Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цель занятия:анализ сущности и уровней политической идеологии, законов развития и функционирования идеологии.




Основные понятия: политические идеологии, феномен политической идеологии, политико-идеологическая доктрина, типы идеологических систем, либерализм, консерватизм, социал-демократизм.

Вопросы: Какова природа политической идеологии? С чем связана множественность интерпретаций категории идеологии? Как определить основные составляющие идейно-политического спектра?

Литература: Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ, серия 12, 1997, № 2.

Манхейм К. Идеология и утопия. Ч.1.М., 1992.

Политология. Учебник для вузов / под ред. М.А. Василика. М., 1999.

Социализму в Казахстане альтернативы нет/ С.А. Абдильдин.- Алматы, 2007.- 75с.

Главные идеологии современности/ В.П. Макаренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 476с.

 

Способом отражения сферы политики на теоретическом уровне является политическая идеология (П.И.). Идеология – теоретическая система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также формулируются цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. И. Является той частью общественного сознания, которая служит удовлетворению интересов не всего общества, а частичных, групповых интересов, отличается относительно высокой степенью систематизации. И. – система идей, теорий, взглядов (политических, правовых, религиозных и др.), отражающих в теоретической, систематизированной форме материальную жизнь общества, отношение людей к окружающей действительности, друг к другу. По энциклопедическому словарю: И.- система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы, вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной И.

П.И. – есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы, и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

И. Является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства.

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии заключаются в следующем:

-В овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве.

-В стимулировании целенаправленных действий субъектов политики

-В интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.

Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Великую Отечественную войну вело против фашизма идеологически консолидированное общество. И победило.

Идеология может характеризоваться с точки зрения:

-сферы жизни общества, формы общественного сознания (политическая, религиозная, экономическая, правовая, нравственная);

-внутренней структуры (универсальные, как христианство, и узконаправленные, как расизм)

-социальной основы (социалистическая, либеральная, консервативная, национальная, религиозная)

- Политическая форма идеологии относится к числу наиболее распространенных и важных. Это объясняется тем, что она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественного устройства, обосновывает притязания какой-либо группы на власть и ее использование.

И. – это одновременно учение, программа и политическая практика, что проявляется в следующих ее уровнях:

-теоретическом (на котором формируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства)

-программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения)

-поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения)

Наиболее распространенные современные идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

Либерализм – (от лат.liberalis – касающийся свободы, присущий свободному индивиду) – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства. Творцами «классического» Л. являются Локк, Вольтер, Кант, Монтескье, Гете, Дидро.

Начало развития Л. приходится на период буржуазных революций 17-18 вв. и получает широкое распространение в 19 в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже – в конце 19 – начале 20 в.

Основные принципы либерализма:

- рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

- разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

- наличие четких границ деятельности государства в обществе: его невмешательство, как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений

- признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов

- понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

В политической области Л. основывается на признании прав человека, разделения властей, свободы выбора занятий, конкуренции, защите прав меньшинства.

В экономической сфере Л. требует отмены ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, соблюдения принципа частной собственности, конкуренции и свободного рынка.

Современный Л. в отличие от классического называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы Л.:

- зреет понимание возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений

- государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека

- признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

Консерватизм (от лат.conserve – сохранять, охранять) политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь, морально-правовых ее оснований. (Воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности).

История К. начинается с конца 18 в. Впервые термин употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой французской революции. Основные положения К. сформулированы в трудах Берка, Местра. Серьезный вклад в развитии консервативной традиции внесли русские философы, социологи: Леонтьев, Данилевский, Соловьев, Ильин.

В отличие от либерализма и социализма К. не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.

Сущность К. К. не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают всё, что идет из прошлого.

Основными ценностями К. являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья.

В политической сфере К. выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом. Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надёжная преграда бюрократии, посягательства на права личности. В глазах консерваторов государство-источник и защитник закона и морали. Без сильного государство общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. Именно поэтому подчеркивается важность различных ассоциаций.

В социальной сфере консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и создание им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

В экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.

Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем, консерваторы большой крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях – концепция «демократического господства элит», в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

С конца 70-х гг. 20 века традиционный К. развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющийся синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Консерваторы уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств.

Видные представители неоконсерватизма в политике – Р.Рейган, М.Тэтчер, Ж.Ширак.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных