Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антропогеографическая школа. Зарождение диффузионизма




Первым учёным, написавшим свои работы в духе диффузионизма, был немецкий учёный, географ и этнолог Фридрих Ратцель, создатель антропогеографической школы.

По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества.

Основополагающий фактор истории культуры человека Ратцель видел в передвижениях народов.

Гипердиффузионизм (панегиптизм, гелиолетическая школа)

Завершённую форму диффузионизм в Англии приобрёл в трудах Грэфтона Эллиота-Смита, известное как «панегиптизм».

Учёный, исследуя культуру Древнего Египта, обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры (например, техника мумифицирования) с культурой других народов, в том числе расположенных в других частях света.

Эллиот-Смит пришёл к выводу о том, что совокупность явлений культуры, зародившаяся в Древнем Египте, около IX—VIII вв. до н. э. начала распространяться по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский залив, Индию и Цейлон — в Индонезию, затем далее на восток — в Океанию.

Из Океании и через северную часть Тихого океана элементы первичной культуры попали в Америку.

 

8.Социологический подход Дюркгейма, Мосс, Леви-Брюль

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

В этнографии первым применил социлогический подход, больше известен все же как социолог, не был полевым этнографом.

Дюркгейм попытался построить классификацию обществ. каждое общество состоит из мелких элементов. Каждый элемент — более просто организованное общество. Исторически наиболее древняя форма общества — первобытная орда. Эта форма наименее делимая единица общества. Постепенно орда перерастает в клан или род. Виды клана — племена, курии, фратрии. Разные композиции этих кланов дают нам разные общества.

Одним из первых в этнологии и социально-культурнойантропологии ввел принцип разделения истории человечества на 2 этапа: примитивное (традиционное общество) и развитое (динамическое или индустриальное).

 

К основоположникам социальной антропологии (Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.) относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии.

Первыми и наиболее значительными исследованиями были работы Л.Леви-Брюля о первобытном мышлении. Они получили широкую известность и вызвали многочисленные дискуссии о том, как же мыслил человек первобытного общества. Работы Л.Леви-Брюля дали мощный импульс для дальнейшего исследования разнообразия человеческого мышления в культурах. Мышление рассматривалось не только как аналитическая способность человека, но и как совокупность способов и приемов познания и объяснения окружающего мира. Изучение данной проблемы имело сравнительный межкультурный характер и предполагало анализ специфики интеллекта и в современной индустриальной культуре.

!9.Функциональная школа: Малиновский, Рэдклифф-Браун. Структурное направление Леви-Строс.

Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса — Роберт Мертон — внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Основные положения

1) Общество рассматривается как система;

2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;

3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

Все обычаи имеют важное значение и в настоящем. Все социумы стойки — племя, это первый порядок, все народы Африки — второй, колонии — третий.

В отличие от Бронислава Малиновского, Радклифф-Браун полагал, что культура удовлетворяет базовые потребности не каждого человека в отдельности, а всего общества в целом.

Также Радклифф-Браун придавал большое значение самому процессу формирования культуры и процессам взаимодействия.

«СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» («Anthropologic structurale») — сборник статей франц. этнолога К. Леви-Строса, ставший манифестом его одноименной концепции. Опубликован в 1958; рус. пер. М., 1983. Если этнография предполагает наблюдение и анализ поведения человеческих групп, то этнология во франц. употреблении термина требует, прежде всего, сравнения предоставленных этнографом описаний; в англосакс, терминологической традиции эта область покрывается понятиями социальной и культурной антропологии. В противоположность англо-амер. антропологам-эмпирикам, Леви-Строс предлагает изучать не столько факты, сколько соотношения между фактами — структуры; в противоположность исследователям «дологического мышления» (Л. Леви-Брюль) Леви-Строс утверждает, что первобытные народы обладают развитым логическим мышлением, что «цивилизованное» и «примитивное» мышление разнятся не качеством мысли, а ее предметами. Эта специфика подхода побуждает к построению новой дисциплины — структурной антропологии.

Все культурные системы первобытных народов — правила браков, термины родства, мифы — рассматриваются Леви-Стросом как своего рода языки, как бессознательно функционирующие означающие системы. Эта аналогия с языком обосновывает для него применение в этнологии (или иначе — в структурной антропологии) приемов и методов структурной лингвистики. Какой бы материал мы ни взяли, задачей становится нахождение основных бинарных оппозиций (природа — культура, растительное — животное, сырое — вареное), анализ сложных явлений культуры как пучков дифференциальных признаков (подобно тому как Р. Якобсон изучал фонемы — мельчайшие смыслоразличительные элементы языка).

Так, система брака выступает как особого рода язык, позволяющий упорядочить обмен женщинами внутри социальной группы (член коллектива дает женщину одному партнеру, а получает от др. партнера внутри определенного круга лиц, связанных взаимными обязательствами). Тем самым возникает система, в которой множество операций обеспечивает общение между индивидами и переводит — вследствие запрещения инцеста — систему кровных отношений в отношения между свойственниками, а вся социальная жизнь трактуется как обмен взаимно дополнительными ценностями.

 

Цель структурной антропологии, изучающей бессознательное единство функционирования человеческого разума в различных культурных системах, заключается в построении моделей, которые можно было бы обобщать на уровне их формальных свойств, снимая тем самым перегородки между различными дисциплинами. В дальнейшем структурная антропология расширяет поле своей применимости, обращаясь к тотемизму, маскам, продолжая изучение мифов (см. сборник «Структурная антропология 2», 1973). Тезис о бессознательных структурах человеческой деятельности, объединяющей древнего и современного, первобытного и цивилизованного человека, здесь сохраняется, однако акцент на лингвистической доминанте

12.Неоэволюционизм, неофункционализм, символическая антропология. Развитие антропологии в Беларуси.

Неоэволюционизм

/НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ/ -современное толкование некоторых основных идей классического эволюционизма, в частности представления о последовательно протекающем процессе развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. После того как эволюционизм конца XIX - начала ХХ в. был сменен исторической функционалистской, структуралистской, а также психологической школами, в США в 40-е годы возникло новое направление, навеянное идеями эволюции. Влияние представителей этого направления возросло в 50-е годы настолько, что их следует рассматривать как новую школу, которая в целом обозначается термином Н. и в настоящее время представляет собой самое яркое явление в теоретической области этнографии США. Сторонники этой школы появились, в частности, и в ФРГ (И. Раум, Г. Гукш).

Возникновение Н. явилось следствием общих экономических, социальных и политических перемен, происшедших после второй мировой войны. Эти перемены поставили перед социологами капиталистических стран задачу проанализировать новые процессы, найти пути разрешения возникающих конфликтов и разработать прогнозы дальнейшего развития. Серьезным вызовом буржуазной науке являлась также марксистская теория общественного развития. Которой Н. намеревался противопоставить свою теорию, выдержанную в границах традиционной буржуазной мысли.

От классического эволюционизма Н. отличается рядом существенных моментов. Во-первых, безусловный оптимизм классического периода уступил место растущему скептицизму. В этом нашло свое выражение то обстоятельство, что социальные и политические противоречия оказывались неразрешимыми в рамках буржуазного общественного строя.

Во-вторых, сторонники Н. по большей части не разделяют теперь убеждения о закономерном ходе общественного развития. За исключением некоторых представителей (Л. Уайт, М. Харрис), они не признают больше неограниченной исторической закономерности. Общественные перемены интерпретируются как мутации, т.е. случайности (Э. Сервис, Дж. Ленский).Понятие эволюции ограничивается признанием поступательного развития вообще, происходящего по неопределенным причинам, которые в отдельных случаях рассматриваются и определяются как более высокая ступень интеграции, более широкая вариабельность при наличии более дифференцированной или комплексной степени организации (У. Гольдшмидт, Д. Рибейро), или же более развитыми возможностями адаптации (Т. Парсонс). Чрезвычайно смелым признанием детерминированности исторического процесса является также тезис о «принципе ограниченных возможностей» (Дж. Мердок), ибо он исходит из предпосылки, что многие области общественной жизни не подчинены воздействию познаваемых причинных факторов. Тезис о «многолинейном развитии» (Дж. Стюард) также фактически устраняет признание универсальной исторической закономерности.

В-третьих, нередко подвергаемая критике версия классического эволюционизма об однолинейном развитии привела в Н. к разработке более дифференцированной теории эволюции.

В настоящее время Н. представлен множеством направлений, среди которых наблюдаются и методические расхождения.

И.Зельнов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных