Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция №1. Дидактика как наука.




Дидактика – отрасль научного знания, занимающаяся проблемами образования и обучения. Также это наука, рассматривающая теоритические вопросы об организации процесса обучения, его закономерностей, приемов, форм.

Слово «дидактика» - греческого происхождения. Переводится как «обучающий, изучающий». Впервые понятие дидактики ввел Вольфганг Ратке (1571-1565 гг.).

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

· Двусторонний характер

· Совместная деятельность педагогов и воспитанников

· Руководство со стороны педагога

· Планомерная организация и управление

· Соответствие возрастным особенностям воспитанников

Для того, чтобы добиться высокого результата в каком-либо виде деятельности, требуется мотивация ученика и желание учителя донести до ученика материал.

Великий чешский педагог Ян Амос Каменский в своем труде «Великая Дидактика» назвал дидактику всеобщим искусством «всех учить всему». Немецкий педагог и философ Иоган Фридрих Гербарт разработал теоритические основы дидактики и придал ей статус целостной теории воспитывающего обучения.

Различают общую и частную дидактики.

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит. Общая дидактика изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результат процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержания, формы и методы преподавания конкретных учебных дисциплин. Частные дидактики также называются «методиками».

Дидактика занимается разработкой таких проблем:

· Для чего учить? (Цели обучения).

· Кого учить? (Субъекты обучения).

· Какие стратегии обучения являются наиболее эффективными? (Принципы обучения).

· Чему учить? (Содержание образования).

· Как учить? (Методы обучения).

· Как организовать обучение? (Формы организации обучения).

· Какие необходимы средства? (Учебники, пособия).

· Что достигается в процессе обучения? (Результаты обучения).

· Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (Контроль и оценка знаний).

Основные категории дидактики:

v Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося в ходе которого решаются задачи образования учеников.

v Обучение – активная, целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством педагога, в результате которой учащиеся приобретают систему научных знаний, у них формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

v Образование – овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности, общей культуры.

v Учение – целенаправленная осознанная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении и восприятии фактов, в закреплении и применении полученных знаний на практике, по заданиям учителя или на основе собственных образовательных потребностей.

v Преподавание – целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организация восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечения умения ими пользоваться и приобретать знания самостоятельно.

v Форма обучения – внешнее оформление учебного процесса.

v Принципы обучения – основные руководящие положения, на которые педагог опирается в своей деятельности.

v Средство обучения – предметная поддержка учебного процесса.

v Результат – то, к чему приводит процесс обучения. Следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

«Обучение – деятельность тех, кто обучается. Преподавание – деятельность тех, кто преподает. Цель обучения – то, к чему стремимся, на что направлены наши усилия. Содержание образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Метод – совместный способ деятельности учителя и ученика, направленный на достижение образовательных целей.». Ю. К. Бобанский.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных