Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные этапы развития риторики в России

ТРАДИЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ В РОССИИ

История русской риторики непосредственно связана с русской общественно-политической историей. Время создания основных риторических трудов совпадает со временами общественных ломок и преобразований.
По мнению одного из исследователей истории русской риторики проф. В.И. Аннушкина (История русской риторики. Хрестоматия: Уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Академия, 1998.-С.14), в истории русской риторики можно выделить шесть следующих периодов:

1. Риторика Древней Руси (XI – XVII в.в.)

Красноречие Древней Руси начиналось на площадях старинных русских городов. На главной городской площади – на сходах решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли.
Самая знаменитая из речей, отраженных в летописи, - это обращение к варягам:
Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Так идите княжить и володеть нами.
В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера обычно назывались терминами:

  • поучение,
  • беседа,
  • слово

Они писались для молодежи, для учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. К дидактическому красноречию следует отнести такие произведения, как «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.), «Житие Сергия Радонежского» (1418 г.), «Житие протопопа Аввакума» (1673 г.).
В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе общечеловеческой культуре.
Кирилл Туровский – один из выдающихся древнерусских ораторов («достопамятный вития наш 12-го века», «воссиявший паче всех на Руси»), оставил богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей – вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории русского красноречия.
В XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы.
Однако учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII века. Риторические понятия обозначены множеством терминов:

  • ветийство/витийство,
  • риторикия (риторика – только в XVII в.),
  • благоязычие,
  • доброречие,
  • красноглаголание,
  • хитрославие,
  • златоустие,
  • сладкоречие,
  • красноречие,
  • хитроречие и др.

Первый русский учебник риторики известен под названием «Риторика» Макария. Он датирован 1620 г. (Перевод лат. "Риторики" Филиппа Меланхтона - нем. гуманиста (издан в 1577 г. во Франкфурте). Автор перевода неизвестен. Авторство приписывают новгородскому митрополиту Макарию). В русской истории – это окончание Смутного времени, начало царствования династии Романовых, установление новой государственности.
Такое время не может не требовать реорганизации и в области образования. Однако настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований.

2. Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.)

В это время появляются такие известные труды, как «Риторика» М.И. Усачева, риторическое сочинение Ф. Прокоповича. «Риторика» М.И. Усачева была издана в 1699 году. В начале XVIII в. сподвижником Петра I – Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение (на латинском языке), которое представляло собой запись лекционного курса, прочитанного Ф. Прокоповичем в 1706-1707 г.г. в Киево-Могилянской академии.

3. Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.)

Считается, что именно М.В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).
Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

  • «О изобретении»,
  • «О украшении»,
  • «О расположении».

Вот как он обосновывает построение своей книги:
«Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит , и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».
Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.
В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение риторики:
«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».
Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.
Именно М.В. Ломоносов утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов (см. выше).
Интересно, что М.В. Ломоносов различал термины:

  • риторика – «наука», «учение», «правила»,
  • красноречие – «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.

«Краткое руководство к красноречию» издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня.
Так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы прежде всего дарования

  • душевные (острый ум и память),
  • телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка).

Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова (так для краткости принято называть эту книгу) предлагается строить речь из четырех частей:

  • вступление,
  • пояснение,
  • утверждение,
  • заключение.

Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.
Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей»

  • образность речи,
  • выразительность стиля,
  • убежденность оратора.

В своем учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.
В 90-е годы XVIII в. появляются еще три работы, которые мы условно относим к ломоносовскому периоду:
1792 г. – А.С. Никольский «Основания российской словесности»,
1792 г. – М.М. Сперанский «Правила высшего красноречия»,
1796 г. – И.С. Рижский «Опыт риторики».
Работы А.С. Никольского по логике, риторике, а затем и словесности были наиболее влиятельны благодаря их системности и простоте.
Рукописный курс М.М. Сперанского (1777-1839) (работа была опубликована после смерти автора только в 1844 г.) расходился во множестве списков и обладал несомненным влиянием благодаря оригинальному стилю.
В этой работе детально рассмотрены вопросы:

  • структуры публичного выступления,
  • аргументации,
  • композиции,
  • выразительности речи.

Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели.
Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, - это «склонить ум, тронуть сердце»1.
М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора:

  • изобретение,
  • расположение,
  • изложение речи.

Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:

  • все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому,
  • все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей2

_______________
1Об ораторском искусстве. - М., 1973. - С. 81,91 2Там же. С. 69-90
_______________

Наиболее разработанный курс риторики был написан проф. И.С. Рижским.
И.С. Рижский (1759-1811) – первый ректор Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского. Но до этого 10 лет (1786-1796) он преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище.
«Опыт риторики…», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге учились несколько поколений русских учащихся. Учебник состоял из 4-х частей. Первая часть была посвящена чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, - ее чистота.
«Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» - писал он.
Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в развитии русской риторики.

4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в.)

В это время в жизни российского общества происходят прогрессивные перемены. Начинается царствование Александра I (Благословенного). Общество живет в ожидании реформ. М.М. Сперанский – выдающийся государственный деятель – готовит общий план преобразований России.
На этом оптимистическом фоне расцвет русской риторической мысли сопровождался становлением науки словесности, которая охватывала все филологические дисциплины.
К этому периоду относятся работы следующих авторов:

  • А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика (1809),
  • Н.Ф. Кошанский. Риторические труды. Общая риторика (1829).
    Частная риторика (1832),
  • А.И. Галич. Теория красноречия (1830),
  • В.Т. Плаксин. Учебный курс словесности (1843-1844),
  • К.П. Зеленецкий. Риторические труды. Общая риторика (1849). Частная риторика (1849).

Итак, в начале XIX в. складывается представление о словесности как о комплексной науке:

  • искусстве речи,
  • совокупности филологических дисциплин,
  • составе текстов данной культуры (напр., словесность русского народа).

Каждый из названных выше авторов предлагал свою концепцию новой науки – словесности.
Остановимся на концепции «словесных наук» замечательного педагога и теоретика риторики Н.Ф. Кошанского.
Н.Ф. Кошанский – профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея, где учился А.С. Пушкин. Служил в Лицее с 1811 по 1828 год. Его лекцией «О преимуществах российского слова» открывались занятия в Лицее. По учебникам Н.Ф. Кошанского учились также несколько поколений учащихся. Так, его учебник латинской грамматики выдержал 11 изданий, «Общая риторика» - 10 изданий.
Его модель словесности включает все науки, имеющие отношение к человеку:

  • «cила ума» связывается с логикой. Многие риторики начинаются разбором основных логических терминов:
    - понятие,
    - суждение,
    - умозаключение;
  • «дар слова» связывается со «словесными науками»:
    - грамматикой, которая занимается «словами»,
    - риторикой, которая занимается «мыслями»,
    - поэзией, которая занимается «чувствованиями».

У Н.Ф. Кошанского предмет риторики – «изобретать, располагать и выражать мысли» (Ср.: Сперанский – то же, но речи).
Кошанский подчеркивает, что в новое время (конечно, имеется в виду XIX в.) в России выделяется главный род красноречия – духовный. В других державах, например, в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия.
Вот как определяет Н.Ф. Кошанский ораторское искусство:
«Ораторство … есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…»
Кошанский считал, что ораторство в кругу всех родов прозы занимает высшее место. Ораторство представляет собой изящное искусство, так как требует еще «произношения – языка действий» (наряду с изобретением, расположением, выражением мыслей).

5. Кризис риторики: период новой теории и истории словесности (II пол. XIX в.)

В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения:

  • язык изучается как лингвистическая система;
  • словесность рассматривается как художественная литература и фольклор;
  • риторика выведена из системы преподавания.

Что же произошло? Почему в середине XIX в. риторика утратила свой авторитет?
Дело в том, что постепенно, еще на протяжении первой половины XIX в. предмет риторики все более суживался:

  • обособляется теория науки;
  • отделяется стилистика;
  • риторика разделяется на:

-общую (теория прозы вообще),
-частную (отдельные жанры, например, речи поучительно-деловые, побудительные и др.).

Например, уже Василий Плаксин так определял задачу риторики: «Риторика учит сообразоваться с целью, с обстоятельствами, с лицами – с их способностями, степенью образования, с наклонностями; и естественную наготу истины, часто оскорбительную, часто горькую, научает прикрывать и услаждать искусством (1832)» (курсив наш).
В 40-е годы XIX в. поэтика и риторика окончательно получили различные предметы. Поэтика рассматривает структуру литературного произведения, отвлекаясь от его воздействия на адресата. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.
Наиболее непримиримым критиком риторики как науки, как учебного предмета в гимназиях был В.Г. Белинский.
Вот одно из его высказываний:
«Все ложное, пошлое, всякую форму без содержания, все это называют риторикой!» - пишет Белинский в 1844 году.
«Риторика – вздорная наука и вредное знание. «Сущий вздор», наконец, «вовсе даже и не наука», - восклицает «неистовый Виссарион».
Таким образом, мы видим, что к середине XIX в. риторика как научная теоретическая дисциплина во многом исчерпала себя, дав начало нескольким областям филологии.
Попытки возрождения риторики в России можно отнести к 20-м годам XX столетия. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова. В его работе принимали участие выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и др.
Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Выпущено несколько сборников статей, организовано обучение лекторов.
Однако в тоталитарном обществе мастерство свободного слова, воздействующего на умы и души сограждан, было более чем опасным. К началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания.
Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

6. Советский период в истории русской риторики (1920-1985/90 г.г.)

В cоветское время на месте старой риторики был создан ряд дисциплин:

  • культура речи,
  • лингвистика текста,
  • функциональная стилистика,
  • прагматика и др.

При всем положительном, что заключают в себе новые теории, без учета опыта риторики их современный потенциал представляется ограниченным.
Кроме того, результаты «падения риторики» в нашей стране очевидны: немногие наши соотечественники могут похвастаться умением легко и свободно говорить публично, найти нужный тон в беседе, в споре, доказательно и доброжелательно убедить в своей правоте.

7. Период возрождения (?)

Сейчас в России происходит риторический бум при очередной смене общественно-политического устройства общества. Какой будет новая риторика, не в последнюю очередь зависит и от наших конкретных сегодняшних усилий.
Интерес к риторике как науке и учебному предмету возродился в 70-80 г.г. Появились работы Е.А. Ножина, Г.З. Апресяна, А.В. Толмачева, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Л.К. Граудиной и многих других.
Таким образом, мы видим, что расцвет риторики пришелся на тот период, когда она рассматривалась как неотъемлемая часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены.
Ждет ли риторику новый взлет, покажет уже недалекое будущее.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Этапы развития риторики в России (периодизация)

1. Риторика Древней Руси (XI-XVII в.в.)
2. Петровский период (к. XVII в.-I пол. XVIII в.)
3. Ломоносовский период (II пол. XVIIIв.- нач. XIX в.)
4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в.)
5. Период кризиса риторики и становление новой теории и истории словесности: возникновение языкознания и литературоведения как самостоятельных научных дисциплин (II пол. XIX в.)
6. Советский период (1920-1990)
7. Период возрождения риторики (начиная с 80-90-х годов).

ЗАДАНИЕ
Составить краткий конспект лекции.

отразив все этапы,
дословно записав высказывания о риторике (определения риторики)

  • М.В. Ломоносова,
  • И.С. Рижского,
  • Н.Ф. Кошанского,
  • В.Г. Белинского.

ЛИТЕРАТУРА
1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Академия, 1998. – 416с.
2. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика.– М.: Центр полиграф, 2001. – 669с.
3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
4. Плюснина Т.Д., Успенская И.С. основы ораторского искусства и риторики: Учебное пособие. Часть 1. – СПб: ЛТА, 2000. – 80с.
5. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. – 592с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вимоги до знань та вмінь.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных