ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гражданское общество: признаки, институты, характер взаимодействия с государством.
Гражданское общество появляется на высшем этапе развития буржуазного общества и представляет собой особое социальное образование между индивидом и правовым государством. Главным действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Это один из основных признаков гражданского общества. Особенностью общественных отношений в гражданском обществе являются горизонтальные, невластные связи, в отличие от иерархических и вертикальных властных государственных отношений. Основу гражданского общества составляют экономические отношения, базирующиеся на многообразии форм собственности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены обладают собственностью и пользуются правом распоряжаться ею по своему усмотрению. Защищенная законом экономическая независимость придает человеку определенную самостоятельность в отношениях с государством. Наличие собственности служит главным условием свободы личности в любом обществе. Многоукладная экономика в гражданском обществе в интересах улучшения социального положения людей регулируется экономическими методами государством. Поэтому полной экономической независимости индивида в таком обществе нет. Существуют и другие признаки, характеризующие гражданское общество. Прежде всего, — это сфера общественной жизни, не регулируемая государством и включающая в себя партии, общественные движения и организации, религию, искусство и т. д. Это наиболее активные образования, отражающие разнообразные интересы множества социальных слоев и групп населения. Отношения людей в данной сфере общественной жизни характеризуются индивидуальным выбором, определенными целостными ориентациями. Спецификой этих организаций является то, что они создаются на добровольной основе не государством, а самим гражданином. В сферу частной повседневной жизни входят социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические и другие прочные устойчивые связи. Развитие подобных отношений носит динамичный характер. Вертикальные и горизонтальные связи при этом часто изменяются, обновляются. Из вышеизложенного следует такое определение: гражданское общество — это негосударственная сфера общественной жизни, совокупность социокультурных отношений, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей индивидов и коллективов. Таким образом, основной функцией гражданского общества является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной задачи гражданское общество осуществляет важные социальные функции: 1. Юридическое обеспечение защиты прав граждан и их объединений, их интересов от необоснованного вмешательства со стороны государства. 2. Осуществление на основе гражданского общества широкого самоуправления на различных уровнях общественной жизни. 3. Законное обеспечение частных сфер жизни людей от часто жесткой регламентации со стороны государственных структур. 4. Реальное обеспечение прав и свобод человека, равный доступ граждан к участию в государственных и общественных делах. 5. Гражданское общество выполняет функции социального контроля по отношению к своим членам. Независимо от государства общественность своими средствами может заставить человека соблюдать нормы поведения, оказать на него воспитывающее воздействие. 6. Гражданское общество выполняет коммуникационную функцию. В условиях демократии правовое государство обязано добиваться удовлетворения основных прав и интересов своих граждан. Однако в условиях многоукладной экономики интересы различных групп населения столь разнообразны и дифференцированны, что государственные структуры часто не могут своевременно и квалифицированно их удовлетворить. Поэтому задачи организаций гражданского общества информировать государство о возникших потребностях граждан, удовлетворение которых возможно только с помощью государства. Контакты государственных структур с организациями гражданского общества позволяют властям знать настроение различных групп населения, в том числе и по отношению к себе. В условиях демократии именно гражданское общество является источником легитимности государственной власти. 7. Деятельность организаций гражданского общества стабилизирует государственную власть. В сложных ситуациях, особенно в периоды кризисов, депрессией, социальных волнений, войн, на помощь ослабевшей государственной власти в состоянии прийти прочные структуры гражданского общества. Однако такую помощь власть может получить лишь в том случае, если правящая элита уважительно относилась к органам гражданского общества, поддерживала общественную самодеятельность граждан, пыталась убеждать граждан в позитивном характере деятельности режима, защищала их социальные права и интересы. 8. Гражданское общество в условиях правового государства выполняет функцию обеспечения минимального жизненного уровня всем членам общества. Особенно это относится к слабо защищенным группам — инвалиды, престарелые, дети. Активную роль в этом благородном деле должны играть благотворительные организации, церковь и др. Национальная безопасность ее сущность и содержание.
Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации. В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы. На Федеральную службу безопасности РФ как федеральный орган исполнительной власти возложена в рамках ее компетенции функция по выработке предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране. ФСБ России осуществляет свою работу по таким основным направлениям, как контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение экономической и информационной безопасности. При этом базисными принципами для органов безопасности являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм. Следует отметить, что в отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. Так, Закон РФ "О безопасности" 1992 г. рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. В Конституции РФ используются такие понятия, как "безопасность государства" (ст. 13 и 55), "государственная безопасность" (ст. 114), "безопасность" (ст. 71), "общественная безопасность", "экологическая безопасность" (ст. 72). С 1997 г. стал использоваться термин "национальная безопасность Российской Федерации", под которым понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Данный термин, заимствованный у западных стран, первоначально вызвал немало споров в силу смыслового различия, вкладываемого в определение "национальный", и многонациональности нашего государства, однако впоследствии упомянутый термин прочно вошел в научный оборот, что представляется вполне обоснованным в условиях осознания обществом роли и места России в современном мире. Для эффективного обеспечения национальной безопасности необходима правильная оценка потенциальных и существующих угроз. В основу их классификации могут быть положены различные критерии, в частности, по месту нахождения и формирования источников опасности, объекту посягательств и сфере реализации, степени открытости и масштабам проявления, возможности и времени их осуществления. Следует отметить, что чрезмерное дробление угроз на виды и подвиды затрудняет на практике организацию действий по их пресечению. Современные вызовы и угрозы национальной безопасности России, как правило, носят комплексный характер: на одни и те же объекты в системе безопасности могут быть нацелены различные угрозы, которые способны создавать взаимоусиливающий эффект. Эта их особенность обусловливает необходимость использования новых форм и методов работы для активного противодействия им и своевременной нейтрализации возможных негативных последствий. Результаты проведенного анализа показывают, что современные внешние вызовы и угрозы национальной безопасности России во многом формируются и обостряются под воздействием процессов глобализации, действиями отдельных государств, прежде всего, США по доминированию в мировом сообществе и одностороннем, главным образом, силовом решении основных проблем международной политики. Стремление навязать волю одного или нескольких государств остальному миру, попытки ревизии Устава ООН и снижения роли ее Совета Безопасности ставят под угрозу всю сложившуюся после Второй мировой войны систему международной безопасности. Речь идет, в первую очередь, о применении вооруженных сил в нарушение общепризнанных норм международного права. На практике такой подход был уже опробован в Югославии и Ираке, а теперь это угрожает ряду других "неугодных" стран. Отвечая на подобные вызовы, Президент РФ В. В. Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в феврале 2007 г. ясно обозначил позицию России: "Легитимным можно считать применение силы, только если решение принято на основе и в рамках ООН. И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом". Наиболее острой внешней угрозой для большинства государств по-прежнему остается международный терроризм. Россия одной из первых подверглась террористическим атакам, задолго до известных трагических событий в США, Испании, Великобритании, других странах, и длительное время безуспешно призывала мировое сообщество консолидироваться в борьбе с проявлениями этой угрозы. Ситуация на территории Северного Кавказа на рубеже XX-XXI вв., не была вызвана экстремистскими действиями отдельных лиц. Кризис был целенаправленно инициирован идеологами международных террористов при активной поддержке определенных политических кругов ряда зарубежных стран, заинтересованных в распаде России. Среди известных нам "спонсоров" тех событий - организации, признанные террористическими на территории Российской Федерации: "Братья-мусульмане", "Аль-Харамейн", ряд иностранных неправительственных структур, а также частные лица. За распределение большей части поступающих в Россию для террористов денежных средств на Северном Кавказе отвечали иностранцы - представители "Аль-Каиды": сначала Хаттаб, затем Абу аль-Валид и Абу Хавс. Несмотря на то, что многие страны непосредственно столкнулись с угрозой терроризма, политика "двойных стандартов" продолжает существенно осложнять процесс объединения усилий государств в борьбе с этим явлением. Между тем альтернативы мировому антитеррористическому сотрудничеству не существует: терроризм бросил вызов всей цивилизации и "отсидеться" за национальными границами никому не удастся. Информационная среда оказывает существенное влияние на состояние национальной безопасности, поскольку внедрение новейших технологий во все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, наряду с очевидными достоинствами, создает предпосылки и для возникновения новых вызовов и угроз. Так, в 2006 г. зафиксировано более миллиона попыток компьютерных атак на информационные ресурсы российских органов государственной власти. В глобальной сети Интернет располагаются антироссийские сайты, на которых не только пропагандируется идеология экстремизма и его крайней формы - терроризма, но и содержатся подробные инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, совершению диверсий, терактов и т.п. Введение запретительных национальных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, на территориях других стран. При этом на международном уровне отсутствуют единые подходы к противодействию терроризму и экстремизму в Интернете, как не существует и норм международного права, запрещающих размещать там информацию подобного характера. Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями п. 12 ч. II Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Кроме того, резолюция 1624 (2005) Совета Безопасности ООН дает основания для криминализации подстрекательства к совершению терактов и вербовки террористов, в том числе и с использованием современных средств коммуникации. Существенное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в России и на состояние национальной безопасности оказывает незаконная миграция и связанные с ней проблемы. В связи с этим в стране были приняты конкретные меры по дальнейшему совершенствованию миграционной политики Российской Федерации, определены действенные подходы в области регулирования миграционных процессов, разработаны и вступили в действие соответствующие нормативные правовые акты. При этом опыт показывает, что наибольший результат по пресечению данного негативного явления достигается при тесном взаимодействии всех правоохранительных структур, принятии жестких организационных и управленческих решений руководством страны, а также своевременном и адекватном изменении законодательства. В качестве одной из наиболее актуальных угроз по масштабам разрушительного воздействия на общество можно назвать коррупцию. Она подрывает веру граждан в справедливость, порождает социальную напряженность, а также препятствует устойчивому и поступательному развитию страны. В последние годы в Российской Федерации принят ряд конкретных мер, направленных на борьбу с коррупцией. Ратифицированы Конвенция ООН против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Ведется работа по подготовке присоединения России к Конвенции борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок и вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития. С участием представителей силовых структур создана межведомственная рабочая группа по разработке проекта закона о борьбе с коррупцией, подготовка которого близится к завершению. Не менее угрожающими для национальной безопасности страны являются проблемы в социальной сфере, причинами которых являются значительное расслоение населения на богатых и малообеспеченных граждан, ставшее результатом несправедливой приватизации основных отраслей экономики, а также кризисные явления в системе здравоохранения и образования, снижение общего уровня культуры и др. Серьезную озабоченность вызывает состояние демографической ситуации в России. Численность населения по-прежнему сокращается, однако в результате принятия государственных мер этот показатель стал изменяться в лучшую сторону, причем не за счет притока мигрантов, а в результате стабильного повышения уровня жизни в стране. Так, естественная убыль составила соответственно в 1995 - 840, 2000 - 958, 2005 - 846, 2006 - 690 тыс. человек. Государство уделяет все большее внимание вопросам социальной защиты населения, часть которых предстоит решить в рамках выполнения приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса". Первые положительные результаты реализации указанных программ дают основание считать, что ситуация в этих сферах будет нормализована. Угрозы национальной безопасности, появившиеся в последнее десятилетие, указывают на необходимость уточнения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая должна послужить, в свою очередь, основой для разработки федерального закона о национальной безопасности Российской Федерации. В нем должна быть определена рассчитанная на длительную перспективу государственная политика в этой сфере, реализация которой потребует объединения усилий всех ветвей власти и институтов гражданского общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|