Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 9. ►ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА




План

1. Человек как объект и субъект политики.

2. Политическая социализация личности.

3. Политическое лидерство.

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Политика как социальная деятельность, направленная на завоевание, удержание и реализацию власти, связана с отношениями между людьми. Поэтому объектами и субъектами политики выступают люди со своим опытом, потребностями, интересами, идеалами и ценностными ориентациями. Все более актуальной становится проблема личности как субъекта политической деятельности. Под политическим субъектом в политологии понимается носитель предметно-практической деятельности, источник активности, направленный на объект. В политике субъект и объект подразделяются на индивидуальные и групповые: человек, коллектив, социальная группа, организация, класс, государство, общество. Они находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, способны меняться местами. По отношению к политике личность может быть как объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации. Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные, политико-правовые. Для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, общей и политической культуры. к условиям становления личности как политического субъекта относятся: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые, либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию. Становление личности в качестве субъекта политики происходит по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Расширение политического участия широких слоев населения, рост интереса к политике представляют сегодня глобальную тенденцию мирового развития. В сложный мир политики вступают новые поколения, что предполагает формирование у них отношения к политическим целям и ценностям, которые они наблюдают в конкретном обществе. Процесс усвоения индивидом ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

Политическая социализация представляет собой процесс взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития. Характер взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе или конфликте участников политического взаимодействия. Это обусловливае6тся типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее.

Политическая социализация, начиная с раннего детства, продолжается всю сознательную жизнь, однако установки и навыки не остаются навсегда неизменными, а могут корректироваться и меняться в зависимости от различных факторов. Политическая социализация осуществляется двумя основными путями. Первый – это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через средства массовой информации. Второй путь – это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний. В реальной жизни и то, и другое направление переплетаются и взаимно дополняются.

Наиболее распространенная в политологии версия процесса политической социализации изложена американскими политологами Д. Истоном и Дж. Деннисом в теории «политической поддержки». В работе «Дети и политическая система» они исходят из того, что первичная социализация (т.е. приобретенная в детстве) является определяющей в создании положительной установки. Они настаивают на том, что «базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что были приобретены позже в жизни». Однако результаты эмпирических исследований говорят о том, что процесс усвоения политических стандартов в каждом конкретном обществе специфичен, поскольку обусловлен особенностями культурной среды и опосредован множеством факторов, в том числе и случайных.

На основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяют четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Первый тип предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества обеспечивающий уважительный диалог индивида и власти. Для второго типа характерно наличие значительного числа разнородных субкультур, что обеспечивает подвижность и изменчивость политических взглядов. Третий тип характеризуется высоким уровнем малоимущих, жесткой приверженностью индивида местным традициям, что затрудняет достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Гегемонистский тип предполагает вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса или политической идеологии.

Отсутствие целостной системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, СМИ, а их экономическим положением. В этих условиях наиболее мощным фактором политической социализации оказываются конкретные экономические и политические события, которые изменяют положение индивида.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный социальный феномен восходят к глубокой древности. Уже античные историки Геродот, Плутарх уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в монархах и полководцах творцов истории. Значительный вклад в исследование данного политического феномена внес Н. Макиавелли, который является родоначальником теории эффективного лидерства. Эта теория основывается на четырех правилах: 1) власть лидера опирается на поддержку его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард. Он пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется не однозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек; лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность; лидерство - это влияние на других людей. Это влияние должно быть постоянным и осуществляться на всю группу; лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели на конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач на руководящие должности. Все трактовки характеризуются некой односторонностью и не учитывают объективную социальную основу данного феномена.

Природа лидерства объясняется различными факторами, лежащими в его основе. Сторонники теории черт рассматривают лидера как совокупность его определенных психологических черт, наличие которых способствует выдвижению индивида на лидирующие позиции. Среди наиболее значимых черт лидера называют: инициативность, уверенность, острый ум, компетентность, чувство юмора и т.д. Иначе интерпретируют лидерство авторы ситуационной теории. По их мнению, лидер появляется в определенных условиях места, времени и обстоятельств. В данной теории лидер рассматривается как функция определенной ситуации.

Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особо рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты – последователи – активисты – лидер.

Совокупность различных интерпретаций позволяет увидеть разнообразные стороны политического лидерства, однако еще не дает его целостной картины. Осуществить комплексное исследование позволяет интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователи; механизм взаимоотношений лидера и его конституентов.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одна из классических типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. Лидеры подразделяются на традиционных – их авторитет основан на обычаях, рационально-легальных – это лидеры, избранные демократическим путем, и харизматическых – наделенные выдающимися качествами.

В современной политологии наиболее распространенной является типология Маргарет Дж. Херманн, которая включает четыре собирательных образа: знаменосца, служителя, торговца, пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, способный увлечь массы. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих избирателей и приверженцев. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеалы и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи. Лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, насущные требования момента. В реальной жизни эти четыре идеальных образа не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных стадий деятельности лидеров можно выделить три общих функции: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей на реализацию целей.

Политические лидеры занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлено важное значение политической социализации в жизни общества?

2. Как соотносятся личность, организация в их воздействии на политику?

3. Какова природа лидерства?

4. Раскройте основные функции политических лидеров.

5. Объясните сущность типологии лидеров по М.Веберу.

6. Каковы мотивы и факторы, влияющие на политическую активность?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ашин Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность.1993, №2.

2. Бородин О.И. Группы давления. Лоббизм. //Мир политики. Учеб.пособие. Под ред. Н.И.Першина. ВолгГТУ, - Волгоград.1998.

3. Демидова И.Ю. Особенности политического неучастия населения в изменяющихся обществах.// Мир политики. Учеб. Пособие. Под ред. Н.И.Першина. ВолгГТУ, - Волгоград. 2003.

4. Решетников М. Лидер и толпа. О некоторых феноменах массовой психологии // Российские вести. 1998, №82.

5. Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис.1991, №1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных