ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура и принципы культуры
В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства. Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом: 1) понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека. 2) отношения – культура не только отвечает на вопрос “что есть”, т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос “что может быть” в результате взаимодействия составных частей социального организма. 3) ценности – разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. 4) нормы – правила, определяющие, как должен вести себя человек, чтобы “вписаться” в ценности культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила поведения обосновываются ценностями. Ряд современных российских исследователей видят в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы, например, ставят в центр развития культуры науку. Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в создании особого духовного климата в обществе. Наука – это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия. Активным элементом культуры признается искусство, которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство – это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство – средство общения между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и техническому творчеству. Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При характеристике культуры как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения. К их числу относится, прежде всего, принцип преемственности, выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение “высокой культуры”, которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных условий социальной и политической стабильности. Создателями этого течения были А.Григорьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов. Коренная их идея – “национальная почва” - основа социального и духовного развития общества. Второй принцип – целостность, единство материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное – своего рода “хранилище” духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное. Третий принцип – проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных продуктах деятельности – как в вещественно-предметных, так и символически-знаковых. Четвертый принцип – способность к саморазвитию, которая проявляется в основном в трех формах: · спорадическая, стихийная, неосознанная; · метод проб и ошибок, где высок процент случайности; · сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов. Пятый принцип – взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|