Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основные этапы развития риторики в России
ТРАДИЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ В РОССИИ
История русской риторики непосредственно связана с русской общественно-политической историей. Время создания основных риторических трудов совпадает со временами общественных ломок и преобразований. По мнению одного из исследователей истории русской риторики проф. В.И. Аннушкина (История русской риторики. Хрестоматия: Уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Академия, 1998.-С.14), в истории русской риторики можно выделить шесть следующих периодов:
1. Риторика Древней Руси (XI – XVII в.в.)
Красноречие Древней Руси начиналось на площадях старинных русских городов. На главной городской площади – на сходах решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли. Самая знаменитая из речей, отраженных в летописи, - это обращение к варягам: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Так идите княжить и володеть нами. В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера обычно назывались терминами:
Они писались для молодежи, для учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. К дидактическому красноречию следует отнести такие произведения, как «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.), «Житие Сергия Радонежского» (1418 г.), «Житие протопопа Аввакума» (1673 г.). В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе общечеловеческой культуре. Кирилл Туровский – один из выдающихся древнерусских ораторов («достопамятный вития наш 12-го века», «воссиявший паче всех на Руси»), оставил богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей – вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории русского красноречия. В XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы. Однако учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII века. Риторические понятия обозначены множеством терминов:
- ветийство/витийство,
- риторикия (риторика – только в XVII в.),
- благоязычие,
- доброречие,
- красноглаголание,
- хитрославие,
- златоустие,
- сладкоречие,
- красноречие,
- хитроречие и др.
Первый русский учебник риторики известен под названием «Риторика» Макария. Он датирован 1620 г. (Перевод лат. "Риторики" Филиппа Меланхтона - нем. гуманиста (издан в 1577 г. во Франкфурте). Автор перевода неизвестен. Авторство приписывают новгородскому митрополиту Макарию). В русской истории – это окончание Смутного времени, начало царствования династии Романовых, установление новой государственности. Такое время не может не требовать реорганизации и в области образования. Однако настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований.
2. Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.)
В это время появляются такие известные труды, как «Риторика» М.И. Усачева, риторическое сочинение Ф. Прокоповича. «Риторика» М.И. Усачева была издана в 1699 году. В начале XVIII в. сподвижником Петра I – Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение (на латинском языке), которое представляло собой запись лекционного курса, прочитанного Ф. Прокоповичем в 1706-1707 г.г. в Киево-Могилянской академии.
3. Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.)
Считается, что именно М.В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.). Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:
- «О изобретении»,
- «О украшении»,
- «О расположении».
Вот как он обосновывает построение своей книги: «Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение». Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных. В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Именно М.В. Ломоносов утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов (см. выше). Интересно, что М.В. Ломоносов различал термины:
- риторика – «наука», «учение», «правила»,
- красноречие – «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.
«Краткое руководство к красноречию» издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня. Так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы прежде всего дарования
- душевные (острый ум и память),
- телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка).
Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова (так для краткости принято называть эту книгу) предлагается строить речь из четырех частей:
- вступление,
- пояснение,
- утверждение,
- заключение.
Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей»
- образность речи,
- выразительность стиля,
- убежденность оратора.
В своем учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками. В 90-е годы XVIII в. появляются еще три работы, которые мы условно относим к ломоносовскому периоду: 1792 г. – А.С. Никольский «Основания российской словесности», 1792 г. – М.М. Сперанский «Правила высшего красноречия», 1796 г. – И.С. Рижский «Опыт риторики». Работы А.С. Никольского по логике, риторике, а затем и словесности были наиболее влиятельны благодаря их системности и простоте. Рукописный курс М.М. Сперанского (1777-1839) (работа была опубликована после смерти автора только в 1844 г.) расходился во множестве списков и обладал несомненным влиянием благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены вопросы:
- структуры публичного выступления,
- аргументации,
- композиции,
- выразительности речи.
Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, - это «склонить ум, тронуть сердце» 1. М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора:
- изобретение,
- расположение,
- изложение речи.
Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:
- все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому,
- все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей2
_______________ 1Об ораторском искусстве. - М., 1973. - С. 81,91 2Там же. С. 69-90 _______________
Наиболее разработанный курс риторики был написан проф. И.С. Рижским. И.С. Рижский (1759-1811) – первый ректор Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского. Но до этого 10 лет (1786-1796) он преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище. «Опыт риторики…», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге учились несколько поколений русских учащихся. Учебник состоял из 4-х частей. Первая часть была посвящена чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, - ее чистота. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» - писал он. Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в развитии русской риторики.
4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в.)
В это время в жизни российского общества происходят прогрессивные перемены. Начинается царствование Александра I (Благословенного). Общество живет в ожидании реформ. М.М. Сперанский – выдающийся государственный деятель – готовит общий план преобразований России. На этом оптимистическом фоне расцвет русской риторической мысли сопровождался становлением науки словесности, которая охватывала все филологические дисциплины. К этому периоду относятся работы следующих авторов:
- А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика (1809),
- Н.Ф. Кошанский. Риторические труды. Общая риторика (1829).
Частная риторика (1832), - А.И. Галич. Теория красноречия (1830),
- В.Т. Плаксин. Учебный курс словесности (1843-1844),
- К.П. Зеленецкий. Риторические труды. Общая риторика (1849). Частная риторика (1849).
Итак, в начале XIX в. складывается представление о словесности как о комплексной науке:
- искусстве речи,
- совокупности филологических дисциплин,
- составе текстов данной культуры (напр., словесность русского народа).
Каждый из названных выше авторов предлагал свою концепцию новой науки – словесности. Остановимся на концепции «словесных наук» замечательного педагога и теоретика риторики Н.Ф. Кошанского. Н.Ф. Кошанский – профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея, где учился А.С. Пушкин. Служил в Лицее с 1811 по 1828 год. Его лекцией «О преимуществах российского слова» открывались занятия в Лицее. По учебникам Н.Ф. Кошанского учились также несколько поколений учащихся. Так, его учебник латинской грамматики выдержал 11 изданий, «Общая риторика» - 10 изданий. Его модель словесности включает все науки, имеющие отношение к человеку:
- «cила ума» связывается с логикой. Многие риторики начинаются разбором основных логических терминов:
- понятие, - суждение, - умозаключение; - «дар слова» связывается со «словесными науками»:
- грамматикой, которая занимается «словами», - риторикой, которая занимается «мыслями», - поэзией, которая занимается «чувствованиями». У Н.Ф. Кошанского предмет риторики – «изобретать, располагать и выражать мысли» (Ср.: Сперанский – то же, но речи). Кошанский подчеркивает, что в новое время (конечно, имеется в виду XIX в.) в России выделяется главный род красноречия – духовный. В других державах, например, в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия. Вот как определяет Н.Ф. Кошанский ораторское искусство: «Ораторство … есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…» Кошанский считал, что ораторство в кругу всех родов прозы занимает высшее место. Ораторство представляет собой изящное искусство, так как требует еще «произношения – языка действий» (наряду с изобретением, расположением, выражением мыслей).
5. Кризис риторики: период новой теории и истории словесности (II пол. XIX в.)
В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения:
- язык изучается как лингвистическая система;
- словесность рассматривается как художественная литература и фольклор;
- риторика выведена из системы преподавания.
Что же произошло? Почему в середине XIX в. риторика утратила свой авторитет? Дело в том, что постепенно, еще на протяжении первой половины XIX в. предмет риторики все более суживался:
- обособляется теория науки;
- отделяется стилистика;
- риторика разделяется на:
-общую (теория прозы вообще), -частную (отдельные жанры, например, речи поучительно-деловые, побудительные и др.).
Например, уже Василий Плаксин так определял задачу риторики: «Риторика учит сообразоваться с целью, с обстоятельствами, с лицами – с их способностями, степенью образования, с наклонностями; и естественную наготу истины, часто оскорбительную, часто горькую, научает прикрывать и услаждать искусством (1832)» (курсив наш). В 40-е годы XIX в. поэтика и риторика окончательно получили различные предметы. Поэтика рассматривает структуру литературного произведения, отвлекаясь от его воздействия на адресата. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения. Наиболее непримиримым критиком риторики как науки, как учебного предмета в гимназиях был В.Г. Белинский. Вот одно из его высказываний: «Все ложное, пошлое, всякую форму без содержания, все это называют риторикой!» - пишет Белинский в 1844 году. «Риторика – вздорная наука и вредное знание. «Сущий вздор», наконец, «вовсе даже и не наука», - восклицает «неистовый Виссарион». Таким образом, мы видим, что к середине XIX в. риторика как научная теоретическая дисциплина во многом исчерпала себя, дав начало нескольким областям филологии. Попытки возрождения риторики в России можно отнести к 20-м годам XX столетия. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова. В его работе принимали участие выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и др. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Выпущено несколько сборников статей, организовано обучение лекторов. Однако в тоталитарном обществе мастерство свободного слова, воздействующего на умы и души сограждан, было более чем опасным. К началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.
6. Советский период в истории русской риторики (1920-1985/90 г.г.)
В cоветское время на месте старой риторики был создан ряд дисциплин:
- культура речи,
- лингвистика текста,
- функциональная стилистика,
- прагматика и др.
При всем положительном, что заключают в себе новые теории, без учета опыта риторики их современный потенциал представляется ограниченным. Кроме того, результаты «падения риторики» в нашей стране очевидны: немногие наши соотечественники могут похвастаться умением легко и свободно говорить публично, найти нужный тон в беседе, в споре, доказательно и доброжелательно убедить в своей правоте.
7. Период возрождения (?)
Сейчас в России происходит риторический бум при очередной смене общественно-политического устройства общества. Какой будет новая риторика, не в последнюю очередь зависит и от наших конкретных сегодняшних усилий. Интерес к риторике как науке и учебному предмету возродился в 70-80 г.г. Появились работы Е.А. Ножина, Г.З. Апресяна, А.В. Толмачева, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Л.К. Граудиной и многих других. Таким образом, мы видим, что расцвет риторики пришелся на тот период, когда она рассматривалась как неотъемлемая часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены. Ждет ли риторику новый взлет, покажет уже недалекое будущее.
ПРИЛОЖЕНИЕ Этапы развития риторики в России (периодизация)
1. Риторика Древней Руси (XI-XVII в.в.) 2. Петровский период (к. XVII в.-I пол. XVIII в.) 3. Ломоносовский период (II пол. XVIIIв.- нач. XIX в.) 4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в.) 5. Период кризиса риторики и становление новой теории и истории словесности: возникновение языкознания и литературоведения как самостоятельных научных дисциплин (II пол. XIX в.) 6. Советский период (1920-1990) 7. Период возрождения риторики (начиная с 80-90-х годов).
ЗАДАНИЕ Составить краткий конспект лекции.
отразив все этапы, дословно записав высказывания о риторике (определения риторики)
- М.В. Ломоносова,
- И.С. Рижского,
- Н.Ф. Кошанского,
- В.Г. Белинского.
ЛИТЕРАТУРА 1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Академия, 1998. – 416с. 2. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика.– М.: Центр полиграф, 2001. – 669с. 3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с. 4. Плюснина Т.Д., Успенская И.С. основы ораторского искусства и риторики: Учебное пособие. Часть 1. – СПб: ЛТА, 2000. – 80с. 5. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. – 592с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|