Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управленческий анализ и контроллинг




Занимая особое место в системе управления предприятием, и управленческий анализ, и контроллинг осуществляют информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей в рамках своей сферы деятельности.

  Управленческий анализ Контроллинг
Предмет Совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством Процесс управления предприятием, включающий установление целей, формирование стратегии, разработку стратегических и тактических планов, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей
Цель Использование результатов в управлении для достижения высоких результатов в будущем Ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием
Задачи Оценка внутренних и внешних факторов; общих тенденций развития экономических процессов; резервов повышения эффективности производства Координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; формирование и развитие системы комплексного планирования; информационная поддержка принятия управленческих решений
Основные методы Классические методы анализа: сравнение, факторный, детерминированный и стохастический анализ, АВС-анализ, SWOT- анализ и т.д. Методы контроля и прогнозирования: сравнения и сопоставления, расчетно-конструктивный, полного контроля, метод расчета сумм покрытия; АВС- анализ, ЭММ

 

Контроллинг не следует отождествлять с контролем. Если контроль направлен на прошлое, на выяснение времени ошибок и счетов, то контроллинг- это управление будущим для обеспечения должного функционирования предприятия и его структурных единиц.

 

11. Анализ внутренней среды – комплексный анализ внутренних ресурсов предприятий и их потенциала, направленных на оценку слабых и сильных сторон, определение конкурентных преимуществ и выявления стратегических проблем, конечная цель – предоставление информации менеджерам для выбора стратегии и принятия стратегических решений.

АВС, имея внутреннее направление по объекту, ориентирован на требование внешней среды.

Его значения определяются следующим образом:

1) необходим для разработки стратегии и в целом для реализации хорошего менеджмента.

2) необходим для оценки привлекательности предприятия с точки зрения инвестора (необходим для определения позиции в рейтингах).

3) позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определит направления адаптации к изменениям внешней среды.

Анализ ресурсного потенциала предполагается проводить по следующей схеме:

- оценка ресурсов и эффективности предприятия;

- сравнительный анализ.

При оценке ресурсов предприятия по каждой из основных или вспомогательных видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются следующим образом:

1) ресурсный потенциал – включает в себя:

- материальные ресурсы;

- кадровые ресурсы (квалификация, возрастной состав, стаж работы, способность работников адаптироваться к изменениям целей предприятия);

- финансовые ресурсы (наличие капитала, финансовая стабильность, величина затрат и их структура, прибыль и рентабельность, наличие кредитных линий);

- информационные ресурсы.

2) операционный потенциал включает в себя:

- маркетинг (предвиденье, управление и удовлетворение спроса);

- технологии и исследования;

- производство (отдача оборудования, использование технологии, объем выпуска продукции и ее качество);

- организация (характеризует гибкость управляющей системы);

- знания;

- время.

Необходимо создать такую структуру ресурсов, которая бы способствовала полному раскрытию потенциала предприятия. Это не просто набор перечисленных результатов, а система где они взаимодействуют друг с другом. Эту систему приводит в движение особый вид ресурсов – предпринимательская способность руководства.

Структура ресурсного потенциала зависит от вида деятельности, размера предприятия, от его положения на рынке.

Ресурсный потенциал должен обладать гибкостью для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия проводится по двум направлениям:

1. Исторический анализ – оценка фиктивности текущие стратегии – оценивает изменение во времени рыночной доли предприятия, динамику прибыли, динамику дохода. При этом, чем выше денежные показатели, тем меньше вероятность внесения корректив в общую стратегию.

2. Сравнение с отраслевыми нормативами – позволяет вовремя адекватно оценить перспективы отрасли и способствовать минимизации затрат при входе и выходе из нее.

12.Центр ответственности – обособленные структурные подразделения организации, предназначенные для нормирования, планирования, учета расходов предприятия в целях первичного наблюдения, контроля и оперативного управления затратами на каждой стадии производственного процесса.

В зависимости от выполняемых функций центры ответственности подразделяются на основные и вспомогательные.

1. Основные центры ответственности занимаются созданием продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Основному центру соответствуют следующие сферы ответственности:

1) центр управления материальными запасами;

2) структурные подразделения основного производства;

3) управленческие центры;

4) сбытовые центры.

Центр управления материальными запасами обеспечивает своевременное заготовление и приобретение производственных запасов и материальных ресурсов и осуществляет учет складского хозяйства.

Структурные подразделения основного производства контролируют технологический процесс производства продукции (работ, услуг).

Основными задачами процесса производства продукции являются:

– контроль за рациональным использованием ресурсов;

– правильность исчисления фактической производственной себестоимости продукции;

– выявление результатов снижения себестоимости, предупреждение сверхнормативного использования сырья и материалов;

– своевременное отражение данных о фактических затратах в отчетности и др.

Управленческие центры ответственности занимаются управлением организацией и учетом расходов на нужды управления. Управленческими центрами являются администрация, плановые отделы и др.

Сбытовые центры ответственности осуществляют учет сбыта и продажи продукции в соответствии с заключенными договорами (отдел продаж и др.).

Основными задачами процесса реализации являются:

– контроль за выпуском продукции (работ, услуг), сохранностью ее на складах и местах хранения в пределах данной организации;

– своевременное и правильное оформление отгруженной продукции, а также продукции, находящейся в пути, и т. п.;

– контроль за выполнением плановых показателей договоров поставок по реализованной продукции;

– своевременное и полное отражение фактических затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и сбыт (реализацию) данной продукции (работ, услуг) и др.

2. Вспомогательные центры ответственности принимают косвенное участие в процессе производства продукции (работ, услуг).

Вспомогательному центру соответствуют следующие сферы ответственности:

1) общехозяйственные центры;

2) центры, обслуживающие процесс основного производства.

Общехозяйственные центры занимаются организацией общехозяйственного учета на предприятии, а также контролем за расходами для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

К общехозяйственным центрам относятся объекты социальной сферы, хозяйственный отдел и др.

Центры, обслуживающие процесс основного производства, предназначены для выполнения вспомогательных работ.

13. Организация учета производственных затрат по центрам ответственности строится на следующих принципах:

предоставление структурным подразделениям самостоятельности путем децентрализации прав и ответственности за производственные, маркетинговые и другие операции на внутрипроизводственном и внешнем по отношению к предприятию рынке, т.е. придание им статуса центра ответственности определенного вида;

определение контролируемых статей затрат и поступлений;

выбор утверждаемых и оценочных показателей;

организация деятельности структурных подразделений предприятия на основе плана и бюджетов;

соизмерение всех произведенных центром ответственности затрат с достигнутыми им результатами;

соблюдение принципа системности;

соответствие информационного обеспечения потребностям управления (нормативная база, релевантный документооборот, адекватные программные продукты и их техническое обеспечение и др.).

Целью учета по центрам ответственности может выступать повышение эффективности управления подразделениями организации на основе учета ответственности за результаты с установленными количественными и качественными параметрами, и на этой основе усиление мотивации менеджеров и работников этих центров.

Учет по центрам ответственности эффективен при наличии качественного нормативного хозяйства, под которым понимается совокупность натуральных и стоимостных норм и нормативов, трансфертных цен, методических материалов по их расчету, стандартов по организации и ведению нормативного хозяйства в условиях информационных систем.

ОНо должно отвечать требованиям:

1) комплексности;

2) прогрессивности и технической обоснованности норм;

3) учета при исчислении норм конкретных условий производства субъектов отношений;

4) взаимосвязи и согласованности норм и нормативов на всех стадиях производственного процесса и всех уровнях управления;

5) обеспечения оптимального соотношения между динамичностью и стабильностью норм и нормативов;

6) разработки классификаторов норм и нормативов по предприятию в целом и по каждому структурному подразделению и др.

14.

1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, определение ограничений на доступ к необходимой информации.

2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.

3. Выявление и анализ системы целей организации и стратегии их достижения.

4. Моделирование и анализ существующей организационной структурыуправления.

5. Моделирование и анализ процессов управления.

6. Разработка информационной модели.

7. Анализ сложившейся системы управления, выявление проблемных зон и узких мест, оценка организационно-управленческого потенциала предприятия.

8. Определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей и результатов анализа.

9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.

Информацию, необходимую для проведения организационно-управленческого анализа, можно получить из следующих видов документов, если таковые имеются на фирме.

1. Штатное расписание — в данном документе в табличной форме представляется состав структурных подразделений без явного обозначения административных связей, многие из которых можно определить и без такого обозначения. Штатное расписание обычно содержит также должностные ставки окладов. Организационная структура управления — данный документ обычно представляет собой графическое изображение организационных единиц предприятия и вертикальных связей между ними. Документ является очень полезным, но представляет собой достаточно редкое явление на современных новых предприятиях.

2. Положения о структурных подразделениях (службах, отделах, группах, проектах и прочее) и должностные обязанности работников содержат распределение деятельности (функций, задач, обязанностей) по организационным единицам фирмы, часто с указанием необходимых прав, ответственности и взаимоотношений с другими организационными единицами. Различного рода приказы и распоряжения, закрепляющие распределение обязанностей между руководителями, создание или упразднение организационных единиц.

3. Внутренний трудовой распорядок или внутренний регламент деятельности может содержать информацию, касающуюся внутриорганизационных отношений. как по вертикали, так и по горизонтали, организационных ценностей и других аспектов организационной культуры.

4. Документация, регламентирующая управленческие процессы. Это могут быть документы уровня стандартов предприятия, в которых аккумулируется весь накопленный положительный управленческий опыт, или же информационные схемы, находящиеся в отделах компьютеризации и информационного обеспечения.

5. Результаты предыдущих исследований или работ, связанных с совершенствованием организационной структуры, разработкой и внедрением информационных систем, систем менеджмента качества и иных организационно-управленческих инноваций. Подобные документы могут быть полезны, если только они уже не утратили своей актуальности.

6. При отсутствии другой документации и даже при наличии таковой большую пользу для анализа организационной структуры может оказать телефонный справочник компании, в котором обычно явно или неявно раскрываются отношения подчиненности сотрудников.

15. Анализ ресурсного потенциала (внутренних возможностей) пред­приятия является вторым ключевым этапом стратегического анализа. Исследуя факторы производства как в совокупности, так и изолиро­ванно, определяется возможность предприятия к эффективному функ­ционированию, т. е. дается ответ-на ключевой вопрос развития: мож­но ли предприятию наращивать объемы выпуска в будущем, или оно недалеко от периода возникновения трудностей функционирования и необходимо принимать меры по его стабилизации и выживанию?

В настоящее время существуют два общепринятых подхода к ана­лизу ресурсного потенциала предприятия. Первый основан на так на­зываемой цепочке ценностей М. Портера и включает в себя оценку собственно ресурсов и эффективности их использования, финансо­вый анализ и сравнительный анализ. Второй подход представляет со­бой традиционный анализ хозяйственной деятельности, часто выра­жающийся в простом финансовом анализе. Ни первый, ни второй подходы не могут быть признаны эффективными в современных Условиях хозяйствования, поскольку, с одной стороны, ориентированы на другие методологические принципы и информационную базу, а с другой — больше отвечают целям тактического, а не стратегического управления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных