Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи лектора




В. 1

Соотношение риторики и философии. Без теоретического осмысления невозможно решение любого вопроса, проблемы, задачи. Решать проблему в философском ключе – значит придавать ей общечеловеческое значение, схватывать проблему в целом, на теоретическом уровне.

Соотношение риторики и логики.Логика – это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди вам поверили.

Связь этики и эстетики с риторикой. Этика – наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика – это наука о законах красоты. Речь должна быть красивой и в рамках этикета.

Использование методов психологии в риторике. Знание психологии восприятия и умение управлять эмоциями обеспечивают эффективность речи.

Связь риторики с языкознанием и орфоэпией.Языкознание наука о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия – о законах правильного произношения и ударения. Неприятно, тяжело слушать человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение.

 

В. 13

Речевые штампы - это образное название лексически неполноценных слов и фраз, которые сильно перегружаю речь оратора и представляют собой избитые выражения. Примеры речевых штампов - "на данном этапе", "мероприятием было охвачено" и т.д. Кроме этого, все заезженные метафоры и прочие средства образности речи также можно отнести к этой категории – «источник вдохновения», «лазурь небес» и т.д. Изначально они были яркими и образными, но со временем стали шаблонными.

Штампы делают речь невыразительной и скудной. Вместо образности и убедительности штампы наполняют речь словами, в которых стерта экспрессивная окраска. Как ни странно, «грешат» такими выражениями журналисты, речь которых по своей сути должна быть яркой и интересной. Практически в любом издании вы найдете такие штампы, как «черное золото» (уголь), «большая нефть» (много нефти), «белые халаты» (врачи). Использование готовых оборотов в текстах, которым необходима образность и яркость, снижает качество подачи информации.

В более узком понимании к штампам относятся такие стереотипные выражения, присущие официально-деловому стилю, как «на сегодняшний день», «на данном этапе» и т.д. Их рекомендуется избегать, кроме тех случаев, когда они действительно необходимы.

Речевые штампы схожи с канцеляризмами, которые также перегружают речь. Канцеляризмы представляют собой не к месту употребленные выражения из официально-делового стиля. К ним можно отнести фразы вроде «сегодня я пообедал на бесплатной основе», «ощущается недокомплект педагогических кадров», «окончен пошив моего платья» или «отчетность была проверена» и т.д.

Отличать от штампов следует клише (языковые стандарты) – особые обороты, которые легко использовать в определенных условиях. Благодаря ним, можно удачно и ясно выразить свою мысль и сэкономить время. К ним относятся выражения: «служба занятости», «по данным из информированных источников», «работники бюджетной сферы» и т.д.

В отличие от двух других рассмотренных категорий слов, клише употреблять в речи полезно. Они помогают легко находить определение повторяющимся явлениям, просты в воспроизведении, позволяют легко простроить официальную речь и самое главное – экономят речевые усилия, время и энергию говорящего (пишущего) человека.

 

В. 16

Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Дискуссия– такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения конкретного вопроса.

Диспутпервоначально обозначал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня значение этого слова немного изменилось. Им теперь называют публичный спор на научную или общественно важную тему.

Полемика– это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002).

Полемика– это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима при выработке новых взглядов, отстаивании общечеловеческих ценностей, прав человека, складывании общественного мнения. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Словами «дебаты» и «прения», как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. д.

Любой спор имеет определенную структуру. С одной стороны, это выдвижение и защита тезиса первым оппонентом, а с другой – опровержение выдвинутого тезиса и его аргументации вторым оппонентом.

В науке и методике делают попытки систематизировать различные виды спора. В качестве оснований берутся самые разные признаки. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора, количество участников, форма проведения, организованность спора.

Дискуссия и полемика-2 разновидности спора.
Цель дискуссии: поиск истины. Цель полемики: победа над др. стороной.
В дискуссии противоположная сторона наз. оппонент, а в полемике противник.

Ср-во используемое в дискуссии должны признаваться всеми, кто в ней участвует.


Требования к дискуссии, полемики и диспута
- не следует спорить без особой необходимости, обязательно д.б. определена цель спора Если есть возможность достичь согласия без спора, надо этим воспользоваться..
- Любой спор должен иметь свою тему, свой предмет.
- Тема спора не должна изменяться или подменяться др. на всем его протяжении
- Прежде чем спорить надо обговорить общность исходных позиций.
- Успешное ведение спора требует знания логики:
а) надо уметь выводить умозаключения из своих и чужих суждений.
б) уметь замечать противоречия
в) уметь выявлять отсутствие лог. связей между суждениями
- в дискуссии нужно стремиться к выяснению истины.
- В дискуссии и полемики нужно не бросаться в крайности, а проявлять гибкость и не бояться исправлять свои ошибки.
- В споре нужно использовать корректный прием:
а) инициатива, т.е. нужно вести спор по своему сценарию, не обороняться, а наступать.
б) опровержение оппонента его же оружием.
в) внезапность, т.е. нужно придержать самые неожиданные и важные сведения в конце дискуссии и взять слово в свои руки.
Нельзя использовать некорректный прием, пример: софизм, аргументы к жалости.

- Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д.

- Спор предполагает, далее, определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис.

- Успешное ведение спора требует определенного знания логики.

- Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь.

- В споре нужно стремиться к выяснению истины и добра - это одно из наиболее важных, если не самое важное требование к спору.

- В споре нужно проявлять гибкость.

- Не следует допускать крупных промахов в стратегии и тактике спора.

- Не следует бояться признавать входе спора свои ошибки.

 

 

Цели и задачи лектора

 

Пропаганда научных знаний огромное значение. Она приобщает народные массы к достижениям материальной и духовной культуры человечества. Благодаря пропаганде научных знаний люди становятся более сознательными, более активными, более ревностными строителями общества.
Одной из самых важных и доступных форм распространения политических и научных знаний является лекция. Тщательно подготовленная и хорошо прочитанная лекция обогащает слушателя новыми сведениями из определенной области, приучает мыслить шире и глубже, помогает лучше ориентироваться в сложных явлениях природы и общества. Составить такую лекцию может только грамотный в своей области и целеустремленный лектор. Хорошая лекция немыслима без отбора интересного познавательного материала, способствующего формированию мировоззрения у слушателей, без связи материала с жизнью. Однако этого еще мало. Успех лекции во многом предопределяется тем, насколько умело лектор владеет речью, как он излагает факты, аргументы и выводы. «Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора,— говорит В. И. Ленин,— в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой».
Сказанное относится в особенности к лектору, ведущему пропаганду в различных по жизнен­ому опыту и культурному уровню массовых аудиториях. Лектор должен уметь говорить о сложнейших проблемах и самых высоких истинах простым языком.
Это умение особенно важно сейчас, когда перед лекторами ставится задача довести до широчайших масс цели и задачи построения сильной экономики и общества, возрождения России. Но такое умение не дается легко. Оно достигается лишь в результате напряженного труда, длительных наблюдений и творческих исканий.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных