный жанр (учет правил эффективности оп­ределенного жанра речи - митинговое выступление, развлека­тельное выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.).

Правила общения и речевого воздействия - это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению:

 

- Нормативные правила общения (как надо? как правильно?), т. е. правила речевого этикета.

- Правила речевого воздействия (как лучше, как эффективнее?), т. е. конкретные речевые рекомендации.

Примеры нормативных правил: знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить, за причиненное неудобство надо извиниться, пострадавшему выразить сочувствие и т.д.

Примеры правил речевого воздействия: чаще обращайтесь к собеседнику, снижайте себя в глазах собеседника, укрупняйте со­беседника, индивидуализируйте собеседника в разговоре, сокра­щайте дистанцию до собеседника и др.

Приемы речевого воздействия - это конкретные способы реализации коммуникативного правила речевого воздействия, напри­мер: подходите ближе к собеседнику, дотрагивайтесь до собесед­ника и др.; в данном случае - одно из правил: «сокращайте ди­станцию до собеседника».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных