Общие и модально-специфические закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.
Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Общие закономерности психического развития:
- процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований.
- Процесс развития непрерывен и необратим.
- Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции.
- принцип единства эволюционирования и функционирования..
- психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности.
- Психическое развитие не возможно вне общения.
Модально специфические закономерности -характеристики, свойственные определенной группе детей с отклонениями, например особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Иначе говоря – это то, что отличает одну группу от другой.
Проблема состоит в том, как соотнести общие и специфические закономерности — рассматривать ли их как два независимых ряда, или признать специфические особой формой проявления все тех же общих. Долгое время в специальной психологии преобладал первый вариант. Различиям между нормально развивающимися детьми и детьми с отклонениями придавалось важное значение, сходства же рассматривались как несущественные. Абсолютизация различий не могла не сказаться на практике обучения и воспитания детей с различными отклонениями, на характере отношения к ним со стороны общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|