Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Толстой Л.Н. О воспитании

· (ответ на письмо В.Ф. Булгакова)

Постараюсь исполнить ваше желание – ответить на ваши вопросы.

Во-первых, скажу, что то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием – искусственно. И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. И потому, не касаясь этого подразделения, буду говорить об одном образовании, о том, в чём, по моему мнению, заключаются недостатки существующих приёмов образования, и каким оно, по моему мнению, должно быть, и почему именно таким, а не иным.

То, что свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих, я признаю, как и прежде, то есть и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п.), обусловливающие приобретение тех или иных знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истин­ному образованию.

. Отсутствие у большинства людей нашего времени какого бы то ни было религиозного отношения к миру, каких-либо твёрдых нравственных правил, ложный взгляд на науку, на общественное устройство, в особенности на религию, и все вы­текающие из этого губительные последствия, всё это порождаемо в большой степени насильственными и корыстными приёмами образования.

И потому, для того чтобы образование было плодотворно, то есть содействовало бы движению человечества к всё большему и большему благу, нужно, чтобы образование было свободно. Для того же, чтобы образование, будучи свободно как для учащих, так и для учащихся, не было собранием произвольно выбран­ных, ненужных, несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний, нужно, чтобы у обучающихся, так же как и у обучае­мых, было общее и тем и другим основание, вследствие которого избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы и преподавались в соответственных их важности размерах. Таким основанием всегда было и не может быть ничто иное, как одинаково свободно признаваемое всеми людьми общества, как обучающими, так и обучающимися, понимание смысла и зна­чения человеческой жизни, то есть религии.

Так это было прежде и так это есть теперь там, где люди соединены одним общим религиозным пониманием жизни и верят в него. Так это было и сотни лет тому назад в христиан­ском мире, когда все, за малыми исключениями, верили в цер­ковную христианскую веру. Тогда у людей было твёрдое, общее всем основание для выбора предметов знаний и распределения их, и потому не было никакой нужды в принудительном образовании.

Так это было за сотни лет. Но в наше время такой общей большинству людей христианского мира веры уже нет; в наше время самое влиятельное сословие, людей науки, руководящее общественным мнением, не признавая христианства в том виде, в котором оно преподаётся церквами, не верит уже ни в какую религию. Мало того, так называемые эти передовые люди нашего времени вполне уверены в том, что всякая религия есть нечто отсталое, пережитое, когда-то бывшее нужным человечеству, теперь же составляющее только препятствие для его прогресса, и старательно прямыми и обходными приёмами уверяют в этом слепо верящее им молодое поколение, стремящееся к образованию. Поддерживают же церковное учение только люди правительственные и то, только внешним образом и в той мере, в которой такая вера в народе полезна для их целей.

Так что в наше время и в нашем мире, при отсутствии общей большинству людей религии, то есть понимания смысла и назна­чения человеческой жизни, то есть при отсутствии основы образования, невозможен какой бы то ни было определённый выбор знаний и распределение их. Количество предметов знания бесконечно, и так же беско­нечно то совершенство, до которого может быть доведено каждое знание. Сравнить область знания можно с выходящими из центра сферы бесконечного количества радиусами, могущими до бесконечности быть удлинёнными. И потому совершенство в деле образования достигается не тем, чтобы учащиеся усвоили очень многое из случайно избранной области знания, а тем, чтобы,

-во-первых, из бесконечного количества знаний, прежде всего, были переданы учащимся знания о самых важных и нуж­ных предметах,

а во-вторых, тем, чтобы знания эти были дове­дены до относительно одинаковой степени, так чтобы переда­ваемые знания подобно одинаковой длины и одинаково равномерно друг от друга отделённым радиусам, определяющим сферу, составляли бы гармоничное целое.

. Люди узнают в школах всё об Александре Македонском и Лудовике XIV и его любовницах, знают о химическом составе тел, об электричестве, радие, о целых так называемых «науках» о праве и богословии, подробно знают о повестях и романах, написан­ных разными, считающимися «великими» писателями и т. п., знают о совершенно ни на что ненужных и скорее вредных пустяках, а ничего не знают о том, как понимали и понимают смысл своей жизни, своё назначение, и какие признавали и при­знают правила жизни миллиарды живших и живущих людей, две трети всего нехристианского человечества.

От этого-то и происходит то удивительное в нашем мире явле­ние, что люди, считающиеся среди нас самыми образованными, суть, в сущности, люди самые невежественные – знающие множество того, чего никому не нужно знать, и не знающие того, что прежде всего нужно знать всякому человеку.

Происходит это удивительное и печальное явление от того, что в нашем называемом христианском мире не только опущен, но отрицается тот главный предмет преподавания, без которого не может быть осмысленного приобретения каких бы то ни было знаний. Опущена и отрицается необходимость религиозного и нравственного преподавания, то есть передачи молодым поколе­ниям учащихся тех с самых древних времён данных мудрейшими людьми мира ответов на неизбежно стоящие перед каждым че­ловеком вопросы: первое – что я такое, какое отношение моё, моей отдельной жизни ко всему бесконечному миру, и второе – как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать?

Ответы же на эти два вопроса – религиозное учение, общее всем людям, и вытекающее из него учение нравственности, тоже оди­наковое для всех народов, – ответы эти, долженствующие со­ставлять главный предмет всякого образования, воспитания и обучения, отсутствуют совершенно в образовании христианских народов. И еще хуже, чем отсутствуют, заменяются в нашем обществе самым противным истинному религиозному и нрав­ственному обучению собранием грубых суеверий и плохих софизмов, называемых законом Божиим.

И потому думаю, что для того, чтобы в наше время образование было не вредно, ка­ково оно теперь, в основу его должны непременно быть поста­влены эти отсутствующие в нашем образовании два самые глав­ные и необходимые предмета: религиозное понимание жизни и нравственное учение.

Об этом самом предмете я писал в составленном мною «Круге чтения» следующее:

«С тех пор, как существует человечество, всегда у всех наро­дов являлись учителя, составлявшие науку о том, что нужнее всего знать человеку. Наука эта всегда имела своим предметом знание того, в чём назначение и потому истинное благо каждого человека и всех людей. Эта-то наука и служит руководящей нитью в определении значения всех других знаний».

«Единственное объяснение той безумной жизни, противной своему сознанию, которую ведут люди нашего времени, заключается именно в этом, в том, что молодые поколения обучаются бес­численным, самым сложным, трудным и ненужным предметам, не обучаются только тому, что одно нужно, тому, в чём смысл человеческой жизни, чем она должна быть руководима и что думали об этом вопросе и как решили его мудрейшие люди всех времён и всего мира».

Скажут: «Нет такого общего большинству людей религиоз­ного учения и учения нравственности». Но это неправда. Если некоторым людям нашего времени кажется, что таких учений не было и нет – то происходит это только от того, что эти люди принимают те затемнения и извращения, которыми во всех учениях скрыты основные религиозные и нравственные истины, за самую сущность учений. Стоит только людям серьёзно отнестись к вопросам жизни, и одна и та же, и религиозная и нравственная истина во всех учениях, от Кришны, Будды, Кон­фуция до Христа, Магомета и новейших религиозных мысли­телей, откроется им.

Только при таком разумном религиозно-нравственном учении, поставленном в основу образования, может быть и разумное, и не вредное людям, а разумное образование. При отсутствии же такой разумной основы образования не может и быть ничего другого, как только то, что и есть теперь, нагромождение пустых, случайных, ненужных знаний.

Нравится нам это или не нравится, разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности.

И потому я полагаю, что первое и главное знание, которое свойственно, прежде всего, передавать детям и учащимся взрос­лым, это ответы на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и какое моё отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда и при всех возможных условиях дурным?

Ответы на эти вопросы всегда были и есть в душе каждого человека, разъяснение же ответов на эти вопросы не могло не быть среди миллиардов прежде живших и миллионов живущих теперь людей. И оно действительно есть в учениях религии и нравственности, не в религии и учении нравственности какого-либо одного народа известного места и времени, а в тех осно­вах религиозных и нравственных учений, которые одни и те же высказаны всеми лучшими мыслителями мира от Моисея, Сократа, Кришны, Эпиктета, Будды, Марка Аврелия, Конфуция, Христа, Иоанна Апостола, Магомета до Руссо, Канта, персидского Баба, индусского Вивекананда, Чаннинга, Эмер­сона, Рескина, Сковороды и др.

Что же касается дальнейших предметов знания, то думаю, что порядок их преподавания выяснится сам собой при при­знании основой всякого знания учения о религии и нравствен­ности. Весьма вероятно, что при такой постановке дела первыми после религии и нравственности предметами будут изучения жизни людей самых близких: своего народа, богатых, бедных классов, женщин, детей, их занятий, средств существования, обычаев, верований, миросозерцаний. После изучения жизни своего народа думаю, что при правильной постановке дела обра­зования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, более отдалённых, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев.

Оба эти предмета, точно так же, как и религиозно-нравствен­ное учение, совершенно отсутствуют в нашей педагогике и заменяются географией, изучением названий мест, рек, гор, городов и историей, заключающейся в описании жизни и деятель­ности правителей и преимущественно их войн, завоеваний и освобождений от них.

Думаю, что при постановке в основу образования религии и нравственности изучения жизни себе подобных, то есть людей, то, что называется этнографией, займёт первое место и что точно так же, соответственно своей важности для разумной жизни, займут свои соответствующие места зоология, математика, физика, химия и другие знания.

И потому полагаю, что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять, прежде всего, в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав тако­вое, поставить его во главе образования.. Нужна же людям потому, что, наилучшим образом отвечая на те одни и те же вопросы, которые везде и всегда ставил и ставит себе всякий разумный человек, вступающий в жизнь, она содей­ствует благу как отдельного человека, так и всего человечества.

Вот всё, что имел сказать. Буду рад, если это пригодится вам.

1 мая 1909 года, Ясная Поляна.

Лев Толстой

Статья может свободно размещаться на других интернет-ресурсах

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закончите следующую мысль Б. П. Вышеславцева: «Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных