Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.




Марксизм

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме, основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).

Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.

Основные идеи марксизма:

– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;

– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;

– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;

– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;

– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;

– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.

Маркс создал теорию общественно-экономических формаций, различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.

В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

12. Фашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга, а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии.

Основные идеи фашизма:

– необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции;

– антикоммунизм;

– шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм;

– националистические геополитические концепции;

– широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;

– всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»);

– максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;

– вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации;

– захватническая и агрессивная внешняя политика.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

 

13. Субъекты и объекты политики

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, кото-рые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъ-ект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные ка-тегории гуманитарного знания. [c.11] Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или соци-альная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная дея-тельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической по-литической деятельности» направленной на объект политики.
К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общно-сти, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, об-щественно-политические движения).
Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в каче-стве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.


Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографи-ческому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.
Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и об-служивающие процесс осуществления политической власти, а также передачу по-литической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют по-ведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. [c.12] Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаи-модействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.


Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема лич-ности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.
Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:
• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;
• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политиче-ских ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;
• стихийное или неосознанное участие;
• проявления политической апатии, неучастие в политике.
По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требова-ния к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах

14. Взаимодействие личности и государства
Одним из важнейших субъектов общества является личность. При этом общество и личность — взаимообусловливающие друг друга явления, существующие в неразрывном единстве. Личность — это совокупность индивидуально-определенных и социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Социально значимые свойства, которые формируют личность, образуются под влиянием следующих факторов: а) под воздействием индивидуальных, врожденных черт и свойств человека; б) под влиянием социальной среды, которая способна воздействовать на человека; в) состояние общественных отношений, в которых участвует человек как социальное явление.

В теории права и государства категория “личность” имеет ключевое значение. Личность рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. В условиях гражданского общества личность обладает определенными правами и свободами, имеет возможность как через социальные институты гражданского общества, так и непосредственно влиять на государство. Так, личность участвует в формировании органов государственной власти, обладает возможностью участвовать в управлении государством, осуществляет контроль за деятельностью государства, обжалует действия и решения должностных лиц, нарушающих права личности, в судебном порядке. Конечно, государство имеет больше юридических возможностей влиять на личность. Однако одной из важнейших черт правового государства является установление взаимной ответственности государства и личности. Личность и государство, находясь в правовых отношениях, несут юридическую ответственность за нарушение прав друг друга.

Личность взаимодействует не только с государством, но и с правом. Многообразные связи личности с правом могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса личности. В общем виде правовой статус определяется в литературе как юридически закрепленное положение личности в обществе23. В других случаях правовой статус определяется как законодательно установленные и взятые в единстве права свободы и обязанности личности24. Права личности — это юридически гарантированная возможность пользоваться социальными благами, это мера возможного поведения человека в обществе. Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, это мера должного поведения. Права и обязанности личности объективно связаны между собой. Поскольку личность — это субъект общества, его правовой статус отражает как достоинства, так и недостатки реально существующих политических, экономических, правовых, социальных отношений общества.


Наряду с правами и свободами в правовой статус личности входят и обязанности. При этом мыслители исходят из того, что блага, получаемые гражданином от государства, являются основанием его обязанностей. Вместе с тем, не только данные предпосылки порождают обязанности у личности конкретного государства, но и то, что человек находится в правовой связи с этим государством, которое порождает не только права, но и обязанности. Личность состоит в различных взаимоотношениях и с обществом. Поэтому у личности возникают различные социальные обязанности перед обществом и государством, выступающим от имени общества. Различают политические, экономические, юридические, моральные, религиозные, семейные обязанности, которые часто взаимодействуют, дополняя друг друга.

Политические обязанности состоят в том, что гражданин должен активно участвовать в государственной и общественной жизни, поддерживать демократические преобразования в обществе и государстве. Политическим долгом гражданина является участие в формировании органов государственной власти через различные формы их избрания, в осуществлении государственной власти непосредственно или через органы местного самоуправления; ряд политических обязанностей связан с участием личности в политических партиях, общественных объединениях, т.е. уставными обязанностями.

Экономические обязанности связаны прежде всего с необходимостью укрепления экономического строя общества и государства. Используя свои способности, имущество, возможности экономической деятельности, каждый должен на основе улучшения своего экономического благополучия повышать уровень экономического развития страны. Экономической обязанностью, которая сочетается с юридической, является необходимость платить установленные в государстве налоги и сборы.

Самыми обширными обязанностями гражданина являются юридические, которые устанавливаются Конституцией РФ или вытекают из ее содержания, а также закрепляются в других нормативных правовых актах. Отсюда следует различать конституционные, гражданско-правовые, экологические, административные и другие обязанности граждан.

Моральные обязанности заключаются в том, что от гражданина ожидается добропорядочность поведения, “честная игра” по отношению к обществу и государству, как образно выражено в литературе26. С нашей точки зрения, сюда следует отнести обязанности всех и каждого укреплять нравственные основы общества и деятельности государства, повышать общую и правовую культуру, уважать достоинства личности и другие.

К религиозным обязанностям относится обязанность каждого не допускать в обществе пропаганды и агитации, возбуждающих религиозную ненависть и вражду. Вместе с тем, гражданин обязан не допускать принудительного господства какой-либо религиозной идеологии в обществе. Религиозные обязанности могут возникать из участия людей в каких-либо религиозных объединениях, созданных на законных основаниях.

Семейными обязанностями являются: забота о детях и их воспитание; помощь престарелым и нетрудоспособным родителям и другие.

Ответственность государства перед личностью

В условиях укрепления гражданского общества и формирования правового государства одним из показателей этого процесса является установление взаимной ответственности личности и государства. Поскольку личность и государство находятся в правовых отношениях, не только граждане имеют обязанности перед государством, но и государство несет ответственность перед ними. Следует обратить внимание на то, что это не только теоретическое положение, но и проблема, имеющая важное практическое значение. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации стоит на позиции признания принципа взаимной юридической ответственности государства и личности, паритетных начал в их взаимоотношениях. “Гражданин и государство Российской Федерации, — отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г., — связаны взаимными правами, ответственностью и обязанностью”27.

Можно выделить несколько видов ответственности государства перед личностью. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ государство ответственно за обеспечение возмещения вреда, причиненного потерпевшему преступлением. Однако, как отмечается в литературе, принцип ответственности государства, закрепленный в ст. 52 и 53 Конституции РФ, несмотря на огромное правовое и общественное значение, воспринимается пока только как красивый политический лозунг, но отнюдь не как юридический документ. Государство пока не стремится реализовать конституционные положения об ответственности28.

Как вид ответственности государства выступает ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка разрешения обращений граждан, как это предусмотрено в ст. 33 Конституции РФ. Обращения могут осуществляться в форме жалоб, предложений и заявлений граждан. Жалобы — это обращение граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность, они не связаны с нарушением прав граждан, а носят часто критический характер, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти. Обращаться в государственные органы можно лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Эти конституционные положения конкретизируются в других нормативных правовых актах. Так, например, положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации предусмотрено право граждан на получение информации о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, актах санитарного законодательства РФ29. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом, как установлено в ст. 41 Конституции РФ. Обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина закреплены в качестве одного из основных принципов государственной службы30.

Следующим видом государственной ответственности органов государственной власти является их ответственность за нарушение избирательного законодательства, лишающих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Например, за 1997-1998 гг. было зарегистрировано около 80 преступлений в сфере избирательного законодательства. Судами рассмотрено более 400 дел об административных правонарушениях. Поэтому в проекте нового административного кодекса РФ очень тщательно отработаны составы проступков этой категории.

Юридическая ответственность государства выражается в ответственности государственных правоохранительных органов. В частности, подлежит возмещению вред, причиненный жизни или здоровью гражданина незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В этих и других случаях государство несет также ответственность за компенсацию морального вреда31.

Особо следует выделить экологическую ответственность государства перед гражданами, поскольку она имеет важное значение для жизни и здоровья людей, часто связана с огромными материальными затратами. Характерным примером такой ответственности служит постановление Конституционного Суда РФ “По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 1 декабря 1997 г.32. Постановление обращает внимание на то, что в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только права на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Конституционный Суд РФ установил, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, и относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению33.

Положение об ответственности государства перед человеком и гражданином достаточно прочно укрепилось в нашем сознании и законодательстве. Однако правовые нормы об ответственности государства рассредоточены в различных нормативных правовых актах, многие из которых устарели, другие противоречивы, поэтому требуется систематизация законодательства в этой области. В этой связи в литературе высказывается предложение о целесообразности принятия закона об ответственности государства, который установил бы единый режим ответственности государства в сфере управления и правосудия и конкретно определил вопросы имущественной ответственности государственных органов и их должностных лиц за убытки, причиненные гражданину в результате своих неправомерных действий34.

Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.

Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает естественноисторическое понимание прав че­ловека. Сам этот термин «права че­ловека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении это только те права, кото­рые не представляются, а лишь охраняются и гарантиру­ются государством, действуют независимо от их консти­туционно-правового закрепления и государственных гра­ниц. К ним относятся равенство всех людей перед зако­ном, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произ­вольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией явля­ется деление всех прав на негативные и позитивные. Та­кое различение прав основано на фиксации в них нега­тивного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутст­вие принуждения, ограничений по отношению к личности, в позитивном — как свобода выбора, а главное, способ­ность человека к достижению своих целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом. В соответствии с таким различением свободы негативные права определяют обязанности государства и других лю­дей воздерживаться от тех или иных действий по отно­шению к индивиду. Они предохраняют личность от неже­лательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ог­раничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресур­сов государства, уровня социально-экономического раз­вития страны. Негативные права — основа индивидуаль­ной свободы.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или иные блага, осуществ­лять определенные действия. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Реализо­вать эти права гораздо труднее, чем права негативные, т.к. ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществле­ние позитивных прав невозможно без наличия у государ­ства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это и имело место в подавляю­щем большинстве государств тоталитарного социализма.

Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политиче­ские, экономические, социальные и культурные. Граж­данские права (не путать с правами граждан, включаю­щими весь комплекс прав подданных государства) — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый че­ловек, и призваны гарантировать индивидуальную автоно­мию и свободу, защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права обеспечи­вают идентификацию личности, позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и с государством.

К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени, на справедливый, незави­симый и публичный суд, предполагающий защиту обвиня­емого, на тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижений и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну и др.

Экономические права.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают пра­ва экономические, связанные с обеспечением свободного распоряжения индивидами пред­метами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, а также с проявлением предприимчивости и инициативы. Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право на частную собственность, предпринимательство и сво­бодное распоряжение рабочей силой — обычно рассмат­ривали как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с правами гражданскими. В современных конституционных и других юридических до­кументах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, одно-порядковую с правами гражданскими, политическими и т.д.

Социальные и культурные права.

Право на частную собственность исторически подразумевало и свободу и культурные предпринимательства, а также право на свободный труд (выбор вида дея­тельности, распоряжение рабочей силой, безопасные условия труда, гарантированные минимальные размеры его оплаты и т.д.).

В различных толкованиях права на труд отчетливо проявляется водораздел между так называемыми пер­вым и вторым поколениями прав человека. Понимаемое как возможность свободно распоряжаться рабочей си­лой, использовать ее самостоятельно или по трудовому договору, право на труд входит в первое поколение прав человека. Рассмотренное же более широко — как обязанность государства предоставлять каждому рабо­ту, выплачивать пособие в случае временной безработи­цы и т.п., оно относится ко второму поколению прав.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных