ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Студент должен знать(иметь представление и использовать в практической деятельности): значение языка как инструмента организации любой человеческой
Студент должен знать (иметь представление и использовать в практической деятельности):
Студент должен уметь
Студент должен владеть
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление: а) общекультурные (ОК):
б) профессиональные (ПК):
Структура и содержание учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Введение. Риторика как наука и учебная дисциплина. Возникновение и историческое развитие риторики. Классическая риторика. Схема риторического процесса (Цицерон). Развитие риторики в средние века и в новое время в Европе и в России. Становление риторики как учебной дисциплины в России. Расцвет и постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской) в XIX веке. Судьба риторики как науки об ораторском искусстве и как учения о прозе в XX веке в России. Возрождение научного и общественного интереса к риторике в 70-е гг. XX в. Предмет, содержание, задачи современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Структура курса и соотношение его с другими областями знаний. Деловая риторика как наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения.
Деловое общение. Основные характеристики. Речевая деятельность. Технология эффективной речевой коммуникации. Психологические типы. Виды делового общения. Конфликт в деловом общении. Понятие «общение». Общение как сложный процесс взаимодействия людей. Полисистемность и многогранность явления. Междисциплинарный характер понятия. Соотношение терминов «общение» и «коммуникация». Коммуникация как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Функции общения: информативно-коммуникативная (прием и передача информации); регулятивно-коммуникативная (взаимная корректировка действий в процессе совместной деятельности); аффективно-коммуникативная (передача эмоционального отношения). Речевая деятельность. Процессы образования речи и ее восприятие, коммуникативные установки, связь между высказыванием, говорящим и речевой ситуацией, факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность, отношение речевой деятельности к другим видам деятельности человека. Социальный характер речевая деятельность. Речемыслительная, модальная, эмоциональная, интенциальная, когнитивная сферы речевой деятельности. Структура речевой деятельности. Речевая ситуация. Этапы осуществления речевой деятельности. Бытовое и деловое общение. Другие классификации общения: контактное-дистантное (по положению в пространстве и во времени); непосредственное – опосредованное (по наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»); устное – письменное и др. Коммуникативный кодекс. Коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе). Принцип кооперации Г.П. Грайса ипринцип вежливости Дж. Н. Лича. Принципы эффективной коммуникации. Факторы благоприятного климата речевого общения. Основные приемы правильного слушания, (И. Атватер). Психологические основы коммуникативной деятельности. Характеристика психологических особенностей собеседника. Типология темперамента; сенсорная типология; психогеометрическая типология; психологические типы по К. Юнгу. Виды делового общения. Беседа как вид делового общения. Бытовые и деловые беседы. Официальные и неофициальные деловые беседы. Особенности деловых бесед. Кадровые беседы. Прием на работу, увольнение, перемещение по должности. Дисциплинарные беседы. Нарушение трудовой дисциплины; уклонение от правил работы организации. Проблемные беседы. Решение конфликтных ситуаций. Организационные беседы. Технология выполнения заданий. Творческие беседы. Выработка концепции, обсуждение проектов, заданий. Прием посетителей (сотрудников, коллег родственных структур, посторонних граждан). Переговоры как вид делового общения. Классификация переговоров. Подготовительный этап переговоров. Оптимальная модель процесса переговоров. Типы совместных решений. Тактические приемы. Презентация как вид делового общения. Виды деловой презентации. Разговор по телефону как вид делового общения. Структура разговора по телефону. Основные требования, предъявляемые к разговору по телефону. Правила ведения телефонного разговора. Конфликт в деловом общении. Типология конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структура конфликта. Динамика конфликта. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 2 ч.
3. Культура речи. Литературный язык – основа культуры речи. Основные качества речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Речевой этикет.
4. Публичное выступление. Ораторское искусство как социальное явление. Особенности ораторского искусства. Овладение ораторским мастерством. Риторические умения и навыки. Подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки ораторской речи. Виды подготовки. Композиция публичного выступления. Методы изложения материала. Приемы привлечения внимания аудитории. Оратор и аудитория: контакт с аудиторией, учет особенностей аудитории.
7. Искусство спора. Спор, дискуссия, полемика. Характеристика понятия «спор». Классификация споров. Основные требования культуры спора. Поведение участников спора. Доказательство и аргументация в споре. Основные формально-логические законы. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Логические ошибки в доказательстве. Доказывание и убеждение. Доводы в споре. Опровержение позиции оппонента. Способы опровержения. Полемические приемы. Ответы на вопросы. Классификация вопросов. Виды ответов. Уловки в споре.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|