ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опрос как ведущий метод сбора социологической информации
Опрос – один из наиболее распространенных методов сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респонденты), регистрацию, статистическую обработку и теоретическую интерпретацию полученных ответов. По характеру взаимодействия исследователя и опрашиваемого (респондента) можно выделить два основных вида опроса: анкета и интервью. По степени охвата выделяют сплошной и выборочный опрос, по частоте проведения – одноразовый и панельный опрос. Панельный опрос применяется, в частности, при изучении динамики общественных явлений, при этом одни вопросы остаются постоянными, а другие обновляются. Различают также очные и заочные, групповые и индивидуальные опросы. Выделяют почтовый, прессовый, телефонный опрос. При почтовом опросе анкета рассылается по почте определенной группе лиц, выбранной специальными методами с просьбой возврата анкеты по указанному адресу. Прессовая анкета заключается в публикации на страницах газеты или журнала вопросника с призывом к читателю дать письменный ответ и возвратить его по почте по адресу редакции. Телефонный опрос проводится по телефону, абоненты выбираются по специальной выборке. Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Специфическим видом опроса является интервью (в переводе с английского – беседа с глазу на глаз). В основе интервью лежит беседа, где роли собеседников определены заранее, нормированы, а цели ее заданы “извне” программой и задачами социологического исследования. Процедура интервью предполагает: а) выбор объекта (т.е. лиц, с которыми следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и окончательное оформление материалов. Выделяют следующие виды интервью: · Свободное интервью. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. · Глубинное интервью. Отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей темы беседы, заранее задается определенный круг вопросов, на которые следует получить ответы. Стратегия ведения беседы, последовательность и формулировка вопросов оставлены на усмотрение интервьюера. · Фокусированное (направленное) интервью. Характеризуется главным образом тем, что ставит целью изучение мнений относительно конкретной темы (внимание как бы “фокусируется”, направляется на определенное явление, ситуацию, событие и т.д.). · Интервью с закрытыми вопросами (стандартизирование интервью) – это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию, проводимая интервьюером (человек, проводящий интервью). Подготовленный социологом опросник представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Поведение интервьюера здесь строго регламентировано, он не должен отклоняться от заданной последовательности вопросов и обязан фиксировать полученные ответы определенным образом, предусмотренным в инструкции интервьюеру. Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т. д. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней? Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты – дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, возможно получать объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования. Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины. Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать мнение социолога; быть перегружены вариантами ответов. Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов. 1. Вопросы по содержанию: о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); о фактах поведения {направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); о личности респондента (или так называемая “паспортичка”, дающая характеристику личности респондента). 2. Вопросы, различающиеся по форме: вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также свободно сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов. Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвуют; нет, не участвуют. Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: “Из каких источников Вы получаете политическую информацию – телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?” Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы – это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим. В косвенных вопросах преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: “Что мешает Вам хорошо учиться?” Пример косвенного вопросов: “Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что...” Вопросы по своим функциям делятся на основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее частью. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов. При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты. В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость. В конце анкеты, как правило, имеется “паспортичка” и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты. Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т. д. В социологическом исследовании используются понятия “индикатор” и “шкала измерения”. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т. д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т. д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|