Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выступление на собрании. Значит, это, я, честно говоря, позволю, понимаете, потратить, так сказать, две минуты на мое сообщение




Значит, это, я, честно говоря, позволю, понимаете, потратить, так сказать, две минуты на мое сообщение, как я болею душой, как профессионал, и преклоняюсь, значит, перед аудиторией за все ихние труды по менеджменту и всю работу фирмы, конечно, очень знаю, понятно. Конечно, поэтому нужно, в общем, так сказать, послать ваши, можно сказать, образцы, значит, в дирекции на местах, и они, это, прийдут к вам обратно, вот. Скажу одно, я не думаю, скажем так, начинать, уважаемые, сначала, а надо, значит, делать сначала, и все, чего тут не понимать, понимаете? А еще, значит, вопросы встали за общий план, поговорили, или его совсем не делать, честно говоря. Да ради Бога, пусть бы кто и не знал, а в кассе пусто, значит. Вкупе с образцами, деньги, честно сказать, могут сделать аврал, нежели чем закрывать филиал. Смотрите, я уже стихи выражаю, и будете персонал,

который, как все говорят — «персона нан гранда». Ну, а теперь, честно говоря, хватит, серьезно. Нет другой пути, как вверх и вперед, взад — не пройдет. И не на дядю, это значит, это сваливать, а только на себя. Мы профессионалы, так сказать. Определить понимаете, и в дело, если, так сказать, нужно. Если есть вопросы, может быть, есть, то тут и отвечать не надо: все, честно говоря, скажем, понятно, если нет умников и бездельников, которые не желают, вот и все, а думают, что он, значит, на нас, конечно, ругается без начала. А все инженера, так сказать, отделов, они, значит, останутся еще, понимаете, ну хотя бы минут на 20 или, значит, 30, точно. Спасибо, как говорится, Вам, значит за внимание, вот так. И, значит, займемся делами повсеместно, чтобы нАчать, углУбить успехи и принять новые примеры для нашего фирменного процветания. Счастливой вам пути. Ехайте прямо и вперед, и нечего смотреть, значит, повернув голову взад. Поэтому у меня и конец, понимаете, так сказать. Наша цель — более два миллиона рублей, и ни грамма меньше. Вот. В районе — три миллиона, как наша целевая программа, понимаете, вот так. Извиняюсь, если что...

Упражнение 2.

Прочитайте:

1. Сформулируйте основные тезисы очень кратко. Сколько тезисов у вас получилось. Сократите их еще.

2. Сформулируйте и запишите основной тезис (основную мысль - одну смысловую единицу).Желательно одним предложением.

Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с разных сторон. Прежде всего, это оценка нравственно-этическая. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Аудитория дает нравственную оценку оратору: к "хорошему" человеку испытывают доверие, к "нехорошему" - недоверие. При этом не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за несовпадение его мировоззрения со взглядами аудитории. Интеллектуальная оценка ритора связывается с богатством мыслей, его мудростью, способностью аргументировать, рассуждать и находить оригинальные мыслительные решения. Интеллект говорит обычно о знании оратором предмета речи. Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Если мысль не выражена в привлекательных словах и уместном произношении, речь не будет воспринята. В риторике всегда обсуждался вопрос: какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования объединялись понятием ораторские нравы, ибо само слово "нрав" изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека. В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства ораторов: справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, "Риторика"). Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, способность принять другого человека как самого себя, отчего всякий человек назывался "ближним". Современная риторика называет такие качества оратора как честность, знание, ответственность, предусмотрительность, доброжелательность, скромность (А.А.Волков). Совокупность этих качеств выстраивает образ совершенного ритора, некоторый риторический идеал, в принципе недостижимый ни в одном реальном ораторе, но требующий устремления к нему в реальной речи и речевой педагогике.

Приложение 7.

Познакомьтесь с наблюдениями М.Китайгородской и Н.Розановой в книге Н.А. Купиной «Риторика в играх и упражнениях» (М., 2002) касающихся имиджа современных политиков. Приведённые речевые портреты – лишь отражение конкретны хобразов в глазах реальных людей. В них нет ответа на вопрос, почему же всё-таки одной аудитории приятно слушать Зюганова, другой – Явлинского, а третий Жириновскогь.

По мнению С.В. Леорды, «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность». Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего. Напишите письменную работу «Речевой портрет….», выбрав реально существующего героя и понаблюдав за ним.

Ваша задача: попытаться определить особенности словоупотребления, фонетики, использовании разговорных формул, употребление жаргонизмов речевых оборотов, (в том числе клишированные обороты, применяемые в одних и тех же ситуациях, слова-паразиты), особой лексики, ориентированность на адресата, которые делают личность узнаваемой.

 

«Гайдар. Особенность его речевого поведения в том, что навыки общения «среди своих» в коллективе учёных он переносит на широкую аудиторию, вызывая раздражение у многих из-за того, что употребляет в политике те же языковые конструкции, что и в сфере научного обсуждения. Показательными в этом отношении были его дебаты с одним из лидеров коммунистов. Гайдар построил диалог как спор ради истины, опираясь на цифры и факты. Но выглядел неубедительным по сравнению с соперником. Тот же избрал тактику «спор ради победы» и, с точки зрения телезрителей, выиграл за счёт демагогических приёмов.

 

Жириновский. «Ярмарочное время» социальных перемен породило и своих героев. Подобно актерам с яркой индивидуальностью, играющих всегда самих себя, Жириновский выбрал одну речевую маску и оказался её пленником. Он верен себе и по сути одинаков в разных ситуациях. Его речь с точки зрения словаря бедна, стилистически монотонна, но образна. За счёт чего же рождается впечатление её высокой экспрессивности? Экспрессивна, главным образом, количественная сторона (говорит много, говорит без пауз), темп речи, громкость, эмоциональность. Экспресиия рождается на эпатаже, связана с нарушением законов общения (говори коротко, говори по делу, говори вежливо и т.д.) С точки зрения обработки и подачи информации в его речи наблюдается тенденция к предельному упрощению, примитивизму. Тексты в большом количестве содержат бездоказательные утверждения, заведомо ложные и нелепые доводы. Для него типична завышенная самооценка, в его речи много гипербол. Это своеобразная политическая хлестаковщина. Несмотря на многословие речь Жириновского нередко оказывается довольно бессвязной. Он часто опускает логические связки, союзы, отдельные семантически необходимые для понимания участки текста. Он нанизывает бессоюзные конструкции одна на другую. Всё это рождает эффект разорванности

сознания».

 

Зюганов в отличие от многих политиков в гораздо меньшей степени преподносит себя как индивидуализированную личность. Редко употребляет местоимение «я», в основном «мы». Постоянно подчёркивает свою роль как лидера партии и в этом преуспел больше других. Вынужден искать новые «речевые одежды» для аргументации выступлений. Вместо устаревших клише прошлого времени – пролетарский интернационализм, коллективизм, социалистические идеалы – найдены новые, заимствованные из других речевых сфер,- держава, отечество, соборность, общинность, православие. Многие формы по сути скопированы. Так, вместо «врагов народа» появились «недруги отечества», вместо «безродных космополитов» – «безродные отщепенцы», «великий советский народ» превратился в «православный русский народ». Он часто пытается совместить несовместимое – представить коммунистические идеи в религиозной упаковке. Вторжение в чужое речевое пространство, обусловленное стремлением избежать одиозных слов, характерных для прежней советской риторики, выглядит порой абсурдно.

Приложение 8.

Прочитайте рекомендации, попробуйте на их основе оценить собственные ошибки и достоинства при коммуникации.

Красноречие — важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя. Искусству говорить надо учиться; прежде всего следует освоить сновные принципы речевого воздействия.

Принципы речевого воздействия в деловой риторике:

доступность;

• ассоциативность;

• сенсорность;

• экспрессивность;

• интенсивность.

Доступность — взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются приемы аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

Сенсорность предусматривает широкое использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней. Например, темп выступления на совете организации и на уличном митинге различается. Поэтому выступающий должен умело оринтироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации.

Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при разумном использовании риторического инструментария. Его практическое назначение — так провести коммуникационное общение, чтобы оно оказало оптимальное воздействие на мысли и чувства людей. Данный риторический инструментарий включает следующий набор коммуникационных эффектов:

1. визуального имиджа;

2. первых фраз;

3. аргументации;

4. квантового выброса информации;

5. интонации и паузы;

6. художественной выразительности;

7. релаксации;

8. дисперсии.

 

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Он (вид) может вызвать симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд — все это положительно воздействует на людей до начала выступления оратора.

Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная или интересная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика — это внутренняя организация речи, то внешней ее стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической — конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса информации — один из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории — основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Эффект интонации и паузы — весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10—15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатный риторический инструментарий — пауза. Ее применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности связан с умением «воплощать» мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть.

Эффект релаксации используется оратором, чтобы помочь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации — снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь

приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% принять замысел выступления, его словесная форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%. Коммуникационный процесс — это не простое переливание информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.

Для повышения качества деловой риторики можно воспользоваться следующими практическими рекомендациями:

• следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударением. Если вы не уверены в произношении или употреблении какого-либо слова, обращайтесь к словарям ударений, толковому и орфоэпическому;

• избегайте многословия, канцеляризмов, штампов. Не используйте без необходимости иностранные слова (например, «детерминировать» — вместо «определить», «имманентный» — вместо «внутренний»). Неправильное или параллельное употребление иностранной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям (например, в словосочетании «промышленная индустрия», слово «индустрия» уже включает понятие «промышленная»);

• не забывайте, что безликие конструкции часто прикрывают нежелание брать на себя ответственность, самостоятельно думать. Необходимо избавляться от слов, засоряющих речь: «так сказать», «понимаете», «вот», «скажем так». Такие слова не украшают речь, а лишь вызывают раздражение аудитории.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных