ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ. Аллегория- иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ.Аллегория - иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ. Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее речи, литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Амплификация – нагнетание в тексте, в речи, синонимических тропов, или повторяющихся однородных конструкций, слов. Аналогия – сходство между предметами, прием убеждения, доказательства. Анафора – повторение одного и того же слова в начале следующей синтагмы: «Пусть удалятся бесчестные. Пусть они отделятся от честных…» Антитеза – фигура речи, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов: «Я царь – я раб, я червь – я Бог!» Антифразис – употребление слова или выражения в противоположном смысле; обычно используется для создания иронии, выражения отрицательной оценки: «Откуда, умная, бредешь ты голова?» (А. Крылов). Антономазия – описательное обозначение какого-либо лица, а также вообще замена имени собственного описательным выражением: «Берег туманного Альбиона» вместо «Англия». Ассонанс – созвучие гласных звуков, особенно в неточных рифмах: «огромность – опомнюсь», «грусть – озарюсь» (В. Маяковский). Гипербола – образное выражение, намеренное преувеличение. Градация – употребление близких по смыслу слов с ослаблением или нарастанием значения: «Его осуждает весь город, вся страна, весь народ…» Инверсия – перестановка слов в предложении, несущая смысловой акцент. Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений, интенсивности голоса и его тона. Ирония – стилистический прием (троп), отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения, когда истинным смыслом высказывания оказывается не прямо выраженный, а противоположный. Каламбур – игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний: «Оптимистенко: «У вас есть заключение?». Просительница: «Нет, батюшка, нельзя ему заключение давать... А я чего, батюшка, кушать-то буду?» Когезия – особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить ее отдельные фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Конвергенция – концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста. Литота – один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления. Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основе признака, общего для обоих сопоставляемых членов: «говорливая волна», «бронза мускулов». Метонимия – замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»). Обманутое ожидание – сцепление или градация с нарушением в конце. Оксюморон – соединение в одно словосочетание слов с противоположным значением: «слепящая тьма», «живой труп». Парцелляция – расчленение высказывания на два и более интонационно обособленных отрезка. Пафос – одно из трех оснований риторики в античном мире: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало. В риторике учение о пафосе исследует эмоциональное воздействие речи. Перифраза (перифразис) – троп, замена какого-либо слова описательным оборотом; например, «четвероногий друг» вместо «собака». Плеоназм – (от греч. - излишество) употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания. Например, в словосочетании «своя автобиография» уже содержится понятие «своя». В ряде случаев плеоназм сознательно используется для эмоционального усиления эффекта высказывания или для создания комического эффекта: «масло масленое», «вода мокрая». Проспекция – один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Ретроспекция – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Средство эмоциональной выразительности в ораторской речи. Синекдоха -вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего), или наоборот :: «Пропала моя головушка»вместо«Я пропал». Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, явлений или состояний, имеющих общий признак. Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях. Топ – общее место, рассуждение на общую тему, которое может быть использование в различных речах. Также – универсальное положение, не требующее доказательств. Тропы - слова или обороты речи, употребленные в переносном значении с целью выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, аллегории, олицетворения и пр. Умолчание - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя-слушателя, который должен мысленно закончить ее. Фигуры речи – изменение формы выражения на уровне высказывания. Конструкции, способствующие выразительности речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие, бессоюзие и др. Фрейм – модели, трафареты, по которым распознаются знакомые образы. Лингвистический фрейм – общая модель описания чего-либо. Аргументация с опорой на фрейм предполагает апелляцию к эмоциональной памяти, в которой хранятся образы различных социальных реалий. Эвритмия – достижение гармоничного ритма речи (хороший синтаксис, уравновешенные, правильно организованные предложения). Эвфония – благозвучие, достижение приятного звучания за счет правильного подбора и сочетания звуков. Эллипсис – фигура убавления, состоящая в пропуске сказуемого (реже другого члена предложения), которое может быть восполнено без знания контекста. Эллипсисы делают речь динамичной, вследствие чего они часто используются в лозунгах. Эпитет -образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»). Эпифора – фигура прибавления, состоящая в повторе слов в конце смежных отрезков речи: «Несут ему воду, спасает его вода, сладка ему вода». Этикет ораторской речи – порядок речевого поведения, употребления общепринятых речевых форм. Этос - одно из трех оснований риторики в античном мире: этическое, нравственно-философское начало (логос - словесно-мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|