Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религиозные организации. Типология




По законодательству РФ, религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.[1]

В соответствии с Конституцией РФ[2], «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

«2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.»

Типология — классификация по существенным признакам. Основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов

Типология религий:

 

Древние религии- существовавшие в давние времена и к настоящему времени ставшие достоянием истории. К ним относятся верования, бытовавшие у народов в эпоху Древней истории. Это, например, такие религии, как древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская и т.д. Все древние религии были политеистическими, их называют также языческими. Национальные религии- это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев. Мировые религии, в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру и вошли в национальные культуры многих народов в различных регионах земли. Это буддизм, христианство и ислам. Национальные и мировые религии называют традиционными религиями. Они возникли столетия назад и имеют многовековую истории. 9) Основные подходы к проблеме происхождения религии

Относительно проблемы сущности и происхождения религии существуют два основных подхода: религиозный (богословский) и светский (религиоведческий).Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир имеет начало и конец), природу, человека. Господь воздействует особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это воздействие, общаться с Богом. Приводятся и доказательства бытия Бога.

Проблема происхождения религии неразрывно связана с проблемой бытия либо небытия высшей сверхъестественной силы, т.е. Бога. Теологическая и религиозно-философская мысль исходит из того, что первопричина религии находится вне человека, ею выступает сам Бог (Абсолют, Мировой Разум, Мировой Дух и т.п.). В доказательстве бытия Бога существуют две тенденции - рационалистическая и иррационалистическая. Последняя настаивает на том, что познание Бога с помощью разума, через изучение окружающего мира невозможно: Бог раскрывается только через веру и сам по себе акт веры есть уже свидетельство бытия Божия, ибо вера - не субъективное состояние человека, а высший мистический дар. У истоков иррационалистического направления в богословии стоял выдающийся церковный писатель II века Тертуллиан, учивший, что вера не укладывается в каноны разума и отстаивавший понимание веры как высшей истины. Многовековую историю имеет и богословский рационализм. Уже в XII веке П.Абеляр защищал первенство разума перед верой и выдвигал постулат: "Понимаю, чтобы верить". В XIII веке Фома Аквинский разработал учение о пяти доказательствах бытия Бога средствами человеческого разума и на основе изучения природных вещей. Эти доказательства суть следующие:

1. Факт всеобщего движения в мире ставит вопрос о существовании источника первоначального импульса. Им является Бог.

2. Каждая вещь имеет свою причину, и ни одна вещь не может быть причиной самой себя. Первопричиной вещей может быть только Бог.

3. Все вещи рождаются и умирают, но в мире должно существовать нечто надвещное и надвременное как основа всего сущего. Это Бог.

4. Всегда одно утверждение содержит в себе большую долю истины, чем другое; если продлить это сравнение до бесконечности, то придем к необходимости признать бытие существа, обладающего абсолютной истиной - оно и есть Бог.

11. РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ — совокупность религиозных представлений и обрядов, сложившихся в условиях архаического общества, родоплеменной организации общинной жизни и соответствующих низкому уровню развития хозяйства и общественных отношений, примитивности отражающего их сознания.

Ядром РОДОПЛЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ являются первобытные верования:
фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманство, а в качестве культов можно назвать широко и повсеместно распространенные культы предков, вождей, обряды инициации и др.

РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ существенным образом видоизменялись вслед за трансформацией и постепенным усложнением социума.

Так, в период раннего развития родового строя, когда фактически отсутствовало социальное расслоение, объектом религиозного почитания была природа, в рамках которой в зависимости от хозяйственной деятельности племени выделялась та или иная ее сторона.

С усложнением общественных отношений меняется и объект поклонения: матриархат сменяется патриархатом, и женские духи уступают место мужским.

Углубление социальной дифференциации, выделение вождей, формирование родовой аристократии привели к возникновению сложной иерархии и среди духов, за каждым из которых закреплялись специфические функции.

Постепенное превращение духов в богов привело к политеизму, дальнейшее развитие которого породило генотеизм, предполагающий наличие множества богов, лишь один из которых является покровителем данного племени и, соответственно, почитается.

Постепенную трансформацию претерпевает и культовая сторона; изменяется характер жертвоприношений, которые начинают регулироваться специальной, отделенной от массы соплеменников прослойкой — жрецами, имеющими высокий социальный статус и передающими свои знания и навыки по наследству.

В этот период религия становится самостоятельной сферой жизни общества.

Постепенное разложение РОДОПЛЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ приводит к возникновению этнических и мировых религий, каждая из которых в той или иной степени включает в себя отдельные элементы и стороны РОДОПЛЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ.

Тотемизм

Тотемизм как явление возник вместе с зарождение первобытных представлений человека о природе, ее силах, вместе с зарождением первобытных религиозных верований.

Что же представляет собой такое явление как тотемизм? Всем силам природы, каждому человеку соответствует свой покровитель. Этим покровителем является какое-либо животное.

Животное-тотем находится рядом. К нему обращаются в трудную минуту. Оно охраняет от злых духов.

О животном тотеме надо заботиться если такое животное умирает, то его хоронят с почестями, которые приличествуют его высокому положению.

Зародился тотемизм как форма первоначальных религиозных верований. В большей или меньшей степени он свойственен всем народам.

Наверное, каждый еще из школьного курса истории помнит, что в Древнем Египте священными животными являлись кошки, бык Апис и крокодил Себек. Это ни что иное, как форма проявления тотемизма, где тотемом-покровителем выступает определенный вид, а в некоторых случаях и конкретное животное.

Тотемизм не смогли изжить и такие мировые религии, как христианство и ислам. Даже в этих культах встречаются остаточные явления раннего тотемизма. Тотемизм продолжает развиваться и на современном этапе. В эзотерических практиках люби все чаще возвращаются к идеям животного-покровителя.

 

13. Фетишизм(« идол », « талисман» от франц. слова)- это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет(камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов. В них видели опредмеченных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.

 

14. Анимизм («душа», «дух» от латинск.) - вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии.

Аниматизм - Представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей, распространено у всех древних народов. С этой Силой связывались всякая удача человека, плодовитость скота и урожай. Впрочем такие верования живы и сейчас. А поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов. К примеру, многие племена Центральной Индии верят в много численных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвоприношения, для их умилостивления проводятся ритуалы и церемонии.

 

15.Магия - обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир(явления природы, людей и духов). Магия представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. У охотников и рыболовов эпохи неолита особенно в северных тундрах и лесах был распространен шаманизм. Целитель и заклинатель шаман с помощью своих ритуалов посредничал между духами и людьми. Кроме того, существовало понятие «табу», связанное с первобытной культурой (строгий категорический знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которых влечет за собою строгое наказание со стороны данного коллектива, причем даже сам ослушник может сурово себя наказать). Как отклик этого, сохранились своеобразные табу в современных религиях: пост у христиан, священные животные в индуизме, кошерная кухня в иудаизме. Первоначальные формы религии частично сохраняются и сейчас. Часть из них была включена в оформившиеся гораздо позже религии, часть считается предрассудками и суевериями. Так, крест и иконы в христианстве и «черный камень» в исламе- обращение к фетишизму. Запрет определенной еды, изображение святого духа у христиан в виде голубя- наследие тотемизма. Вера в домовых, ангелов, нечистую силу сохранились со времен анимизма. Магические действия лежали в основе культовой практики всех религий.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных