![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Строгановская школа иконописиЭто направление получило свое название от имени владельцев прикамских солеварен Максима и Никиты Строгановых. Уникальность Строгановых состоит в том, что им удалось, обладая незаурядной предприимчивостью и смелостью, добиться уже во второй половине ХVI –ХVП вв. экономического и политического могущества, какого не смогли достичь многие тогдашние аристократические роды в России. Они создали в своих вотчинах в Сольвычегодске, а затем в Прикамье высокий уровень культуры, который соответствовал их духовным и эстетическим идеалам, ориентированным на самые лучшие культурные достижения своего времени. По роду своей деятельности, разъезжая по стране и крупным торговым и культурным центрам, Строгановы воспринимали самые лучшие образцы русского искусства, будь то памятники архитектуры, иконописи, певческого искусства и т. п. А воспринимая, благодаря таланту своих мастеров создавали шедевры архитектуры, иконописного, книгописного, певческого, ювелирного и прочего искусства, что позволило говорить о строгановских школах иконописи, лицевого шитья, певческого искусства. Иконы «строгановской школы» отличаются виртуозной техникой исполнения, красотой и многообразием чистых сияющих красок, применением твореного золота, тонкой проработкой деталей, разнообразием и подробностью сюжетов, светским характером трактовки образов. Для более зрелых произведений школы характерно подчеркнутое изящество форм — святые как бы парят в воздухе, едва касаясь земли, у них удлиненные пропорции тел, узкие плечи, тонкие с миниатюрными кистями руки, длинные ноги с маленькими ступнями, движения изящны, головы грациозно наклонены, жесты рук вычурны, движения нарочиты, даже манерны. «Строгановская школа» — это искусство иконной миниатюры. Художников-иконописцев строгановской школы волнует не философское содержание иконы, а красота формы, в которой можно запечатлеть богатый духовный смысл. «Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей, изощренный рисунок, виртуозная каллиграфия линий, изысканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, важнейшей составной частью которого стало золото и даже серебро, — вот составные компоненты художественного языка, ценимого мастерами «строгановской школы» и их заказчиками», — пишет искусствовед Д. В. Сарабьянов (Ист. русс, искусства, 1979. С. 8). В Богоявленской церкви Соликамска был резной деревянный иконостас с богатейшим собранием икон строгановской школы живописи XVIII—XIX вв. Царские врата, центральная часть композиции иконостаса, были покрыты ажурной резьбой. Рамы (киоты) для икон обрамлял затейливый растительный орнамент. Венчала царские врата украшенная цветочными гирляндами и резным солнцем «коруна» (корона). А в этом резном великолепии — иконы, отличающиеся «ювелирной точностью письма», обильно украшенные золотом и эмалями. Исследователи выделяют две группы икон, связанных с именем Строгановых. К первой самой многочисленной, относятся иконы, написанные в сольвычегодских мастерских Строгановых. Эти иконы не имеют отличительных признаков (подписей), выполнены обычными ремесленниками и в XVII в. разошлись по церквям и монастырям, смешавшись с другими иконами поморского письма. Другая группа — иконы, созданные московскими мастерами, государевыми иконописцами, выполнявшими заказы Строгановых в столице или же в Сольвычегодске, как, например, Прокопий Чирин в «Смутное время». К этой группе, вероятно, можно отнести иконы, выполненные местными строгановскими иконописцами, прошедшими выучку у столичных мастеров, произведения которых по уровню исполнения зачастую не уступали иконам московских иконников. Заказывая иконы, солепромышленники обращались именно к тем мастерам, произведения которых более всего соответствовали их вкусам и пристрастиям. Их привлекали в иконах обилие чистых, ярких красок, золота, умелая прорисовка деталей, детализация сюжетов, миниатюрное, филигранное письмо. В дальнейшем они поощряли и развивали это направление в своих вотчинах. Таким образом, частный заказ Строгановых создал знаменитую школу иконописи. А началось все с того, что по заказу солепромышленников был составлен собственный иконописный подлинник, в котором представлен свод изображений-прорисей икон, расположенных в календарном порядке. Это было руководство для строгановских художников — как начинающих, так и опытных. «Строгановская школа» иконописи развивалась в тесной связи с придворной живописью: многие московские художники привлекались Строгановыми к написанию икон и росписи храмов — Прокопий Чирин, Федор Савин, Степан Арефьев, Истома Савин и его сыновья, Назарий и Никифор Савины, Иван Соболев, Богдан Соболев и, верятно, Семен Хромой. В то же время, на рубеже XVI – XVIIвв., как уже упоминалось, что с началом предпринятого Строгановыми строительства храмов и жилых палат в Сольвычегодске (Благовещенского собора, Введенского монастыря) и пермских владениях (Пыскорского монастыря, многих церквей в острожках и городках) начинается деятельность иконных горниц солепромышленников. Их исследователи рассматривают как ответвление московских. С сольвычегодскими горницами связаны имена таких мастеров, как Григорий, Богдан Соболев, Михаилы, Первуша, Перша и другие. Для обучения иконописанию и резьбе в вотчинных имениях Строгановых отбирались мальчики «из служительного клана», имевшие склонности к рисованию. Их направляли в иконописные мастерские Нового Усолья или Ильинского, где из них готовили настоящих мастеров. Иногда их обучали мастера Москвы и Нижнего Новгорода. Иконы строгановских мастерских, которые солепромышленники щедро дарили, вкладывали на помин души в церкви и монастыри в Прикамье, можно увидеть в художественных и краеведческих музеях Урала. Пермская художественная галерея стала хранительницей целого ряда икон мастеров строгановской школы — Истомы и Никифора Савиных, Семена Хромого, мастера Григория, Богдана Соболева, предположительно Стефана Арефьева и Семена Бороздина. Среди них наиболее ранняя — икона «Богоматерь Владимирская, со сказанием (восемнадцатью клеймами), написанная в 1580-х гг. Истомой Савиным. Это подлинный шедевр строгановской школы. В Пермской галерее находятся также иконы Никифора Савина, сына Истомы. В его иконе «Святой Никита воин» особенно проявились особенности его творчества как мастера виртуозного.миниатюрного письма. Святой Никита, небесный покровитель Никиты Григорьевича Строганова, изображен с большой тонкостью и изяществом. Одноименная икона из собрания Пермской галереи принадлежит кисти мастера Григория. Здесь наблюдается иное решение произведения: образ Никиты более суров, а живопись более темна и статична, краски более плотные, как бы сгущенные. Тем же мастером Григорием написана икона Богоматери в рост. Имя мастера Григория мало известно среди сольвычегодских и московских иконников строгановской школы. Есть предположение, которое основывается также на стилистических особенностях письма Григория, что этот мастер имел местное происхождение и работал в прикамских вотчинах Строгановых. Пять икон из Пермской галереи связаны с именем мастера Семена Хромого. Четыре иконы — «Богоматерь Смоленская», «Рождество св. Иоанная Предтечи», «Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», «Неделя всех святых» — имеют вкладные записи с упоминанием авторства С. Хромого. «Беседа трех святителей» приписывается С. Хромому на основании стилистической близости. Сохранились и большие по размерам иконы. Одна из них («Святые Петр и Павел») была поставлена в один из храмов села Слудки Максимом Яковлевичем, его женой Марьей Михайловной и сыновьями Иваном и Максимом. Еще одна большемерная икона — «Богоматерь с младенцем Христом на престоле», подписанная именем Богдана Соболева, поступила в Пермскую галерею из Соликамска. Строгановская школа иконописи просуществовала сравнительно недолго. Однако в недрах этого специфического — в силу того, что работали мастера прежде всего для церквей — художественного направления зародились и утверждались качества, характерные также и для развития светской живописи XVII в. Это, по мнению исследователей-искусствоведов, сам «характер трактовки образов... а также стремление художников как можно правдоподобнее показать то или иное событие священной истории». Строгановская школа иконописи во многом стала одной из предвестниц обновления русской живописи в XVIII в. Памятники строгановской школы представляют собой замечательное явление позднего средневекового искусства Руси.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|