Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ




 

Характеристика программ для развития скоростно-силовых качеств.

 

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе:

 

Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12 раз. tотд. = 25-30 сек.

Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии, tотд. = 25-30 сек.

Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).

Полуприседания с партнером на плечах. 4-5 серий по 18-20 повторений, tотд.=30-45 сек.

Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18-20 повторений, t отд. = 40-45 сек.

Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии, t отд. = 25-30 сек.

Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений, t отд. = 30-35 сек.

Беговые и прыжковые упражнения по прямой. (3-4 прямых по 20 м).

Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков, t отд. = 15-20 сек.

Выполнение беговых и прыжковых упражнений на матах.

И.п. – стоя на одной, другая – бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4-5 серий по 15-20 повторений, t отд. = 25-30 сек.

12.Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 повторений, t отд. = 25-30 сек.

 

На тренировочных занятиях мы использовали эту программу следующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств, то мы предлагали занимающимся 4-5 упражнений из данной программы. Также к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения на развитие другого качества. А когда на тренировочном занятии шло развитие, к примеру, скоростных способностей, то мы добавляли к тем упражнениям 1-2 задания малой интенсивности для развития прыгучести (распределение времени см. в главе I, п.1.5).

 

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольной группе:

 

1.Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3-4 скамейки по 4-5 серий.

2. И.п. – скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.

3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по10-15 повторений, t отд. = 30-40 сек.

4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, t отд. = 30-40 сек.

5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по 3-4 серии (высота подскока выше среднего).

6. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 3-4 прямых по 10-15 м.

На тренировочных занятиях в контрольной группе эта программа применялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, то баскетболистам предлагалось 3-4 упражнения и 1-2 упражнение для развития другого качества. На тренировках в этой группе в большей степени использовалось сочетание заданий, направленных одновременно на развитие нескольких физических качеств.

Результаты подсчетов исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика показателей исходного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом (апрель 2000).

Название теста Группа Прыжок в длину с места \см\ Высота подскока \см\ Бег 20 м \сек\ Бег 40 сек. \м\
Эксперимен- Тальная   М=183 + 3,25   М=39 + 1,33   М=3,82 + 0,03   М=153 + 2,08
Контроль- Ная   М=183 + 2,83   М=38 + 0,75   М=3,94 + 0,04   М=153 + 1,75
Дети, не занимающиеся спортом   М=159 + 3,08   М=34 + 0,67   М=4,28 + 0,03   М=140 + 2,17

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 1, показывают, что в двух тестах (прыжок в длину с места и бег 40 сек.) статистически достоверные различия отсутствуют (t=0 при p > 0,05), в другом - бег 20 м (t=3 при p < 0,05), а в высоте подскока (t=0,65 при p >0.05).

Следовательно, можно сказать, что у экспериментальной и контрольной групп почти одинаково развиты скоростно-силовые качества, проявления которых требуется в этих тестах.

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что в трех тестах (прыжок в длину с места, высота подскока и бег 20 м) уже есть статистически достоверные различия (t=5,35; t=3,36; t=11,5 при p < 0,05 соответственно).

Это объясняется тем, что дети в экспериментальной группе занимаются баскетболом третий год, т. е. развитие специальных физических качеств уже в какой-то мере осуществлялось на тренировочных занятиях, а так же возникшим влиянием отбора детей при начале занятий баскетболом.

 

Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 3.

 

 

Таблица 3

 

Характеристика промежуточных показателей скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом (октябрь 2000).

 

 

Название Теста Группа Прыжок в длину с места \см\ Высота подскока \см\ Бег 20 м \сек\ Бег 40 сек. \м\
Эксперимен- Тальная   М=188 + 3,76   М=42 + 0,92   М=3,8 + 0,05   М=161 + 1,66
  Контроль- Ная   М=185 + 2,92   М=39 + 0,83   М=3,86 + 0,03   М=157 + 1,42
Дети, не занимающие- ся спортом   М=164 + 3,25   М=35 + 0,92   М=4,21 + 0,04   М=142 + 2,65

 

 

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 2, показывает, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12 – 13 лет в экспериментальной группе уже дала положительные результаты. Так как, в одном из тестов (высота подскока) имеется статистически достоверное различие (t = 2,42 при p < 0,05). В других тестах тоже есть изменения в лучшую сторону, т. е. критерий t – Стьюдента увеличился: прыжок в длину с места t = 0,8; бег 20 метров t = 1; бег 40 секунд t = 1,84 при р > 0,05. Следовательно, можно сказать, что мы на правильном пути.

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что во всех тестах (прыжок в длину с места, высота подскока, бег 20 метров, бег 40 секунд) имеются статистически достоверные различия (t = 4,8; t = 5,39; t = 6,83; t = 6,07 соответственно).

Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом, а другие – регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств.

 

Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 4.

 

 

Таблица 4

 

Характеристика итоговых показателей скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом (апрель2000).

 

Название Теста Группа Прыжок в длину с места \см\ Высота подскока \см\ Бег 20 м \сек\ Бег 40 сек. \м\
Экспериментальная   М=201 + 3,5   М=44 + 1   М=3,74 + 0,03   М=163 + 1,5
Контроль Ная   М=189 + 2,83   М=39 + 0,42   М=3,73 + 0,03   М=160 + 1,08
Дети, не занимающие ся спортом   М=166 + 3,66   М=35 + 0,92   М=4,11 + 0,04   М=138 + 2,25

 

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 3, показывает, что в скоростно-силовых упражнениях значение критерия t – Стьюдента выше табличного значения (2,07): прыжок в длину с места t = 2,66 при р < 0,05; высота подскока t = 4,59 при р < 0,05, что показывает большую эффективность нашей программы по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, чем программа, которая применялась в контрольной группе.

 

В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная нами программа для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.

 

Это подтверждается следующими фактами:

Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя один год применения этой программы, оказались выше, чем у детей занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. А вот в упражнении на проявление скоростных качеств (бег 20 м) результаты в среднем оказались немного выше, чем у детей в экспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что в тренировочном процессе в контрольной группе больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказались выше.

Во- вторых, обе программы по развитию прыгучести существенно отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе, маленький ассортимент упражнений – всего шесть (см. выше), а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается двенадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно, что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (А.Я. Гомельский,1997; С.Г. Башкин,1996; В.Л. Сыч,1995). А применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).

Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в количестве повторений, либо в продолжительности времени отдыха сериями). Например: в прыжках через гимнастическую скамейку - количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой – пробегаемое расстояние и т. п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе баскетболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Это упражнение позволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, потом когда спортсмен после таких тренировок в игре применяет прыжок, отталкиваясь от твердой поверхности, он уже будет проявлять те усилия, которые испытывались в заданиях на матах, значит, и прыгать будет выше. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.

Также можно увидеть различия в упражнениях по их направленности. Если у контрольной группы есть задания, которые направлены на поддержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени, то в экспериментальной группе предлагались упражнения, которые направлены на доставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п.). В первом случае очень сложно контролировать высоту прыжка близкой к максимальной, поскольку спортсмен во время выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается. Следовательно, задание теряет смысл. А во втором случае от спортсмена требуют, чтобы он достал или коснулся края щита. В этом упражнении как раз баскетболист сможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как он прыгнул, спортсмен снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Еще один положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой баскетболист старается дотянуться выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагает еще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнение такого характера, применяемое в экспериментальной группе.

Кроме того, в разработанной нами программе, которая, применялась в экспериментальной группе, также присутствуют упражнения чисто силового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки с партнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без партнеров, то они служили в большей степени для укрепления связок коленного и голеностопного суставов, а не для увеличения силы ног. А так от спортсмена требуют, чтобы он преодолел расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышц бедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно на акцентированное развитие силы мышц ног. Ведь практически все прыжки под кольцом в игре выполняются именно из этого положения (полуприсед). И именно при этом положении ноги баскетболиста находятся в заряженном состоянии, следовательно, прыжок будет высоким и игрок подберет мяч у кольца. Можно сказать, что исходные положения одинаковы, как при выполнении полуприседаний с партнером на плечах, так и при подборе мяча под кольцом. Разница лишь в том, что при выполнении полуписеданий есть вес на плечах, а при выполнении подбора этого веса нет, но усилия при этих элементах такие же, если баскетболист с такой же силой разгибает ноги при подборе, как и при выполнении полуприседаний с партнером. Следовательно, игрок будет выше прыгать при подборе мяча под кольцом.

В этом и есть самая важная отличительная черта двух программ.

В выше приведенном тексте было обосновано то, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. Конечно, нельзя сказать то, что программа, применяемая в контрольной группе, совсем не эффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках по баскетболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств, значит, эту программу можно использовать на практике.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальную программу по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести) юных баскетболистов 12 – 13 лет для широкого использования тренерам по баскетболу.

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. Характерными особенностями проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста являются:

многократные беговые ускорения (в количестве 120 – 150 при суммарном пробегаемом расстоянии за игру 5000 –7000 метров);

значительное количество движений прыжкового характера с места и разбега вверх (до 130 – 140 за игру).

2. Возрастной период 7 – 16 лет характеризуется следующими изменениями показателей развития у школьников скоростно-силовых качеств и их компонентов:

развитие быстроты происходит непрерывно с 7 до 16 лет при максимальных темпах прироста в 16 – 17 лет;

увеличение силы – период с 12 – 18 лет при наибольшем приросте в 16 - 17 лет;

постоянный прирост показателей скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет при максимальных темпах прироста в 14 – 16 лет.

3. Разработанная нами программа направленного развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 12 –13 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978.

Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 1985

Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. \под общ. ред. Ю.М. Портнова\. 6-е издание, переработонное. – М.: Физкультура и спорт,1988.

Баскетбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982.

Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996

Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол. - Минск,1986

Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1997

Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников. - М.: Физкультура и спорт, 1962.

Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1967.

Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987

Донченко П.И. Баскетбол юным. - Ташкент,1989.

Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000; № 1 –12, 1993 – 1999.

Журнал Физкультура и спорт, № 1 – 12, 1993 – 1999; № 1 – 6, 2000; № 1 – 5, 2001

Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.

Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков \\ Развитие прыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995.

Журнал Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко \\ Использование отягощений на тренировках, № 3, 1999.

Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970

Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1964

Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1975

Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.

Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск, 1980.

Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт,1971.

Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное. - М.: Медицина, 1969.

Современная система спортивной подготовки \ под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995.

Специальная выносливость спортсмена \под общ. ред. М.Я.Набатниковой\. – М.: Физкультура и спорт, 1972.

Спортивные игры \ под общ. ред. В.А.Кудряшова\, Минск: Физкультура и спорт, 1968.

Теория и методика физического воспитания \ под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1969

Теория и практика физической культуры, № 6, 1998

Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.

Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.

Хрынин В.А. Играйте в баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1967.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных