Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Macr; Для любознательных. К 90 Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ




Куликова Т.А.

К 90 Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

ISBN 5-7695-0338-6

Концептуальная основа учебника - признание приоритетной роли семьи в формировании личности ребенка. С этих позиции дается развернутая характери­стика современной семьи, тенденций ее развития, освещаются особенности се­мейного воспитания, условия и пути повышения педагогической культуры семьи. Рассматриваются линии взаимодействия семьи с другими социальными институ­тами образования (детские сады, школы и др.). Учебник содержит задания для самостоятельной работы студентов.

УДК 37.018.1(075.32)

ББК 74.9я723

© Куликова Т.А., 1999

ISBN 5-7695-0338-6 © Издательский центр «Академия», 1999

 

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ

Дорогие друзья, будущие коллеги! Перед вами - учебное посо­бие, в котором освещаются теоретические основы нового учебного предмета «Семейная педагогика и домашнее воспитание». Этот предмет сравнительно недавно стал изучаться на первой ступени профессионального образования в университете, институте или колледже. Возможно, вас удивит, почему такой важный и необхо­димый для современного педагога предмет и вдруг - новый. Разве можно стать хорошим педагогом без знания таких важнейших про­блем, как основы семьи и домашнего воспитания? Конечно, нет! Хотя, справедливости ради, отметим, что бытует довольно устой­чивое житейское представление о воспитании ребенка в семье как деле простом, не требующем особой подготовки. Подобные взгля­ды на домашнее воспитание детей К.Д.Ушинский отнес к области педагогического невежества. Поэтому и много лет назад ваши предшественники, студенты факультета дошкольного воспитания, изучали отдельные вопросы этой интересной и важной проблемы в рамках педагогики, дошкольной педагогики, психологии, частных методик. Но эти вопросы освещались в ракурсе господствующей в то время государственной точки зрения на семью как неизбежную ступень воспитания человека, но не основную, не решающую в формировании личности. Пальма первенства отдавалась общест­венному воспитанию, поэтому студентов учили, как надо руково­дить семейным воспитанием, как заниматься педагогическим про­свещением родителей.

Современная педагогическая наука располагает многочислен­ными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызрева­ло в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как объекту исследования и получили новые данные, позволяющие уг­лубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания.

В настоящее время семейная педагогика - интенсивно развиваю­щаяся отрасль научного знания. Вы сможете стать педагогом, отве­чающим современным требованиям, если осознанно и с интересом отнесетесь к изучению этих знаний. Тогда вам станет очевидной причина изменения функций современного дошкольного учрежде­ния, реализация которых ориентирована на семью, сотрудничество с ней. А это, в свою очередь, поможет вам формировать у себя психологическую готовность к взаимодействию с семьей, сознательно раз­вивать важнейшие профессиональные качества, которые обеспечат успех этого взаимодействия.

Пособие, которое вы начинаете изучать, не претендует на ис­черпывающе полное освещение всей проблемы семейной педагоги­ки и домашнего воспитания. Дело в том, что современную семью, семейную педагогику, домашнее воспитание глубоко, разносто­ронне можно представить себе, обращаясь к таким научным дисци­плинам, как философия, социология, экономика, юриспруденция, этнопедагогика, психология, медицина и др. Изучение некоторых из них предусмотрено в учебном плане вашего профессионального образования, поэтому у вас есть реальная возможность углубить «портрет» современной семьи, понять тенденции ее развития, в том числе и как первого и самого важного воспитательного института в становлении человека. Этому же будет служить изучение литерату­ры, список которой приведен в пособии. Кроме того, многие во­просы воспитания детей дошкольного возраста, имеющие общепе­дагогическое значение, вы изучили в курсе дошкольной педагоги­ки, поэтому в настоящем пособии освещаются только особенности домашнего воспитания.

Пособие ориентирует вас на систематическую самостоятельную работу. Выполнение многочисленных и разнообразных по характеру заданий, содержащихся в каждой из десяти глав пособия, поможет вам в усвоении теоретических знаний и практических умений, обес­печивающих успешность осуществления педагогически грамотного взаимодействия с семьями ваших воспитанников.

Итак, основная цель данного пособия - углубление профессио­нальной подготовки специалистов в области дошкольного воспи­тания, обеспечение их социальной защищенности. Пособие имеет еще одну, так сказать, скрытую цель, воплощение которой в той или иной мере может проявиться позже, когда вы будете создавать собственную семью, воспитывать своих детей. Мы надеемся, что проблема семьи, домашнего воспитания увлечет вас, поможет умом и сердцем понять, что семья - величайшая общечеловеческая цен­ность. И тогда вы приложите все силы, чтобы ваша семья стала счастливой.

Желаем вам успехов на пути к профессиональному мастерству и счастливой семье!

ГЛАВА ПЕРВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» ме­жду собой. «Роднит» их прежде всего предмет, который они изуча­ют, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условия­ми ее существования. Но каждая из отраслей современной педаго­гики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами). В зависимости от ука­занных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном (яслях, школе, колледже и т.д.).

Две ветви воспитания - в семье и в общественных учреждениях - сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в исто­рию человечества на заре его существования. Обе ветви представ­ляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и существенные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных уч­реждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от осо­бенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рацио­нального компонентов: в семье преобладает первый, в обществен­ном воспитании главенствует второй. Другими словами, общест­венному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М.М.Рубинштейн, всегда присутст­вует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объектив­ный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспита­ние необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представ­ления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих де­тей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые спо­собности ребенка, другие индивидуальные особенности. Таким об­разом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпа­дать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принци­пы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного об­разовательного учреждения, дифференцированы по возрастным ка­тегориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят импли­цитный (несформулированный) характер, варьируются в зависимо­сти от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образо­вания, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; спло­ченности семейного коллектива и т.д.).

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по сво­ему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребен­ка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднаме­ренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше ес­тественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманно­го, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семей­ном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит из­вестный отечественный психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значи­тельной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей сте­пени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи фор­мируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опы­те, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окра­шенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют опреде­ленную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и пер­спективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирова­ние интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходи­мых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы - это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы бе­залаберной, попустительской, жестокой по отношению к малень­кому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что об­щественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается боль­шей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерно­стью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного вос­питания в формировании личности ребенка, особенно в первые го­ды его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспита­ния в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, роди­телей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родствен­ников) отличается неформальным характером, строится на контак­тах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной сис­темы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты кон­тактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличает­ся широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открыто­стью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наи­более мягким типом социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государ­ством и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.). Поэтому взаи­мосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в зна­чительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги, ад­министрация» более фиксированны, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учиты­вать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодейст­вие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве. Между тем не секрет, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин. Назовем основные из них.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педаго­гики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание - сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и доста­точно результативно используются в педагогике при изучении вос­питательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало ра­бот, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объектом семейной пе­дагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет изучения - сущность, ме­ханизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становле­ние личности ребенка.

Исстари воспитание в семье определяется как домашнее (иног­да - домашне-семейное) воспитание. При этом учитывается, что до­машнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовлен­ными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, прогулоч­ную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объ­ектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспита­ния детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятель­ности семьи.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теорети­ческой основой осмысления опыта домашнего воспитания, науч­ных трудов в этой области и создания на этой основе педагогиче­ских концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфе­ра самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряже­ны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, кра­соты, истины; соотношение добра и зла и др.

Демография и социология изучают состояние и тенденции разви­тия современной семьи. Данные этих наук используются для опре­деления государственной семейной политики. В поле зрения демо­графии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, нацио­нальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельно­стью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рас­сматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функ­ции семьи, организация и этапы семейной жизни. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др. Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домаш­него воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции. История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиции, уходящих корнями в далекое про­шлое. В связи с этим очень важны исследования этнографов, кото­рые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего вос­питания. Объектом изучения психологии является семья как социаль­ная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмо­сферы, благоприятной для формирования личности. Семья и се­мейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное от­ношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине меж­дународной проблемой стали физические и психические отклоне­ния в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает гене­тика. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими соци­альными институтами.

Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах сво­его предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние деся­тилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ совре­менной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспи­тательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. (Назва­ние предложено видными отечественными философами А.Г.Харчевым и М.С.Мацковским в 1978 г.)

Известно, что Генеральная Ассамблея ООН объявила 1994 год Международным годом семьи, чтобы привлечь внимание всей ми­ровой общественности к ее проблемам. В России особое внимание было уделено междисциплинарным исследованиям семьи. Приори­тет в таком исследовании семьи принадлежит Научно-иссле­довательскому институту семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ Институту дошкольного образования и семейного воспитания (ранее - Исследовательский центр семьи и детства РАО), Центру «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца и другим учреждениям. Отечественные ученые преуспели в изучении отдельных вопросов, как-то: нравственно-психологические основы семьи, демографиче­ские проблемы, факторы социализации детей и др. Наметились на­учные школы, сделаны важные шаги в направлении создания цело­стной фундаментальной теории семьи.

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, соз­данное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, ро­дителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством тради­ций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечи­вало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, на­ционального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педа­гогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспи­тания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечи­вает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, об­ряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседнев­ную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная га­рантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельству­ет народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее вре­мя средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговор­ках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих роди­телей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сест­рам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выра­жены представления народа о семье и семейных отношениях, пра­вилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж – голова, жена - душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение тради­ций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отража­ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа­лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педаго­гической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного вос­питания (И.В.Бестужев-Лада, Г.Н.Волков, В.М.Петров и др.).

Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педа­гогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует аб­солютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в ны­нешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, И.С.Кон), семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образ­цы, расширяющие социально-культурные представления челове-ка.Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных от­ношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные исто­рическими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доми­нирование словесных мер воздействия» (Г.Н.Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свиде­тельства тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского на­рода». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М.Горь­кого «Детство», «В людях».

Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиоз­ными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Чело­век должен прожить свою жизнь так, чтобы в ее кульминационный момент - момент смерти - душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.

Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным мораль­ным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др.Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только рели­гиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

До широких народных масс важнейшие с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, со­стоящей из различных Слов и Поучений. Проповеди, Слова и По­учения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем, толковали основы вероучения. В нашей стране популяр­ной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забо­та о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспита­ние трудолюбия, терпения, скромности и др.

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-пе­дагогических памятников, относящихся кX-XIV вв., отечествен­ных сборниковXIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мо­номаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пче­ла», «Прологи», «Златоуст» и др.В понимании древнерусских авто­ров истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ста­вил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) пред­ставлена своеобразная «программа» нравственного воспитания де­тей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необхо­димо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря ду­шевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. со­держится в работах А.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспита­ние - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого вос­питания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.И.Пирогова (1810-1881), Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах ука­занных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ре­бенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предло­жения к совершенствованию воспитания детей в семье, предпола­гающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половинеXIX - начале XX в. теория семейного вос­питания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассмат­ривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка.Подправильным воспитанием понимается всестороннее развитие само­деятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень се­мейного воспитания, о котором писали исследователи того перио­да, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые забо­тятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Роди­тельского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопро­са. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейно­го воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакциейП.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К со­жалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеа­лов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне револю­ции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обуслов­ленную социальными и национальными проблемами. Каковы на­циональные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф.Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духов­но семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологиче­ски, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуаль­ность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуаль­ными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, ин­дивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией умень­шилось ее положительное влияние на семью и семейное воспита­ние. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспита­нию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых норматив­ных документов советского правительства о народном просвеще­нии, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

macr; Для любознательных

На I съезде по дошкольному воспитанию, который состоялся в апреле 1919 г., обсуждались задачи социального дошкольного воспитания в связи с новыми формами общественной жизни. Острую дискуссию вызвал вопрос об основном типе дошкольного учреждения. Официальная линия шла по пути создания дет­ских садов с длительным сроком пребывания детей. Объяснялось это необхо­димостью раскрепощения женщины-работницы, что отвечало требованиям программы Коммунистической партии. Некоторые из делегатов съезда, счи­тавшие семейное воспитание основой в формировании личности, отстаивали свой взгляд на назначение детского сада: это учреждение дополняющее домаш­нее воспитание, но не заменяющее его. Поэтому они предлагали сократить ра­бочий день матери, чтобы она имела возможность заниматься домашним вос­питанием собственных детей. Спор решили в пользу официальной линии сами женщины-работницы, присутствовали на съезде. Они высказывали опасение, что не смогут воспитать своих детей правильно, поскольку «невежественны,...ничего не видели...», прямо заявили, что не вернутся «к прежним горшкам и тряпкам».

В резолюции съезда был внесен пункт, согласно которому ребенок находится в детском саду все время «рабочего дня матери». На III съезде по дошкольному воспитанию (октябрь 1924 г.) было принято решение об организации при дет­ских садах вечерних групп (комнат) для детей, матери которых заняты общест­венной работой или учебой в вечернее время. Усиление темпов индустриализа­ции и коллективизации сельского хозяйства, переход предприятий на двух­трехсменную работу повлекли за собой создание новых типов дошкольных учреждений, которые полностью освобождали матерей-работниц и колхозниц для производственной работы и повышения квалификации. Организуются ве­черние группы, создаются круглосуточные дошкольные учреждения с недель­ным пребыванием детей.

Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с обществен­ным. В этом отношении исключение составляют работы Н.К.Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми.

Она страстно возражала против утверждения некоторых ради­калов от политики об отмирании семьи при социализме: все быто­вые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К.Крупская критиковала представленные на обсужде­ние общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых го­родках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Надеж­ды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, ор­ганизованный быт. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С.Макарен­ко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического ми­ровоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С.Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.Мака­ренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрез­вычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педаго­гики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П.Арнаутова, А.Я. Варга, О.П.Клыпа, Т.А.Маркова, В.Я.Титаренко, Я.А.Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на иссле­дование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания, как-то: становление начал коллективизма (Л.В.Загик), формирование нравственно-волевых качеств (В.П.Дуброва, Н.А.Стардубова, Х.А.Тагирова), заботливого отношения к ок­ружающим (И.С.Хоменко), взаимосвязь самооценок детей и родите­лей (М.М.Абрелева) и др. Предметом изучения стали различные ви­ды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра (Г.Н.Гришина, В.М.Иванова), труд (Д.О.Дзинтаре). Работы совре­менных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике до­машнего воспитания (С.В.Ковалев, А.В.Петровский, А.С. Спиваковская, О.А.Шаграева).

Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогиче­ской культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодейст­вия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его по­ведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).

Представляют известную ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка. Некоторые из таких дневников опубликованы и заняли достойное место в фонде семей­ной педагогики. Представляют интерес книги Е.И.Конради «Испо­ведь матери» (дореволюционный период), В.К. Маховой «Просто счастье. (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши де­ти». С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С.Мухиной, «Дневник о развитии ребенка (от рож­дения до 8 лет)» Н.А.Менчинской и другие.

Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретиче­ских проблем располагает разнообразным и богатым как эмпири­ческим, так и экспериментальным материалом.

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призва­на изучать состояние, основные тенденции и закономерности вос­питания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:

разработка теоретических проблем семейного воспитания;

изучение опыта семейного воспитания;

внедрение научных достижений в практику семейного воспи­тания;

исследование путей повышения педагогической культуры роди­телей;

обоснование целесообразного соотношения семейного и обще­ственного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли пе­дагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осущест­вляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы, которые используются для изуче­ния семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку обще­ства. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: тео­ретическом и эмпирическом.

Эмпирическим путем собирается фактический материал, ха­рактеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представ­ляют собой нечто реальное, конкретное из области изучаемых явлений, поэтому важно установить их и описать. В социальной действительности, клеточкой которой является семья, нет изоли­рованных фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и яв­лений домашнего воспитания в связи с другими социальными ха­рактеристиками семьи (например, особенности воспитания в за­висимости от состава семьи, ее типа и т.д.). Для сбора фактическо­го материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педа­гогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др. Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных про­блем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специаль­но созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в про­цесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспе­риментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

В последние годы широкое распространение получили социоло­гические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются психологические методы, которые углубляют и расширяют пред­ставления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близки­ми, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Уси­лия исследователя (социолога, психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и дру­гих видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы: шкалирование, ранжирова­ние, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы. Количественные по­казатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими уче­ными. С развитием компьютерной техники расширились возмож­ности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный со­став, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). По­этому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция неко­торого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут рас­крыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качествен­ного анализа собранного фактического материала, но не подме­нять его.

Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диа­лектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или косвенно представленв художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углу­бить характеристику семьи, особенно в сравнительно-сопостави­тельном, ретроспективном планах. Например, в художественной литературе XVIII-XIX вв. содержится интересный материал о тра­дициях семейного воспитания, о деятельности домашних наемных педагогов (гувернеров, гувернанток, учителей), о взаимоотношени­ях поколений и т.д.

Таким образом, методы изучения семьи представляют собой ин­струменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются мно­гие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Задания

1. Составьте схему общих и различных признаков общественного и семейного воспитания

2. Схематично представьте источники семейной педагогики как самостоятельной отрасли педагогических знаний.

3. Изучите по работе П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитания ре­бенка и его значение» (М.,1991) принципы семейного воспитания (их автор называет «главные основания», они даны в главе «Семейная жизнь ребенка»), отметьте, какие принципы можно порекомендовать современным родителям.

4. Подберите пословицы о семье, домашнем воспитании, опреде­лите, какие из них доступны пониманию старших дошкольников. Продумайте педагогическую ситуацию (беседа с детьми, игры на бы­товую тематику, показ инсценировки, рассматривание иллюстратив­ного материала, чтение художественного произведения и т.д.), в кото­рой целесообразно использовать соответствующую пословицу, про­ведите работу и проанализируйте ее. Спланируйте последующую работу, которая будет служить дальнейшему осознанию детьми ино­сказательного смысла пословиц.

5. Прочитайте одну из книг, где представлен опыт семейного воспи­тания (В.С.Мухиной, Н.А.Менчинской, Б.А и Л.А.Никитиных, В.К.Ма­ховой), попытайтесь определить основные направления, методы и средства воспитания ребенка, оценить их эффективность.

6. Вспомните художественные произведения, в которых дается ха­рактеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отноше­ний и т.д.

ГЛАВА ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СЕМЬЯ И БРАК

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каж­дый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя по­пытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые су­щественные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родите­лей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку меж­личностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравне­нию с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный ин­ститут влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономиче­ских отношений, выступая одним из самых традиционных и устой­чивых социальных институтов.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе по­нятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути имеющие общее, не являются синонима­ми.

Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направлен­ного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин). Цель брака заключается в создании семьи и рожде­нии детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родитель­ские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что

- брак и семья возникли в разные исторические периоды;

- семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супру­гов, но и их детей, других родственников или просто близких суп­ругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных от­ношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в от­дельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы чело­вечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня доско­нально изученными: в них остается много спорных вопросов. Обще­признанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенст­вованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным пле­менам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие от­ношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь пер­вобытного стада, для выживания которого требовались сплочен­ность и единство в обеспечении условий существования. В резуль­тате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали бес­порядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными род­ственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в ре­зультате чего стал формироваться род. Таким образом, в перво­бытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между муж­чиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между по­лами.

Возникновение родовой общины и функционирование группо­вого брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограниче­нию социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных от­ношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак ви­доизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лица­ми противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохрани­лась и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи га­ремного типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяй­ственной деятельности, социальных связей, что привело к даль­нейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочно­стью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются роди­тели, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоя­щая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регу­лироваться не только социальными, но и экономическими факто­рами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность же­ны обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью ста­новится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не толь­ко регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родите­лей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завер­шился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья станови­лись начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В.Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику от­цовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их миро­воззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Уста­новление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь до­стижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравствен­ное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической куль­туры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабили­зации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуля­торов (социальный контроль, общественное мнение, законы, эконо­мическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

ТИПЫ СЕМЕЙ

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (тради­ционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойст­венников. В семье много детей, которые зависят от родителей, по­читают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, ко­торые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриар­хальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства на­родов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоко­ленные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) послед­них. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая се­мья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. моло­дых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в от­личие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеар­ных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между мо­лодыми супругами и их родителями, в результате снижается воз­можность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего вре­мени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной предста­вительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы мате­ринские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Еже­годно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных