ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекция №1. Дидактика как наука.Дидактика – отрасль научного знания, занимающаяся проблемами образования и обучения. Также это наука, рассматривающая теоритические вопросы об организации процесса обучения, его закономерностей, приемов, форм. Слово «дидактика» - греческого происхождения. Переводится как «обучающий, изучающий». Впервые понятие дидактики ввел Вольфганг Ратке (1571-1565 гг.). В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: · Двусторонний характер · Совместная деятельность педагогов и воспитанников · Руководство со стороны педагога · Планомерная организация и управление · Соответствие возрастным особенностям воспитанников Для того, чтобы добиться высокого результата в каком-либо виде деятельности, требуется мотивация ученика и желание учителя донести до ученика материал. Великий чешский педагог Ян Амос Каменский в своем труде «Великая Дидактика» назвал дидактику всеобщим искусством «всех учить всему». Немецкий педагог и философ Иоган Фридрих Гербарт разработал теоритические основы дидактики и придал ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит. Общая дидактика изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результат процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержания, формы и методы преподавания конкретных учебных дисциплин. Частные дидактики также называются «методиками». Дидактика занимается разработкой таких проблем: · Для чего учить? (Цели обучения). · Кого учить? (Субъекты обучения). · Какие стратегии обучения являются наиболее эффективными? (Принципы обучения). · Чему учить? (Содержание образования). · Как учить? (Методы обучения). · Как организовать обучение? (Формы организации обучения). · Какие необходимы средства? (Учебники, пособия). · Что достигается в процессе обучения? (Результаты обучения). · Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (Контроль и оценка знаний). Основные категории дидактики: v Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося в ходе которого решаются задачи образования учеников. v Обучение – активная, целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством педагога, в результате которой учащиеся приобретают систему научных знаний, у них формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности. v Образование – овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности, общей культуры. v Учение – целенаправленная осознанная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении и восприятии фактов, в закреплении и применении полученных знаний на практике, по заданиям учителя или на основе собственных образовательных потребностей. v Преподавание – целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организация восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечения умения ими пользоваться и приобретать знания самостоятельно. v Форма обучения – внешнее оформление учебного процесса. v Принципы обучения – основные руководящие положения, на которые педагог опирается в своей деятельности. v Средство обучения – предметная поддержка учебного процесса. v Результат – то, к чему приводит процесс обучения. Следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели. «Обучение – деятельность тех, кто обучается. Преподавание – деятельность тех, кто преподает. Цель обучения – то, к чему стремимся, на что направлены наши усилия. Содержание образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Метод – совместный способ деятельности учителя и ученика, направленный на достижение образовательных целей.». Ю. К. Бобанский.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|