Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общее и отличия между авторитарным и тоталитарным режимами.




Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Сущностнозначимым при определении авторитаризма яв-ляется характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политиче-ском мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструкту-рами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношение дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие.

 

34. Тоталитарный политический режим: условия формирования и характерные черты

На практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине XX в. Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения. Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма. На основе функционирования тоталитарных режимов в Германии и СССР была создана теория тоталитаризма. Наиболее полно она изложена в работах Т. Адорно «Авторитарная личность» и др. Используя материалы судебного процесса над компартией США (1951), К. Фридрих и 3. Бжезинский выявили родовые признаки тоталитаризма как режима: гегемония одной партии, всевластие полиции, монополия одной идеологии, отрицание прав человека.

X. Линц выделил следующие элементы тоталитарного режима:

1) сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой господствующая группа «не несет ответственности ни перед каким выборным органом и не может быть лишена власти институциональными мирными средствами». Структура власти в таких режимах имеет пирамидальную форму, вершину которой венчает лидер (вождь) или группа. Все виды власти (законодательная, исполнительная, судебная) фактически сконцентрированы в руках правящей группы или вождя. Непременным условием функционирования пирамидальной структуры власти является сакрализация вождя; монопольная, детализированная идеология, легитимирующая режим и пронизывающая его неким величием исторической миссии. Сведение всего многообразия потребностей к достижению

единой цели не оставляет места для свободы и автономности отдельной личности;

3.) активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов, включая единственную, массовую партию

Тоталитарные системы относятся к мобилизационным. Мобилизационные системы функционируют за счет использования ресурсов страха и принуждения. Наряду с указанными признаками следует отметить отсутствие в тоталитарных системах свободного индивида и гражданского общества (их поглощает политика), а также высокую степень милитаризации всех сфер общественной жизни. Способность правящей элиты подчинить все общественные процессы подпитывается ментальностью и культурой населения, историческими традициями, социальной и экономической структурой общества.

До XX в. установление тоталитаризма осложнялось отсутствием условий, которые могли бы обеспечить тотальный контроль государства за обществом и личностью. Тоталитаризм явился реакцией социального и этнического маргинала на индивидуализм, на возрастающую сложность социальной жизни, жесткую конкуренцию, глобальное отчуждение индивида, бессилие перед окружающим враждебным миром.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования;

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует.

 

35. Авторитарный политический режим: характерные черты, условия возникновения.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тотали­таризмом и демократией. Сущностно значимым при определении авторитаризма яв­ляется характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не сущест­вует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитар­ный режим допускает ограниченный и контролируемый плю­рализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над со­циальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заве­дениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.

Автократии достаточно от­сутствия открытого политического противостояния. Однако ре­жим беспощаден к проявлениям реальной политической конку­ренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому ав­торитаризм подавляет основные гражданские права. Авторитарный режим производит циркуляцию элит кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. При автори­таризме отношения власти с обществом и индивидом дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм». Авторитаризм не оспаривает права на автономное, разно­образное самовыражение общества, его групп. X. Линцу интерпретировал авторитаризм как способ правления «с ограниченным плюрализмом». Разновидностью авторитарных режи­мов являются «военные режимы». Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Другой разновидностью авторитаризма являются граждан­ские диктатуры, пня которых характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится ха­ризматический лидер или лидер «группы по интересам», при­шедший к власти с помощью государственного переворота. Он может либо проводить относительно самостоятельный поли­тический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслу­живать интересы своих сторонников. Третью разновидность авторитаризма представляют теократи­ческие режимы, подобные режиму аятоллы Хомейни в Иране. Автори­таризм чаще использует экономические стимулы: создание возможностей роста благосостояния для широких слоев обще­ства, проведение эффективной социальной политики. Авторитарные режимы обладают значительными мобилизационными и ориентацион-ными возможностями благодаря способности концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития.

 

 

36. Демократический политический режим: характерные черты, условия функционирования.

До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному липу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов:

1) общераспространенной законностью, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и на том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. «Суверенный» народ участвует

в контроле над властью вместе с бюрократией, группами интересов и средствами массовой коммуникации. Сама демократическая система институтов контролируется сложным конституционным устройством и судебными инстанциями;

2) конкурирующей политикой. Главными при демократии являются честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить передачу воли народа с ее последующим исполнением;

3) наличием политических партий - основного механизма, облегчающего процессы формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;

4) гражданскими, политическими и социальными правами. Демократия, как сложная форма взаимоотношений власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

Вопрос 36.Современная политологическая интерпретация рассматривает гражданское общество как сложную и многоуровневую систему невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему не зависимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчинен-ность, которую условно можно выразить следующим образом: базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д. удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Они реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т. д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающих религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей и протекают в рамках таких институтов, как семья, церковь и т. д. Третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, что связано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентации. Этот уровень предполагаетсформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений.

 

37. Государство: сущность, общие признаки, структура и функции. Таможенный кодекс РФ о таможенных органах как государственном институте.

Государство –политическая общность, имеющая определённую структуру, определённую организацию политической власти и управления социальными процессами на определённой территории.

Признаки гос-ва:

1. наличие органов государственной власти, государственного аппарата, особой системы органов учреждения, организации управления всеми сферами жизни общества.

2. монополия на принудительную власть

3. суверенность - наивысшая власть по отношению к другим

4. право на осуществления внутренней и внешней политики

5. наличие определённого политического порядка

6. монопольное право на взимание налогов(в целях формирования бюджета)

Элементы гос-ва:

1. народ

2. политическая власть

3. территория(функции:

-заботы о территориальной целостности

-о гос. Границе

Задачи:

1. обеспечение безопасности страны, прав и свобод граждан.

2. обеспечение стабильности общества

Государство- политическая организация, основной институт политической системы, осуществляющий управление жизни общества.

Функции государства:

1. внутренние

-обеспечение правопорядка, законности, защиты прав человека

-защита конституционного строя

-консолидация общества

-экономическая функция гос-ва

внешние(важнее)

-обеспечение национальной безопасности

-развитие взаимовыгодного сотрудничества

-отстаивание государственных интересов на международном уровне

-решение глобальных проблем человечества.

Типология государств:

-по гос.режиму

-по приоритетным функциям(социальные, экономические, политические)

-по отношению к религии

Социальное государство обеспечивает:

-движение к утверждению в обществе социальной справедливости

-ослабление социального неравенства

-предоставление каждому человеку работы или других средств к сущетвованию

-сохранение мира и согласия в обществе

-формирование благоприятной для человека жизненной среды

Правовое гос-во.

-верховенство права

-максимальная гарантия прав и свобод

-равенство всех перед законом

-принцип разделения властей и ответственности гос-ва и народа друг перед другом

По формам правления делятся на: монархии и республики.

Монархия-символ единства нации и незыблемости её политической системы.

Традиционная сфера деятельности монарха-представительство страны за рубежом.

Конституционная монархия-власть монарха ограничена конституцией или законами, а так же действующими законодательными и исполнительными органами власти. Власть реально принадлежит главе правительства, избираемого депутатами.

Абсолютная монархия – управление осуществляется не редко без конституции(Бруней, Саудовская Аравия).

Дуалистическая монархия – монархи осуществляют исполнительную власть, а парламенты -законодательную (Иордания, Марокко, Кувейт).

Республика.

Президентская республика:

-президент - глава гос-ва и правительства

-правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом

-президент назначает правительство

-президент и парламент избираются на отдельных выборах

Полупрезидентская республика:

-президент-глава гос-ва, разделяет исполнительную власть с главой правительства

-правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом

-президент не отвечает за действия правительства

Парламентская республика:

-президент-глава гос-ва

-исполнительная власть- глава правительства

-правительство ответственно перед парламентом

-выборы проводят одновременно

-правительство назначается парламентом

-возможность совмещения парламентского мандата и министерского портфеля

-глава правительства - главная власть

Национально-территориальная организация.

Унитарные – единые гос-ва, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти.

Федерации – гос-ва, которые имеют в своем составе государственные образования, обладающие определенной самостоятельностью.

Двойная система судебная, правовая, гражданская.

Конфедерации – рыхлые объединения гос-тв, но очень быстро распадаются в определённые исторические периоды.

По отношению к религии.

Светские и духовные (духовные – Иран, Пакистан)

Новые тенденции в развитии современных гос-в:

- Процессы создания правового гос-ва.

- Демократические ограничения суверенитета гос-в (например, экологические проблемы)

- Децентрализация и развитие самоупр-я

- Интеграция

- Необходимость общей идеи, общность идеологии

- Сокращение бюрократического аппарата

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных