Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России




Экзаменационный билет № 21

 

 

Спектр национальных задач России. В последнее десятилетие XX в. в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках Россия была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать на новых, рыночных принципах народное хозяйство, защищать в борьбе с международным терроризмом и сепаратизмом целостность страны. В течение десятилетия была демонтирована прежняя плановая экономика, сломан привычный уклад жизни, пересмотрены прежние моральные и социальные ценности, политические и общественные институты.

То, что пришло на их место, стало малопонятным, неудобным и зачастую во многом неприемлемым для подавляющего числа россиян. Плохо работает новое государство, рыночная экономика обогащает лишь небольшую часть общества, усиливается социальное и имущественное расслоение, изнашиваются и находятся в состоянии кризиса здравоохранение, образовательная и жилищно-коммунальная системы. В дефиците моральные авторитеты, справедливость и вера в правильность и целесообразность сложившегося общественного устройства. Ослабла общественная безопасность, а политическая и военная обстановка в мире становится тревожной.

Все это вызывает справедливое раздражение, недовольство россиян, зачастую — ностальгию по «старому, доброму» прошлому.

У многих возникает желание попытаться реанимировать советскую модель государства и общества, т. е. время, когда «все было просто и понятно». Другие ищут общественный идеал еще дальше в глубине истории — хотят реставрировать монархическую и имперскую Россию, которая была уничтожена революцией 1917 г. Третьи призывают механически копировать опыт западных и иных стран, насадить в России «американскую», «британскую», «немецкую», и чуть ли даже не «иракскую», модель демократии и капитализма.

Все перечисленные политические течения и общественные идеалы имеют право на существование в демократической стране. Однако все они игнорируют, во-первых, набор проблем и угроз, стоящих сегодня перед нашей страной, а во-вторых, те реальные обстоятельства, в которых мы находимся, те проблемы, которые мы можем решить, и те ресурсы, которыми мы располагаем для этого. У России сегодня нет сил и средств для реализации ни одной из моделей развития по европейскому или американскому образцу. Однако нет и необходимости пытаться это делать. Те проблемы, с которыми мы столкнулись сейчас и которые нам предстоит решать через 10, 20, 30 лет, не имеют ничего общего с проблемами царской России или Америки начала 30-х гг. прошлого столетия. И не могут быть решены теми приемами и методами, которые были в СССР.

Что касается некритического импорта западного опыта, то все попытки это сделать, предпринятые на протяжении 1989—1999 гг., показали: проблем такой подход не решает, зато создает массу новых. Принципы и идеалы — свобода, справедливость, суверенитет, народовластие — объединяют нас с обществами Запада. Но способы реализации этих принципов, набор соответствующих институтов, контекст политических и культурных традиций — все это существенно разнится от исторического опыта и условий Запада. И не может быть позаимствовано, куплено или взято в кредит одной нацией у другой.

Нам не удастся спрятаться за спины наших предков или наших соседей с Запада в попытке укрыться от проблем и вызовов сегодняшнего и завтрашнего дня. Нам самим придется искать пути их решения. Самим выстраивать государство и общество таким образом, чтобы они были в состоянии ответить на стратегические вызовы современности и ближайшего будущего. Решать общенациональные задачи, т. е. такие, от которых зависит выживание и успешное развитие нашей страны как свободной и суверенной участницы мирового сообщества свободных и суверенных стран.

Возможность решать такие задачи у нас появилась совсем недавно. 1990-е годы стали временем слома старого общественного устройства и закладывания нового. Вслед за этим началась расчистка завалов, образовавшихся от разрушения «старого здания». И только после этого появилась возможность поиска и разработки дальновидной государственной стратегии. Верховная власть, Президент определили несколько общенациональных приоритетов, поставили ряд стратегических задач, которые должна решить Россия, чтобы наверстать упущенное время, преодолеть отставание от развитых стран, вновь занять принадлежащее нам по праву достойное место в мире.

Провозглашенные цели включают достижение большинством населения высокого уровня жизни, обеспечение безопасного, свободного и комфортного развития; построение зрелой демократии и сильного гражданского общества; укрепление позиций России в мире. Сверхзадачей, объединяющей все перечисленное, является создание в России свободного общества свободных людей. Ведь «несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине» (В. Путин).

 

Победа над бедностью Первоочередная общенациональная задача России — это победа над бедностью, рост благосостояния тех россиян, которые пока не дотягивают по показателям материального благосостояния до уровня среднего класса. Сегодня только 12% россиян на вопрос, что они могут позволить себе в материальном плане, отвечают: все что угодно, кроме покупки машины, квартиры, дачи, полноценного отдыха, качественного образования для своих детей. Чтобы приобрести что-нибудь из перечисленного, им не хватает наличных денег и накоплений, а нужно брать кредит. И они это делают, так как платежеспособны, т. е. обладают устойчивыми источниками доходов. Только эти люди и могут быть отнесены к среднему классу по мировым стандартам.

Чтобы наше общество было устойчивым, жизнеспособным и стабильным, средний класс должен объединять не менее половины его членов.

Именно значительное расширение среднего класса, превращение его в численно доминирующую часть общества является ключом к решению проблем:

- экономики (расширение внутреннего рынка, обеспечение устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги);

- социальной сферы (реконструкция на новой, рыночной основе систем социальной поддержки, здравоохранения и образования);

- политики (формирование общественного и государственного порядка, признаваемого справедливым большинством граждан).

Важнейшей задачей является существенное улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Необходимо последовательно использовать госбюджет для повышения зарплаты врачам, преподавателям, научным работникам, госслужащим, военным. Это станет важным шагом в борьбе с бедностью среди работающих, прежде всего среди работников с высшим образованием, которые являются потенциальными членами групп среднего класса. Также это позволит продвинуться в утверждении норм социальной справедливости, в формировании эффективных моделей вертикальной мобильности, в упрочении высокого статуса высшего образования и военной службы.

Необходимо дальнейшее повышение уровней пенсий, вытягивание наших соотечественников старшего возраста (а это — до трети россиян!) из-за черты бедности. На Западе пенсионер — это чаще всего обеспеченный человек, заполняющий свое время увлечениями, путешествиями по миру, зачастую финансово поддерживающий своих детей и внуков. В восточных обществах старики в большинстве своем окружены почетом и уважением, об их благосостоянии заботятся не только дети, но и вся большая семья патриархального типа. В нашей стране пока нет ни того, ни другого.

Важный шаг на пути борьбы с бедностью — улучшение материального обеспечения семей с несовершеннолетними детьми. В аграрном обществе расходы на детей были невелики, зато уже с раннего возраста они начинали помогать родителям, умножая тем самым производственный потенциал и материальные возможности крестьянской семьи. В урбанизированном, индустриально-информационном обществе невообразимо выросли требования к уровню образования человека. Чтобы найти себе место на рынке труда, теперь нужно учиться не менее десяти лет, а с распространением модели «всеобщего высшего образования» — пятнадцать-семнадцать.

Образование стоит все дороже, но еще дороже — рабочее время матери, которое она должна посвящать ребенку. Если раньше женщины были в основном домохозяйками, то сегодня это скорее исключение из правила. Но, рожая ребенка, мать вынуждена как минимум на год, а то и больше оставлять работу. В результате с рождением ребенка материальный статус его родителей резко падает. Забот у семьи становится значительно больше, а средств к их преодолению — гораздо меньше. В этом одна из причин резкого сокращения рождаемости в обществах европейского типа, к которым относится и Россия.

Сложившаяся ситуация не только лишает россиян мотивов к деторождению, но и не дает им возможности вырастить детей физически здоровыми. Необходима целевая финансовая поддержка семей с детьми, и государство уже разработало целую серию мер такого характера, которые должны привести к повышению материального статуса семей с маленькими детьми.

 

Установление справедливого общественного и морального порядка Главное условие динамичного экономического развития страны, социального мира в ней, легитимности государственной власти — это справедливость общественного устройства. Если большинство населения не признает его справедливым, нельзя рассчитывать на прочную политическую стабильность, на соблюдение законов и правил человеческого общежития, на социальную активность граждан.

Демократическая революция и жизнь в условиях рыночной экономики серьезно изменили представления россиян о справедливости. Большое значение приобрела индивидуальность, экономическая свобода, принцип равенства возможностей. Сегодня уже невозможен прежний — советский, уравнительный — подход к справедливости, всеохватывающий коллективизм.

 

Новое понимание социальной справедливости исходит из основного принципа: нравственно недопустима бедность большинства граждан на фоне существования меньшинства, утопающего в роскоши.

Одна из задач государства — таким образом перераспределять национальное богатство, чтобы не мешать самостоятельным и сильным самим зарабатывать себе на жизнь, чрезмерно ограничивая их частную инициативу. Но при этом оно должно обеспечивать равенство всех перед законом, противостоять неправомерным попыткам сильных завладеть тем, что принадлежит всей нации. На государство же возлагается обязанность давать поддержку и помощь слабым, тем, кому не хватает сил и возможностей самим вырваться из замкнутого круга бедности, кто в силу объективных обстоятельств при любых стараниях не может самостоятельно решить свои жизненные проблемы.

Богатые и обеспеченные россияне, если они хотят жить в безопасном обществе, не опасаясь каждый день и час за свою жизнь и имущество, должны быть ответственными гражданами. Не попирать нормы общественной морали, не бросать демонстративный вызов представлениям и убеждениям своих менее состоятельных и менее успешных сограждан. Российский бизнес обязан быть социально ответственным, работать на благо всей страны, а не только на пополнение своего кошелька.

 

Чтобы пользоваться поддержкой государства и доверием общества, бизнес должен обеспечивать эффективное использование принадлежащей ему (а еще недавно — общенародной) собственности, достигать мировой конкурентоспособности в производстве товаров и услуг, строго выполнять законы страны.

Моральное очищение общества невозможно без победы над коррупцией. Сегодня в обществе широко распространено мнение о тотальном господстве коррупции на всех этажах российской власти и бизнеса. Изменить такое положение можно, только добившись перемен в отношении к коррупции со стороны самого общества. Без создания атмосферы всеобщей нетерпимости к коррупции недейственны любые меры, направленные против нее.

 

Коррупция — это цена, уплачиваемая обществом за свою же пассивность, терпимость к этой ржавчине, разъедающей все элементы государства, создающей угрозу для безопасности страны и граждан.

Только создание в обществе ощущения порочности коррупции и высокая вероятность наказания за нее способны привести к успеху борьбу с ней.

Перемены к лучшему в нашем обществе невозможны и без формирования «российской мечты» — яркого, притягательного и убедительного образа будущей России. Это должна быть свободная, сильная, суверенная и справедливо устроенная страна.

Свободная — значит отказывающаяся от подавления личности и основанная на не подверженном диктату государства и любой другой силы волеизъявлении своих граждан.

Сильная — значит пользующаяся доверием и уважением в мире, уверенная в себе, равноправная участница планетарного сообщества наций.

Суверенная — значит неподвластная давлению и насилию извне, руководимая исключительно волей российского народа.

Справедливая — значит пользующаяся доверием и уважением своих граждан, работающая во благо их самих и их детей, облеченная доверием граждан других стран.

Страна, в которой и ради которой можно и нужно жить и трудиться. А если так сложится судьба, то и умереть за нее.

В последнее десятилетие стремление общества к справедливости обусловлено и открытостью информационного пространства, возведением в абсолют таких гуманитарных ценностей, как человеческая жизнь и здоровье, экологическая чистота и бережное отношение к природе, гордость культурным наследием, растущее стремление помочь ближнему, культура и значимость семьи. Это адресует государству емкий запрос на формирование в нашей стране справедливого общественного порядка.

 

Построение эффективной демократии. Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального народовластия? Насколько продуктивен диалог власти и общества? Молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов, но все же она весьма далека от желаемого образа и только начинает двигаться по правильному пути.

Ключевой вопрос современной стадии развития демократии в России — удастся ли ей стать суверенной демократией.

Так называют образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими. В суверенной демократии сила и достоинство российского народа проявляются через развитие гражданского общества, построение надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на события в мире.

Демократический процесс должен шаг за шагом расширять реальное пространство свобод личности, укоренять ценности свободы, сближать их с историческими традициями, моральными и культурными ценностями россиян. Демократизация России возможна лишь на основе усилий самого народа, роста его политической активности и социальной ответственности. Но это неразрывно связано с демократизацией государства, с четкой регламентацией норм его функционирования и постоянным общественным контролем, с проведением административной реформы.

Основная внутренняя задача государства на современном этапе — создать условия, при которых граждане России могут зарабатывать деньги, с выгодой для себя вкладывать их в экономику страны. Для этого необходимо устранить то, что мешает людям жить и работать. Прежде всего существенно изменить саму систему работы государственных институтов. Ведь сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом.

Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию, многочисленную и неповоротливую. Претензии к ней совершенно обоснованны. Но бюрократических структур в России, как это ни странно, не больше, а иногда даже меньше, чем в других странах. Главная проблема не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована.

Нашему государству необходима последовательная и долгосрочная административная реформа. Ее результатом должно стать государство, адекватное новому времени и целям, стоящим перед Россией. Путь к этому — целенаправленное создание «эффективной российской бюрократии».

Следует разъяснять отличие существующего государственного аппарата от классической бюрократии, важнейшие признаки которой: четкая регламентация, публичная ответственность, ясные механизмы продвижения, социальные гарантии.

Важнейший элемент модернизации государства — обеспечение независимости и авторитета судебной системы, создание системы гражданского контроля над деятельностью органов правопорядка. Невозможно победить преступность лишь путем укрепления правоохранительных органов. Без создания общей атмосферы нравственного неприятия преступления, без активной поддержки обществом борьбы с преступностью решение этой задачи нереально.

Важно переломить широко распространенную, криминальную по своему происхождению и содержанию традицию осуждения «доносительства», сотрудничества с «ментами». Напротив, без такого сотрудничества нечего и надеяться на победу над преступностью. Но такое сотрудничество возможно лишь в ситуации, когда правоохранительные органы государства вызывают доверие у граждан. Наличие такого доверия и есть разграничение между презираемым в народе «доносительством» и ставшим традиционным в странах сильной демократии сотрудничеством с государством.

Государство не существует в вакууме, в безвоздушной среде. Оно есть часть общества со всеми его сильными и слабыми сторонами. В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов, но далеко не все они отстаивают реальные интересы людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Когда же речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, их голос не слышен.

Чтобы стимулировать укрепление институтов гражданского общества, целесообразно постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять.

Следует также повышать престиж гражданских организаций, привлекать их к обсуждению и участию в решении вопросов государственной важности. Большая надежда здесь возлагается на недавно образованную Общественную палату.

Для суверенной демократии, которая отличается интеллектуальным лидерством, сплоченной элитой, национально ориентированной открытой экономикой и умением защищаться, необходима гражданская солидарность как сила, предупреждающая социальные и военные столкновения. Свободное общество не будет мириться с массовой бедностью (на фоне столь же массового уклонения от уплаты налогов), убожеством социальной защиты, несправедливым распределением общественных доходов. Равно как и не поставит под сомнение необходимость разумных оборонных бюджетов для поддержания престижа и технического переоснащения армии, флота, спецслужб.

Социальный мир в России невозможен и без ясных ориентиров и понимания того, как в нашей стране можно достичь жизненного успеха, не имея богатых родителей, связей во власти и готовности к аморальным или даже прямо преступным поступкам ради личного обогащения и возвышения. Сформированная таким образом элита не может служить авангардом, передовой силой нации, она скорее дезориентирует общество, задает ему неправильные образцы для подражания.

Для создания здорового морального климата в стране необходимо реализовать базовые принципы меритократии: заслуга, реальный вклад — основной источник высокого социального статуса, материального и морального вознаграждения.

Востребованность таланта, инициативы и трудолюбия, достойное вознаграждение должны стать общепризнанными критериями продвижения в бизнесе и на государственной службе.

Новая российская нация, объединенная общей судьбой, может возникнуть только как следствие формирования новой, социально и национально ответственной элиты, исходящей из высшей ценности — необходимости сохранения России как суверенной, независимой демократической державы. Пока, следует признать, такая элита у нас только формируется.

Создание граждански мыслящей, укорененной в своей стране и ответственной перед ней национальной элиты — стратегический приоритет и условие масштабного и реального успеха России в мире XXI в.

 

Обеспечение единства страны. Объективная сложность управления Россией заключается не только в ее огромной территориальной протяженности, но и в значительном различии между отдельными ее частями. Выделяются средненаселенные, относительно бедные природными ресурсами, но обладающие развитой инфраструктурой Центр и Север Европейской части, Поволжье; многонаселенные, относительно бедные ресурсами и с более слабой инфраструктурой Юг европейской части и Северный Кавказ; малонаселенные, почти лишенные инфраструктуры, но богатые природными ресурсами Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Россия разделена на множество регионов (единиц административно-территориального характера — областей, краев, республик, национальных автономных округов) с разным уровнем социально-экономического развития. Регионы различаются по размерам своей территории, обеспеченности ресурсами, степени дотационности бюджетов. По площади территории в 338 раз отличается Республика Саха (Якутия) от Северной Осетии, по численности населения в 443 раза отличается Москва от Эвенкийского автономного округа. Существуют субъекты Федерации со 100%-ным уровнем урбанизации (Москва, Санкт-Петербург) и с 0%-ным — Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (в нем нет ни одного города, а его административный центр — поселок городского типа).

Нарастание экономического и социального неравенства между гражданами, населяющими различные регионы, несет угрозу усиления противоречий между интересами разных частей Федерации.

Особенно ярко проявляются различия в жизненном уровне, качестве жизни, мировоззрении между жителями столиц (Москва, Петербург, отчасти Московская и Ленинградская области) и провинции — основной части страны. При этом каждый регион-донор (а их всего 12—13 из 86 субъектов Федерации) заинтересован в том, чтобы передать в Центр меньше, чем этого ожидают федеральные власти. Зато каждый регион-получатель заинтересован в том, чтобы взять больше, нежели считает Центр.

В России по сравнению с развитыми странами Запада низкая географическая мобильность граждан, к тому же усилилась тенденция к их «оседлости» в собственном регионе. Это связано не столько с региональным патриотизмом, сколько с закрытостью региональных рынков труда, с высокими ценами на передвижение между городами и регионами, с отсутствием рынка доступной аренды жилья. Как результат — сосуществование трудоизбыточных регионов, где отмечается повышенная безработица, и трудонедостаточных регионов, где ощущается нехватка рабочих рук, компенсируемая их ввозом из-за рубежа, особенно из республик бывшего СССР, на Востоке из КНР.

Ограничение мобильности происходит и на самом верхнем, элитном уровне — сократился переток госслужащих, политиков из одного региона в другой. Преимущественные возможности сделать федеральную карьеру имеют выходцы из столичных элит. Все это не может не возмущать региональные элиты, побуждает их замыкаться на интересах только собственного региона, без учета общефедеральных потребностей и перспектив, либо даже искать возможности продвижения за пределами страны, с опорой на внешние источники ресурсов.

Этому процессу опасно сопутствует такое развитие регионального самосознания граждан, при котором они ощущают себя в значительно большей степени жителями своего региона или города, нежели гражданами огромной страны. Региональные же элиты зачастую склонны спекулировать своими особенностями, приписывать Центру отношение к ним как к колониям, ценным только своими ресурсами. Чтобы противостоять данной тенденции, необходимо восстановить «круговорот элит», вернуть региональным элитам федеральную перспективу, отказаться от замыкания столичных верхов в самих себе.

Нынешнее состояние федеративного устройства не позволяет зачастую своевременно разрешать противоречия между интересами страны (Федерации) и отдельных регионов. То, что выгодно стране, не обязательно выгодно региону, и наоборот. Федерализм обостряет эту проблему, обусловливает ее прямой выход в политическую практику, что является деструктивным фактором развития общества. При умелом руководстве государством возможно своевременное снятие остроты конфликта интересов, в ином случае создается новый, угрожающий распадом страны фронт политического противостояния. Нашим политикам следует учиться жить в условиях реального федерализма, учитывая, что в отечественной политической традиции эта ценность в основном отсутствовала и существовала лишь в пропагандистских документах и текстах.

Важнейшее позитивное свойство федерализма — способность выступать барьером на пути внутренних конфликтов в Федерации, придавать им приемлемую и менее острую форму. Он позволяет не копить конфликт под спудом до обретения им взрывной силы, учит жить с конфликтом, находить взаимоприемлемые компромиссы. Именно потому, что у нас нет культурной и исторической привычки к компромиссу, федерализм трудно укореняется в нашем обществе.

На крайнем западе и на крайнем востоке страны (Калининградская область, Приморский край) заметны опасные тенденции: торговые, промышленные, трудовые взаимоотношения «привязывают» эти регионы к близлежащим иностранным соседям сильнее, чем к Центру. Для таких субъектов РФ возникают центры экономического и стратегического влияния, альтернативные Москве, например, Токио и Сеул — для Дальнего Востока, Берлин и Варшава — для Калининграда. Это естественные процессы в условиях рыночных отношений.

 

Только специальные программы Федерации, направленные на «втягивание» окраин в общее экономическое и культурное пространство, могут в перспективе обеспечить единство страны, устранить угрозу ее дезинтеграции.

Обеспечение единства территории страны невозможно без учета различий в положении и интересах населения, проживающего в разных регионах. Такие различия существуют, и глубокие трансформации последних пятнадцати лет их только углубили. Речь идет о различной бюджетной обеспеченности регионов. О разных возможностях каждого из них обеспечить установленные федеральным законодательством жизненные стандарты граждан, проживающих на их территории. О разном доступе к транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктурам, к образованию и услугам здравоохранения.

Важнейшей проблемой российского федерализма является также остаточный «унитарный синдром» — неготовность региональных властей к самостоятельности, проявляющаяся на государственно-административном, экономическом, социальном, национально-психологическом уровнях. Результат— неумение и нежелание эффективно распоряжаться собственными ресурсами, постоянные просьбы и обращения о помощи в Центр.

 

Важным проектом, направленным на повышение управляемости регионов, обеспечение их собственными источниками развития, стал процесс укрупнения регионов.

1 декабря 2005 г. возник новый субъект Федерации — Пермский край, объединивший Пермскую область и Коми-Пермяцкий АО.

1 января 2007 г. вступил в завершающую фазу процесс объединения Красноярского края с Эвенкийским АО и Таймырским (Долгано-Ненецким) АО. До 31 декабря 2007 г. в новом субъекте Федерации должен быть сформирован законодательный орган государственной власти и должен быть наделен властными полномочиями руководитель высшего органа исполнительной власти.

23 октября 2005 г. состоялся референдум об объединении Камчатской области и Корякского АО. По итогам референдума принят Федеральный конституционный закон и установлена дата создания нового субъекта Федерации — 1 июля 2007 г. Новые органы законодательной и исполнительной власти должны быть сформированы не позднее 31 декабря 2008 г.

16 апреля 2006 г. состоялся референдум об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО. По итогам референдума принят Федеральный конституционный закон и установлена дата создания нового субъекта Федерации — 1 января 2008 г. Новые органы законодательной и исполнительной власти должны быть сформированы не позднее 1 января 2009 г.

11 марта 2007 г. проведен референдум об объединении Читинской области и Агинского Бурятского АО. Предполагаемая дата создания нового субъекта Федерации — 1 марта 2008г.

Процесс укрупнения регионов призван упразднить неэффективную «матрешечную» структуру Федерации, устранить самые опасные диспропорции между регионами, помочь «вытягиванию» наиболее депрессивных из них. Чтобы политически не дестабилизировать Федерацию, такое укрупнение может быть только добровольным, экономически целесообразным и идти при поддержке жителей самих объединяемых регионов.

Еще один, экономический, приоритет региональной политики — развитие федеральной транспортной инфраструктуры. И это больше, чем просто экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но и на обеспечение единства страны.

Современная, хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество. Прежде всего следует объединить единой и разнообразной транспортной сетью экономические центры страны, предоставить хозяйствующим субъектам беспрепятственный выход на региональные и международные рынки.

Для России также важна модернизация дорог — не только соединяющих основные центры страны, но и транзитных. Опорную сеть дорог надо последовательно ориентировать на интеграцию в общеевропейскую дорожную сеть и через Транссибирский коридор связать ее с сетью Дальневосточного региона. Другой проект — строительство и реконструкция автомагистралей в коридоре «Север — Юг». Такие проекты позволят обеспечивать межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных перевозок, развивать территории, прилегающие к таким магистралям, повышать транспортную связанность России.

 

Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения

Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну.

Для этого мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей.

Прежде всего мы должны решить самые насущные проблемы: качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания. На это нацелены разработанные государством и начавшие реализовываться в 2006 г. приоритетные национальные проекты.

Благоустроенное жилье важно и для отдыха, и для работы, и для создания нормальной семьи. Ставший в последние годы ощутимым рост доходов граждан тем не менее не позволяет людям приобретать жилье и улучшать его качество. Строится мало жилья, к тому же оно часто не отвечает современным стандартам безопасности и качества. Причем новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей. Часто в одной квартире вынуждено проживать сразу несколько поколений.

Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади, и обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего населения России. Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 г. как минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами.

На решение этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок ипотечных ценных бумаг.

Чтобы рост спроса на жилье не привел только к скачку цен, следует обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства. Необходимо разрушить монополии на строительных рынках. Граждане России не обязаны оплачивать стоимость административных и коррупционных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов. Следует обеспечить принятие муниципалитетами четких правил землепользования и застройки, упрощение процедур разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры — все это необходимо для сокращения времени и затрат по строительству.

Но в любом случае останется часть малоимущих граждан, которые не способны за счет собственных средств купить себе квартиру. Им государство должно гарантировать предоставление социального жилья. Чтобы это стало реальностью, надо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей. В некоторых регионах приняты региональные программы обеспечения молодых семей жильем через ипотечное кредитование (в основном это регионы-доноры, экономика которых быстро развивается и позволяет успешно решать социальные проблемы жителей).

Следующий приоритет — модернизация здравоохранения. Сегодня продолжительность жизни у нас на 12 лет ниже, чем в США, на 8 лет ниже, чем в Польше, на 5 лет ниже, чем в Китае. Прежде всего это связано с высокой смертностью в трудоспособном возрасте. Детская смертность хотя и сокращается, но все равно остается в полтора-два раза выше, чем в развитых странах. Одной из главных причин такого положения дел остается неэффективность отечественного здравоохранения. И по сей день во всей системе предоставления медицинских услуг их качество и доступность продолжают снижаться, а затраты только растут. Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер. А люди так и не понимают, что могут получить бесплатно, а за что нужно доплачивать. При этом в самом сложном положении оказываются наименее обеспеченные граждане.

 

Главная цель модернизации здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг — с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными, но обязательными требованиями к условиям оказания медпомощи. Только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом.

 

Образование и наука — ключевые источники конкурентоспособности любой нации в информационную эпоху. Система образования — такая же инфраструктура будущей экономики знаний, как трубопроводы для теперешней экономики нефти. И требует не меньшего внимания и сопоставимых инвестиций.

Некоторые конкурентные преимущества, унаследованные от СССР (очевидные в энергетике, коммуникациях, обороне и в самой сфере образования), должны использоваться для устойчивого развития глобально значимой национальной экономики. Могущественная энергетическая держава возникнет не в результате гипертрофии сырьевого сектора, а в борьбе за обладание высокими технологиями связи и информации, энергомашиностроения и энергосбережения, производства принципиально новых видов топлива. Интеллектуальная мобилизация на подъем перспективных отраслей, доступ к научно-техническим ресурсам великих экономик, усвоение современной исследовательской и производственной культуры могут стать главнейшими задачами и школ, и университетов, и внешней политики, и международной научной и промышленной кооперации.

Российское образование по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования. А это в первую очередь означает повышение требований к общему и профессиональному образованию в широком смысле этого слова. Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При этом по сравнению с советским периодом почти утроился прием в вузы и число поступающих в них фактически сравнялось с числом выпускников средних школ. И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров.

Одна из самых серьезных проблем — недоступность качественного образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение количества общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей — особенно из отдаленных городов и сел — получить качественное образование. Выпускники школ — независимо от имущественного положения родителей — должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения, воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах и адресное предоставление стипендий. А молодым людям, проживающим далеко от престижных университетов, надо обеспечить возможность для сдачи вступительных экзаменов в них на местах.

Следует также стремиться к тому, чтобы большинство выпускников профессиональных учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства и рынков труда в необходимых им специалистах. При этом возможно заключение договора со студентом, который после получения целевого бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. В интересах отечественного бизнеса участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее использовать.

Россия должна внедрить в практику современные образовательные стандарты мирового уровня, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах. Мы также должны глубже интегрировать образование и научную деятельность.

Национальные проекты уже стали серьезным экзаменом на государственную состоятельность существующей системы власти. Стало понятно, насколько «заржавела» государственная машина, насколько ее состояние не соответствует задачам, стоящим перед страной, сдерживает темпы ее развития. Полученный опыт следует использовать в качестве полезного эксперимента по отработке механизмов проектного государственного управления, позволяющего преодолеть разболтанность государственного аппарата.

 

Национальные проекты должны превратиться в своеобразную «лабораторию» по выращиванию обновленного, дееспособного государства, ориентированного не на поддержание собственного господства, а на удовлетворение подлинных потребностей страны и народа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных