Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задания и упражнения на отработку интонирования текста.




1. Богатство выразительных возможностей интонации не раз отмечалось исследователями. В.Н. Всеволодский-Гернгросс, например, насчитывает в русской речи 16 интонаций:

· вопросительная · пригласительная · утвердительная
· восклицательная · перечислительная · положительная
· интонация удивления · повествовательная · просительная
· звательная · сопоставительная · повелительная
· убедительная (поучительная) · увещевательная
· интонация перерыва или связи · индифферентная

Дайте функциональную характеристику каждому из видов интонации. Приведите примеры.

2. Тяните «а-а-а», меняя звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте звук, а затем снижайте его до полного вымирания.

3. Произнесите нейтральную речевую структуру (например, «Мне пришло письмо до востребования» или «Ждите меня к весне») с интонацией:

1) радости, 2) изумления; 3) иронии; 4) горя; 5) возмущения; 6) категорического требования; 7) приказа; 8) заветного желания; 9) просьбы; 10) угрозы; 11) интриги.

4. На каждое слово поочередно поставьте логическое ударение и проанализируйте, как меняется при этом смысл фразы.

Например:

Дайте мне чашечку кофе (я сделал заказ уже давно);

Дайте мне чашечку кофе (именно мне, а не кому-то другому);

Дайте мне чашечку кофе (маленькую чашку);

Дайте мне чашечку кофе (а не чаю).

 

1) Выбери, пожалуйста, красивую книгу.

2) Нужные бумаги лежат на столе.

3) Она сама туда придет.

4) Вы звонили мне?

 

 

5. Прочтите следующие выражения, соблюдая обозначенные стрелками повышение и понижение голоса.

Пример:

Аторадолжна быть лю

У ор­ ¯прежде всего­ ¯бОвь к

¯дЕлу, о котором

¯он гово

¯рИт.

(М. Горький)

 

По данному образцу прочтите следующие выражения:

1) «Последствия слова, сказанного вовремя, неисчислимы» (Амиель).

2) «Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусственной» (Сенека).

3) «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи» (К.С. Станиславский).

4) «Работа по постановке голоса заключается прежде всего в развитии дыхания» (К.С. Станиславский).

Подберите другие высказывания, в том числе вопросительные и побудительные, прочтите вслух, послушайте сами себя.

 

6. Используйте приведенные выше высказывания в качестве тезисов и распространите их аргументами. Выделите смысловой центр высказывания логическим ударением, паузами.

Замедляя и ускоряя темп произношения отдельных слов, словосочетаний и предложений в потоке речи, передайте смысловые акценты построенной вами аргументации.

 

7. Для усиления эмоциональной стороны слова в речи используется эмфатическое ударение. Гамма сильных положительных эмоций (восторг, восхищение, удовольствие, умиление и т. п.) выражается, как правило, в удлинении ударного гласного, например: Та-ак! Да-а! Отрицательные же эмоции (негодование, раздражение, угроза, гнев и др.) зачастую проявляются в удлинении первого согласного в слове, например: Ч-черт побери! З-замолчите!

В свою очередь, категоричному утверждению соответствует краткое, но максимально энергичное произношение всего выделяемого слова (особенно ударного слога): Так! Да! Причем, глубокие эмоции, грусть, жалость, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют более плавной смены интонации. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Приведите по 2-3 примера на каждый из видов эмфатического ударения. Как вы думаете, всегда ли уместен такой способ выражения эмоций, как эмфатическое ударение, в публичной речи?

 

8. С.М. Волконский описал риторическое ударение как переломленное ощущение, макушку, на которую вы взбирались, на которой остановились и с которой спускаетесь во вторую часть периода.

Например:

Если хочешь меня застАть – приходи сегодня.

Приведите 5 собственных примеров с риторическим ударением (учите, что в родительном падеже существительное превращается в прилагательное, и ударение с него снимается).

 

 

9. Внимательно прочтите примеры совпадения и несовпадения логической ( / ) и психологической ( // ) пауз и определите функциональную нагрузку каждой из них.

· логическая и психологическая паузы совпадают:

Я знаю: ( / ) ( //) город будет!

· логическая пауза предшествует психологической:

1) Но что-то вдруг мелькнуло…/ шорох, … / тише…/

Нет, // это свет обманчивой луны.

2) Полюбите вы снова, / но // учитесь властвовать собою.

· логическая пауза следует за психологической:

1) Представьте, // он притворился, / что ничего не знает.

2) Всякий рыболов – // поэт, / хотя и не писал никогда стихов.

На каждый из вариантов приведите по два примера.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных