ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.Марксизм Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме, основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.). Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин. Основные идеи марксизма: – общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку; – единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества; – борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция; – капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса; – в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть; – пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций, различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства. Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность. В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма. 12. Фашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга, а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии. Основные идеи фашизма: – необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции; – антикоммунизм; – шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм; – националистические геополитические концепции; – широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики; – всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»); – максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население; – вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации; – захватническая и агрессивная внешняя политика. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей. Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.
13. Субъекты и объекты политики Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, кото-рые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъ-ект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные ка-тегории гуманитарного знания. [c.11] Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или соци-альная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная дея-тельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической по-литической деятельности» направленной на объект политики.
14. Взаимодействие личности и государства В теории права и государства категория “личность” имеет ключевое значение. Личность рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. В условиях гражданского общества личность обладает определенными правами и свободами, имеет возможность как через социальные институты гражданского общества, так и непосредственно влиять на государство. Так, личность участвует в формировании органов государственной власти, обладает возможностью участвовать в управлении государством, осуществляет контроль за деятельностью государства, обжалует действия и решения должностных лиц, нарушающих права личности, в судебном порядке. Конечно, государство имеет больше юридических возможностей влиять на личность. Однако одной из важнейших черт правового государства является установление взаимной ответственности государства и личности. Личность и государство, находясь в правовых отношениях, несут юридическую ответственность за нарушение прав друг друга. Личность взаимодействует не только с государством, но и с правом. Многообразные связи личности с правом могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса личности. В общем виде правовой статус определяется в литературе как юридически закрепленное положение личности в обществе23. В других случаях правовой статус определяется как законодательно установленные и взятые в единстве права свободы и обязанности личности24. Права личности — это юридически гарантированная возможность пользоваться социальными благами, это мера возможного поведения человека в обществе. Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, это мера должного поведения. Права и обязанности личности объективно связаны между собой. Поскольку личность — это субъект общества, его правовой статус отражает как достоинства, так и недостатки реально существующих политических, экономических, правовых, социальных отношений общества.
Политические обязанности состоят в том, что гражданин должен активно участвовать в государственной и общественной жизни, поддерживать демократические преобразования в обществе и государстве. Политическим долгом гражданина является участие в формировании органов государственной власти через различные формы их избрания, в осуществлении государственной власти непосредственно или через органы местного самоуправления; ряд политических обязанностей связан с участием личности в политических партиях, общественных объединениях, т.е. уставными обязанностями. Экономические обязанности связаны прежде всего с необходимостью укрепления экономического строя общества и государства. Используя свои способности, имущество, возможности экономической деятельности, каждый должен на основе улучшения своего экономического благополучия повышать уровень экономического развития страны. Экономической обязанностью, которая сочетается с юридической, является необходимость платить установленные в государстве налоги и сборы. Самыми обширными обязанностями гражданина являются юридические, которые устанавливаются Конституцией РФ или вытекают из ее содержания, а также закрепляются в других нормативных правовых актах. Отсюда следует различать конституционные, гражданско-правовые, экологические, административные и другие обязанности граждан. Моральные обязанности заключаются в том, что от гражданина ожидается добропорядочность поведения, “честная игра” по отношению к обществу и государству, как образно выражено в литературе26. С нашей точки зрения, сюда следует отнести обязанности всех и каждого укреплять нравственные основы общества и деятельности государства, повышать общую и правовую культуру, уважать достоинства личности и другие. К религиозным обязанностям относится обязанность каждого не допускать в обществе пропаганды и агитации, возбуждающих религиозную ненависть и вражду. Вместе с тем, гражданин обязан не допускать принудительного господства какой-либо религиозной идеологии в обществе. Религиозные обязанности могут возникать из участия людей в каких-либо религиозных объединениях, созданных на законных основаниях. Семейными обязанностями являются: забота о детях и их воспитание; помощь престарелым и нетрудоспособным родителям и другие. Ответственность государства перед личностью В условиях укрепления гражданского общества и формирования правового государства одним из показателей этого процесса является установление взаимной ответственности личности и государства. Поскольку личность и государство находятся в правовых отношениях, не только граждане имеют обязанности перед государством, но и государство несет ответственность перед ними. Следует обратить внимание на то, что это не только теоретическое положение, но и проблема, имеющая важное практическое значение. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации стоит на позиции признания принципа взаимной юридической ответственности государства и личности, паритетных начал в их взаимоотношениях. “Гражданин и государство Российской Федерации, — отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г., — связаны взаимными правами, ответственностью и обязанностью”27. Можно выделить несколько видов ответственности государства перед личностью. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ государство ответственно за обеспечение возмещения вреда, причиненного потерпевшему преступлением. Однако, как отмечается в литературе, принцип ответственности государства, закрепленный в ст. 52 и 53 Конституции РФ, несмотря на огромное правовое и общественное значение, воспринимается пока только как красивый политический лозунг, но отнюдь не как юридический документ. Государство пока не стремится реализовать конституционные положения об ответственности28. Как вид ответственности государства выступает ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка разрешения обращений граждан, как это предусмотрено в ст. 33 Конституции РФ. Обращения могут осуществляться в форме жалоб, предложений и заявлений граждан. Жалобы — это обращение граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность, они не связаны с нарушением прав граждан, а носят часто критический характер, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти. Обращаться в государственные органы можно лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Эти конституционные положения конкретизируются в других нормативных правовых актах. Так, например, положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации предусмотрено право граждан на получение информации о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, актах санитарного законодательства РФ29. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом, как установлено в ст. 41 Конституции РФ. Обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина закреплены в качестве одного из основных принципов государственной службы30. Следующим видом государственной ответственности органов государственной власти является их ответственность за нарушение избирательного законодательства, лишающих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Например, за 1997-1998 гг. было зарегистрировано около 80 преступлений в сфере избирательного законодательства. Судами рассмотрено более 400 дел об административных правонарушениях. Поэтому в проекте нового административного кодекса РФ очень тщательно отработаны составы проступков этой категории. Юридическая ответственность государства выражается в ответственности государственных правоохранительных органов. В частности, подлежит возмещению вред, причиненный жизни или здоровью гражданина незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В этих и других случаях государство несет также ответственность за компенсацию морального вреда31. Особо следует выделить экологическую ответственность государства перед гражданами, поскольку она имеет важное значение для жизни и здоровья людей, часто связана с огромными материальными затратами. Характерным примером такой ответственности служит постановление Конституционного Суда РФ “По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 1 декабря 1997 г.32. Постановление обращает внимание на то, что в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только права на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Конституционный Суд РФ установил, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, и относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению33. Положение об ответственности государства перед человеком и гражданином достаточно прочно укрепилось в нашем сознании и законодательстве. Однако правовые нормы об ответственности государства рассредоточены в различных нормативных правовых актах, многие из которых устарели, другие противоречивы, поэтому требуется систематизация законодательства в этой области. В этой связи в литературе высказывается предложение о целесообразности принятия закона об ответственности государства, который установил бы единый режим ответственности государства в сфере управления и правосудия и конкретно определил вопросы имущественной ответственности государственных органов и их должностных лиц за убытки, причиненные гражданину в результате своих неправомерных действий34. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики. Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает естественноисторическое понимание прав человека. Сам этот термин «права человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении это только те права, которые не представляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционно-правового закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды. Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные и позитивные. Такое различение прав основано на фиксации в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, в позитивном — как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом. В соответствии с таким различением свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права — основа индивидуальной свободы. В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, т.к. ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это и имело место в подавляющем большинстве государств тоталитарного социализма. Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Гражданские права (не путать с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства) — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права обеспечивают идентификацию личности, позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и с государством. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижений и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну и др. Экономические права. К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические, связанные с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, а также с проявлением предприимчивости и инициативы. Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право на частную собственность, предпринимательство и свободное распоряжение рабочей силой — обычно рассматривали как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с правами гражданскими. В современных конституционных и других юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, одно-порядковую с правами гражданскими, политическими и т.д. Социальные и культурные права. Право на частную собственность исторически подразумевало и свободу и культурные предпринимательства, а также право на свободный труд (выбор вида деятельности, распоряжение рабочей силой, безопасные условия труда, гарантированные минимальные размеры его оплаты и т.д.). В различных толкованиях права на труд отчетливо проявляется водораздел между так называемыми первым и вторым поколениями прав человека. Понимаемое как возможность свободно распоряжаться рабочей силой, использовать ее самостоятельно или по трудовому договору, право на труд входит в первое поколение прав человека. Рассмотренное же более широко — как обязанность государства предоставлять каждому работу, выплачивать пособие в случае временной безработицы и т.п., оно относится ко второму поколению прав. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|