Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Основные признаки текста.Смысловая цельность и связность текста.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства:факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
| Количество часов
| Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне[9]
| ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
| Речь в жизни человека.
Знакомство с учебной тетрадью.
|
| Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).
Познакомиться с учебником (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П).
Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).
Объяснять, зачем нужны вывески (Н).
Различать вывески – слова и вывески-рисунки (Н).
Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н).
| Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.
|
| Вывески, их информационная роль.
|
| РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
| Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
|
| Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).
Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).
Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
| Давайте договоримся
|
| РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
| Говорим – слушаем, читаем – пишем.
|
| Называть виды речевой деятельности (Н).
Различать устную и письменную речь (П).
| Устная речь. Громко–тихо.
Быстро–медленно.
Узнай по голосу.
Правила разговора по телефону.
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
|
| Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н).
Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. (Н).
Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н).
Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н).
Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н).
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П).
Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П).
Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).
Называть правила вежливости при разговоре (Н).
Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях (П).
Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения (П).
Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.
Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.
| Прощаемся в разных ситуациях общения.
|
| Правила вежливого поведения во время разговора.
|
|
Благодарим за подарок, услугу.
Повторение и обобщение.
|
| ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
| Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.
|
| Различать текст и набор предложений (Н).
Определять тему текста (Н).
Объяснять роль заголовка (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях (П).
Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения (П).
Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).
Выделять незнакомые слова в тексте (Н).
Выяснять значение непонятных слов (Н).
Определять основную мысль текста (Н).
Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).
Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).
Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).
Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач (П).
Называть изученные признаки текста (Н).
Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н).
Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей
(Н).
| Извинение.
|
| Очень важные слова.
|
| Знакомые незнакомцы.
|
| Ключ к тексту (основная мысль текста).
|
| Оформление текста на письме. Знаки в тексте.
Абзацы.
|
| Как построен текст.
|
| Обращение.
|
| Повторение и обобщение.
|
| | | | | |
Класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
| Количество часов
| Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
| ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
| Проверь себя. (Повторение
изученного в 1-м классе.)
|
| Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).
Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).
| ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
| Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)
Говорит–пишет.
Твои речевые роли.
|
| Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).
Называть адресанта, адресата высказывания (Н).
Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
| КАК МЫ ГОВОРИМ
| Темп. Громкость. (Повторение.)
То же слово, да не так бы молвить (тон речи).
Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
|
| Называть несловесные средства общения (Н).
Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).
| УЧУСЬ СЛУШАТЬ
| Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят, слушаю!
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.
Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!
|
| Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).
Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).
Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).
Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).
Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).
| ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
| Вежливая просьба.
Скрытая просьба.
|
| Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).
Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).
Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).
| УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
| О чём нам говорит шрифт.
Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы…
|
| Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).
Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).
Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).
| ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
| Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова.
|
| Определять тему и основную мысль текста (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Выделять опорные слова в тексте (Н).
Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).
| ПЕРЕСКАЗ
| Подробный пересказ.
Краткий пересказ.
План.
|
| Различать подробный и краткий пересказ (П).
Пересказывать текст подробно (Н).
Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).
Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).
Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).
Составлять план текста для пересказа (Н).
| ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
| Согласие или отказ.
Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ.
|
| Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).
Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).
Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).
Оценивать степень вежливости отказа (П).
Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).
Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).
| ТИПЫ ТЕКСТОВ
| Типы текстов
|
| Различать повествование, описание, рассуждение (П).
Объяснять, чем они отличаются (Н).
| РАССУЖДЕНИЕ
| Рассуждение.
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
Точные и неточные объяснения.
|
| Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).
Называть части рассуждения (Н).
Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).
Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).
Различать точные и неточные рассуждения (Н).
| ОПИСАНИЕ
| Описание, признаки предмета.
Описание в объявлении,
загадки-описания, сочини
загадку.
|
| Определять тему, основную мысль описания (Н).
Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).
Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).
Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).
| НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
| Было или придумано,
части рассказа.
Хочу вам рассказать.
|
| Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).
Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).
Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).
| ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
| Чему мы научились на
уроках риторики?
|
| Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
| | | | | | |
Класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
| Количество часов
| Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
| ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
| НАУКА РИТОРИКА
| Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)
С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.)
|
| Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
| УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
| Неподготовленная речь. Подготовленная речь.
Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.
|
| Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
| ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)
| Похвала (комплимент).
|
| Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
| СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
| Слушаем, вдумываемся.
Слушаем по-разному.
|
| Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
| УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
| Читаем учебные тексты.
Учимся писать, редактировать.
Как исправить текст?
(Правка текста.)
|
| Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
| ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
| Что такое вежливость.
Добрые дела – добрые слова.
|
| Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).
| ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
| Проверь себя. Тексты разные нужны.
Диалог и монолог.
|
| Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
| ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
| Пиши правильно!
Произноси правильно!
Употребляй слова правильно!
|
| Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
| ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
| Пересказ.
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).
|
| Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П). Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П). Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
| ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
| Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!
|
| Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
| УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
| Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Правило и цитата в доказательстве.
|
| Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
| ЧТО ОБЩЕГО– ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
| Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.
|
| Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П).
| ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
| Риторический праздник.
|
| Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
| | | | | |
Класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
| Коли-чество часов
| Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
| ОБЩЕНИЕ
| Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
|
| Называть компоненты речевой ситуации (П).
Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П).
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П).
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П).
| Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).
|
| Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П).
Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П).
| Особенности говорения.
Речевые отрезки и паузы.
|
| Называть словесные и несловесные средства устной речи (П).
Объяснять роль пауз, логических ударений (П).
Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П).
Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П).
| Успокоить, утешить словом.
Утешить – помочь, утешить – поддержать.
|
| Называть этикетные формулы утешения (П).
Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П).
Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П).
| Какой я слушатель.
|
| Оценивать себя как слушателя (П).
| Я – читатель.
|
| Оценивать себя как читателя (П).
| ТЕКСТ
| Типы текстов.
Яркие признаки текста.
Абзацные отступы, завершающий абзац.
|
| Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П).
Называть признаки текста (П).
Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П).
| Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.
|
| Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П).
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П).
| Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
Знаки-символы и знаки-копии.
|
| Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П).
Различать знаки-символы и знаки-копии (П).
Называть языковые знаки (П).
Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н).
Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н).
| Опорные конспекты.
Составляем опорный конспект.
|
| Описание – деловое и
художественное.
Вежливая оценка.
|
| Различать описания разных стилей (П). Реализовывать описания двух разных стилей (П).
Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П).
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П).
| Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
Во-первых, во-вторых, в-третьих …
Вступление и заключение.
|
| Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П). Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П). Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П).
| РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
| Словарная статья.
|
| Анализировать словарную статью (П).
Реализовывать словарную статью к новым словам (Н).
| Рассказ.
Хочу рассказать.
|
| Анализировать типичную структуру рассказа (П).
Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П).
| Служба новостей, что такое информация.
Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
Информационные жанры: хроника, заметка.
Подпись под фотографией.
|
| Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П). Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П). Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П). Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П).
| ОБОБЩЕНИЕ
| Говорю, пишу, читаю, слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и слова вежливости.
Этикетные диалоги, речевые привычки.
|
| Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П).
Называть изученные речевые жанры (П).
Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П).
Называть этикетные речевые жанры (П).
Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П).
Оценивать свои речевые привычки (П).
Формулировать правила эффективного общения (П).
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П).
| | | | |
VIII. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:
· Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
· Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
· DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
· цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
· компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Приведём примеры работпри использовании компьютера:
Þ анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
Þ редактирование (взаиморедактирование);
Þ создание текста, его коллективное обсуждение;
Þ создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
Þ создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
· классных газет и журналов (компьютер);
· фотоальбомов (фотоаппарат);
· DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.
[2] Там же, с. 49.
[3] Там же, с. 50-51.
[4] Там же, с. 51.
[5] См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс: Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. – М.: С-инфо, Баласс, 2003, с. 16–18.
[6] См.: Детская риторика в рассказах и рисунках: 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, С-инфо, 2004, с. 7-11.
[7] См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Ювента, Баласс, 2004, с. 6–9.
[8] См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс: Методические рекомендации. – Изд. 2-е, дораб. – М.: Ювента, Баласс, 2007, с. 8–10.
[9] Деятельность осуществляется, прежде всего, на уроке. Не допускается превышение временных норм выполнения домашнего задания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|