ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Аристотель (384-322 до н.э.)Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем. По мнению Аристотеля, дело риторики – не убеждать, а в каждом данном случает находить способы убеждения. Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских. В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить там образование. Он поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем. Долгие годы из связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга («Платон мне друг, но истина дороже»). После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу – так называемый Ликей (см. об этом, а также о других интересных фактах из жизни знаменитого ученого в книге Граудиной Л.К., Кочетковой Г.И. «Русская риторика», с. 32-34). В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие мысли Платона об ораторском искусстве. Книга состоит из трех частей. В первой части Аристотель определял риторику следующим образом: Риторика – искусство убеждать. Это определение вплоть до нашего времени оставалось самым популярным. Все речи Аристотель делил на три вида: - совещательные, - судебные - торжественные (эпидейктические). «Дело речей совещательных – склонять или отклонять», - считал Аристотель; «судебных – обвинять или оправдывать», «хвалебных – хвалить или порицать». Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству. В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место, но мало походил на суд современный. Тогда мог выступать обвинителем каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, например, в Афинах достигало 500 человек. В условиях запутанного судебного права судиться в Древних Афинах было делом нелегким. К тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе многочисленных судей. Поэтому обвиняемые прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления. Выступления заучивались наизусть и произносились в суде. В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились Ø поздравительные речи, Ø панегирики Ø надгробные речи. Во второй части «Риторики» Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей. Третья часть «Риторики» посвящена вопросам стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть: · правильной · благозвучной · ясной · связной · выразительной · уместной и т.д.
Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того, - с какой целью произносится речь, - с какой аудиторией оратор имеет дело. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|