Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.




Полити́ческий режи́м (от лат. управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Анархия - отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Тоталитаризм (от лат. — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

 

14. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ.

Группы интересов — добровольные или вынужденные объединения людей, приспособленные или специально-созданные иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно-значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.

Функции групп интересов:

Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;

Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;

Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

 

15. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА.

1. Территория. Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Более того, первобытное племя по мере истощения природных ресурсов могло сниматься с обжитых мест и перемещаться в местности, более богатые пищей, водными и лесными богатствами.

2. Публичная власть. При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими в совместном труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.

3. Налоги. Для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан - дани, налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. В современных государствах кроме содержания государственного аппарата, армии, налоги нужны и для финансирования общесоциальных программ.

4. Суверенитет. Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, является суверенитет. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии уважения суверенитета других государств. В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

5. Связанность правом. Признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации, является создание правовых норм. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством.

16. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное значение государственного управления обществом.

Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, разделяют на внутренние и внешние. Существование любого современного общества осуществляется в двух сферах: внутри страны и на международной арене. По продолжительности действия функции государства разделяют на постоянные и временные.

Внутренние функции – это главные направления деятельности государства в пределах конкретной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К основным направлениям внутренних функций можно отнести: организацию общества; обеспечение общественной безопасности; принятие и реализацию законов; поддержание общественного порядка; разработку национально-государственной идеологии; формирование нормативно-ценностной базы общества; регулирование экономических, социальных и политических отношений; создание необходимых условий для развития культуры.

Государством осуществляются следующие внутренние функции:

• Экономическая: формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условия для предпринимательской деятельности.

• Социальная: оказание социальной помощи нуждающимся членам общества; выделение необходимых средств на здравоохранение, образование, науку, отдых и т. д.

• Финансового контроля: выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для обеспечения социальных и общегосударственных нужд.

• Охраны правопорядка: обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

• Экологическая: система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление, улучшение окружающей среды.

Основными внешними функциями государства являются следующие:

• защита государственных интересов на международной арене;

• поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне;

• участие в решении глобальных проблем человечества;

• развитие взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества с другими государствами.

 

17. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Форма государственного устройства — модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

простую форму (унитарное государство); сложную форму (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Автократия – форма правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. Виды автократии – деспотические монархии Др. Востока, тиранические правления в отдельных греческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. В содержание понятия «автократия» включают также нелимитированные полномочия субъектов в какой-то сфере государственной деятельности.

Аристократия в античности считалась наилучшей формой правления как власть достойных, компетентных людей. В новое время аристократия выступала в качестве элемента смешанной формы правления конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным – монархическим, демократическим – структурам и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа являлась палата лордов – верхняя палата парламента. Аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Новгороде.

Демократия – форма правления, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признании ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими принципами, основным из которых является соблюдение прав и свобод человека.

Плутократия – форма правления, основным субъектом которой является наиболее богатый слой общества. Современная плутократия тесно связана с олигополией и осуществляется, как правило, межнациональным капиталом. Такая власть приводит к усилению эксплуатации наемной рабочей силы и сокращению социальных программ.

Меритократия – власть осуществляется наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами. Ее назначение – в интеллектуализации общественной жизни, раскрытии естественных дарований личности.

Монархия – вся власть концентрируется в руках одного лица – монарха и передается по наследству. При абсолютной монархии монарх контролирует все ветви власти. Ограниченная монархия разделяется на дуалистическую и конституционную (парламентскую) в зависимости от уровня ограничения полномочий главы государства. При дуалистической монархии существуют два института – монарший двор и монарх. Монарший двор формирует правительство и парламент, но не оказывает непосредственного влияния на правление. Монарх же обладает довольно обширными полномочиями в плане воздействия на парламент. При конституционной монархии распоряжения монарха должны подтверждаться главой исполнительной власти и только после этого приобретают силу закона.

Олигархия – вся полнота власти сконцентрирована у обособленной элиты. Наличие в государстве олигархии определяет корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.

Технократия – власть переходит от политиков и собственников к научной и технической интеллигенции. Основным постиндустриальным продуктом являются знания и информация, а техника и технология выступают способом их внедрения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных