Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реализация Государственной молодежной политики и проблемы молодежи

 

Государственная политика, реализуемая по отношению к молодежи, за последние два десятилетия подвергается реформированию уже второй раз. Первые серьезные изменения произошли в начале девяностых годов прошлого века и были связаны с коренными социально-политическими, социально-экономическими и социокультурными изменениями в нашей стране. Для этих изменений характерен отход от монополии комсомольской организации в работе с молодежью и формирование патерналистской позиции по отношению к молодежи. Молодежь в тот период воспринималась как объект молодежной политики, как социально-демографическая группа, требующая помощи и поддержки со стороны государства и общества в решении задач социализации. Такой подход способствовал в определенной мере социальной поддержке молодежи, однако, в тоже время оказывал влияние на формирование у части молодежи иждивенческих позиций.

 

В настоящее время государственная молодежная политика претерпевает значительные изменения. Это связано с осмыслением предыдущего опыта деятельности в сфере реализации молодежной политики, актуализацией целого ряда проблем современной молодежи и необходимостью обновления существующих подходов к организационной работе с молодежью, связанной и с определенными изменениями в молодежной среде, и с теми проблемами, которые становятся актуальными для нашего общества в целом. В настоящее время постепенно осуществляется концептуальный переход от идеи поддержки и социальной защиты молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.

 

Однако в тоже время необходимо видеть и те проблемы, которые стоят сегодня перед молодежью. Эти проблемы можно классифицировать в три группы:

 

К первой группе можно отнести проблемы молодежи РФ, которые выделяются в проекте Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011 -2015 годы. В данном документе, который активно обсуждается на протяжении последних месяцев, выделяются такие проблемы как:

 

• несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;

 

• отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;

 

• отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;

 

• социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;

 

• отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи;

 

• отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;

 

• несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

 

То есть, в большей степени эти проблемы связаны именно с новым подходом, при котором молодежь понимается как важная движущая сила процессов модернизации и социально-экономического развития страны. В то же время актуальными на наш взгляд остаются и проблемы, корнями уходящие в 90-е годы прошлого столетия. К ним по-прежнему можно отнести:

 

• Невысокий уровень доходов, сложности в доступности качественного высшего образования, трудоустройстве, решении жилищных и других социальных проблем для большого числа молодых людей, особенно для молодых людей, проживающих в сельской местности и малых городах;

 

• Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку. Исследователи отмечают, что в последние десятилетия достаточно большое распространение среди молодежи приобретает ориентация на безбрачные сексуальные отношения или такая форма совместного проживания как «гражданский брак». На первое место в шкале ценностей молодежи выходит финансовое благополучие, карьерный рост, что приводит к смещению среднего возраста вступления в брак до 25-27 лет и рождения первого ребенка до 25-30 лет.

 

• Снижение социальной мобильности молодых людей. Миграционные тенденции в молодежной среде имеют, в основном, односторонний характер: из сельской местности и малых городов - в средние и крупные города. Что значительно снижает человеческий капитал сельских муниципальных образований и муниципальных образований малых городов и, как следствие, замедляет реальные процессы развития территории муниципальных образований.

 

• Постепенно сокращается государственная поддержка процессов социализации и самоопределения молодежи как целостной, хотя и сложноструктуированной социально – демографической группы. Поддержка данных процессов начинает характер, связанный с выделением отдельных групп молодежи (талантливая молодежь, молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации) в качестве приоритетов государственной поддержки. Однако полноценной социальной поддержки со стороны государства все другие группы российской молодежи получить не в состоянии.

 

• Снижается социальная активность молодежи, особенно в старшей возрастной группе (24-30 лет). Что выражается в нежелании молодежи принимать участие не только в политической жизни страны, региона или муниципалитета, но и в социально – значимых акциях, способствующих развитию территорий. Не всегда активно работают органы молодежного самоуправления, которые часто становятся определенным «карьерным лифтом» для наиболее активной и ориентированной на данную деятельности части молодежи, но не способствуют включению в реальную социально – значимую деятельность широких слоев молодежи.

 

• Проблемы организации творческого, познавательного, спортивно-оздоровительного досуга в связи с недостаточной развитостью соответствующей инфраструктуры (многофункциональные молодежные центры, учреждения культуры и дополнительного образования, спортивные и оздоровительные учреждения).

 

Без решения этих проблем, на наш взгляд, достаточно сложно решать те задачи, которые становятся актуальными в связи с концептуальными изменениями в реализации государственной молодежной политики. Необходимо так же выделить и те проблемы, которые, как показывают наши наблюдения, возникают при реализации государственной молодежной политики органами региональными и муниципальными органами по делам молодежи:

 

• Не всегда в процессе реализации государственной молодежной политики реализуется системный подход к решению проблемы активного включения молодежи в общественные процессы, решение задач личностного самоопределения и социально – экономического развития страны. Зачастую молодежь по-прежнему рассматривается только как объект попечения и воспитания, но не как активный субъект социально и личностно значимой деятельности.

 

• Требуется дальнейшее совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы молодежной политики. Существующая нормативно-правовая база не носит комплексный характер, определяющий все необходимые нормы-дефиниции, разграничение предметов ведения при реализации единой молодежной политики на муниципальном уровне, не фиксирует в территориальных актах критерии эффективности муниципальной молодежной политики;

 

• Требуется усиление реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне. Одной из основных проблем процесса развития территорий муниципальных образований на наш взгляд, является процесс старения населения, связанный с миграцией молодежи из малонаселенных поселений в те территории муниципальных образований, где они могут реализовать свои способности. Это является следствием того, что молодежь и их способности не были востребованы в процессах развития территорий таких муниципальных образований.

 

• Требуется разработка новых форм и методов работы органов по делам молодежи и молодежных организаций, направленных на более широкое (количественное и качественное) включение молодежи в сферу государственной молодежной политики, развитие социальной активности молодежи с учетом возрастной и социальной дифференциации этой социально-демографической группы.

 

• Не всегда результативно осуществляется деятельность по эффективной адаптации государственной молодежной политики для муниципальных образований с учетом местных социокультурных особенностей и экономических условий территорий муниципальных образований.

 

Дальнейшее развитие процесса реализации государственной молодежной политики, наш взгляд, должно быть связано с системным решением всего комплекса вышеперечисленных проблем в рамках целенаправленной деятельности, основные направления которой определяются базовыми документами молодежной политики.

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. отмечается, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал, основным носителем которого является молодёжь. В связи с этим государственная молодежная политика в данном документе рассматривается, как самостоятельное направление деятельности государства, которое предполагает создание условий, необходимых для активного вовлечения молодёжи в процессы инновационного развития страны, в решение вопросов самореализации и самоопределения молодёжи. Анализ ситуации, сложившейся в сфере молодежной политики позволяют сделать вывод о том, что продуктивной система государственной молодежной политики будет в том случае, если молодёжь будет занимать активную созидательную позицию, выступать субъектом деятельности в области реализации молодёжной политики, творчески сотрудничая с органами государственной власти и общественными молодёжными организациями и объединениями.

 

Деятельность по реализации Государственной молодежной политики должна быть направлена на то, что бы инициировать молодежь к созданию и реализации инновационных программ и проектов, направленных как на удовлетворение собственных потребностей и интересов, так и на развитие территорий. Способствовать переходу молодого человека из объектной позиции в субъектную является, на наш взгляд, одной из главных функций специалиста по делам молодежи. При этом нужно различать два варианта субъектной позиции молодого человека. В первом варианте субъектная позиция фактически становится скрытой разновидностью объектной позиции. В этом случае используются, на самом деле, технологии создающие только иллюзию самостоятельности. Здесь можно говорить только о ситуации присвоения молодым человеком уже известного опыта, системы ценностей, других аспектов через создание ситуаций, в которых они якобы «самостоятельно» открывают их и, таким образом, присваивают. Второй вариант предполагает самоопределение каждого в ситуации выбора. Задача специалиста по делам молодежи – помочь молодому человеку самостоятельно сделать этот выбор, поддержать молодого человека в самостоятельном решении тех проблем, которые для него актуальны или показать пути реализации собственной активности. Важно понимать, что молодёжь – это не просто социально-демографическая группа, а конкретные молодые люди, которые обладают собственным жизненным опытом, мировоззрением, интересами и потребностями. И включение их в активную деятельность по социально-экономическому развитию муниципалитета, региона или страны возможно в том случае, если дана деятельность будет способствовать решению их личных или групповых проблем, соответствовать их интересам и жизненным взглядам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IІІ____КУРСУ____ІНПП______ | Свод исламских наук


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных