Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.




Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования. Большое значение упражнения имеют в процессе трудовой подготовки и для формирования нравственного поведения. Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения, которая обеспечивает приобретение ими практического опыта коллективных отношений.

Упражнение в социально ценном поведении изначально опирается на приучение, которое представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. При этом привычка важна не сама по себе. В определенных условиях она может и должна стать устойчивым свойством или качеством личности. Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Метод приучения варьируется в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания.

Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают учащихся чувствовать свою причастность к общественным делам. Привлекая воспитанников к выполнению поручений, необходимо управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех внутренних сил, которые побуждают воспитанника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным развитием, упражнять его в правильных поступках.

В реальной жизни и деятельности коллектива постоянно рождаются ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений. Однако часто педагог не может ждать такого естественного стечения обстоятельств. Ему приходится самому создавать такую внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. Такие специально организованные педагогические условия принято называть воспитывающими ситуациями. По своему существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Воспитуемый в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной педагогом ситуации он переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.

В педагогическом требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требование воспитанника к самому себе. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения. Поскольку воспитанник не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам, в этом случае воспитатель не выдвигает сущность своей педагогической позиции на первый план, а, наоборот, скрывает ее от воспитанника.

Организуя воспитательный процесс, педагог должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функцию метода воспитания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных