Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анна Андреевна Ахматова. (страницы жизни и творчества)

(страницы жизни и творчества)

Анна Андреевна Ахматова (Горенко настоящая фамилия) сама о себе пишет: «Я родилась 11 (25 июня 1889 года под Одессой ( село Большой фонтан). Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царскосельские… Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока» и Некрасова «Мороз Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама». «Училась я в Царскосельской женской гимназии…» (Из автобиографии «Коротко о себе») У Анны было два брата и три сестры. Все они были очень привязаны к матери, женщине с прозрачными глазами (такой глубокой синевы, что море нельзя не вспомнить, поглядевши в них). Об отце, который рано оставил семью и детей, Ахматова почти не написала, кроме горьких слов о развале семейного очага. В 1905 году родители Ахматовой расстались, мать с детьми уехала на юг. Целый год они прожили в Евпатории, потом переехали в Киев. Там Анна Ахматова окончила гимназию и в 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. В 1910 году она вышла замуж за Николая Степановича Гумилева, с которым была знакома с гимназической поры еще в Царском Селе. Вместе с ним она была в 1910 и в 1911 году в Париже, в 1912 - в Италии. В 1912 году родился ее единственный сын Лев Николаевич Гумилев, известный историк, этнограф. По воспоминаниям Ахматовой, первые стихи она написала еще в 11 лет, но они не сохранились. В печати ее первое стихотворение появилось в 1907 году в парижском журнале «Сириус», который издавал Н.С.Гумилев, но потом последовал большой перерыв до 1911 года. Когда они поженились, Гумилев был уже автором трех книг, известным в литературных кругах мэтром. Он помог Ахматовой отобрать из 200 стихотворений те 46, что и составили ее первую книгу «Вечер» (1912 г.) Успех оказался совершенно головокружительным. Перед читателями десятых годов возник художник большой и своеобразной силы. Ахматова в своих стихах, как и в жизни, была очень женственна, но в нежности ее поэтического слова выявлялась властность и энергия. По словам М.Цветаевой, то было поистине « явление Поэта в облике женщины». Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») – почти исключительно лирика любви. Стихи можно сравнить с беглой, необработанной записью в дневнике: Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики…. А я была его женой. Другие стихи похожи на лирический роман – миниатюру, где несколькими строчками поэт передает историю любви: Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся. Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся. И загадочных древних ликов На меня поглядели очи. Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты. И стало снова На душе и пусто, и ясно. Трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии. В сложной музыке ахматовской лирики жила странная, пугающая дисгармония, слушавшая саму Ахматову. Она писала впоследствии, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиг и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие. Именно тогда, в лирике предреволюционных лет, особенно в «Четках» и «Белой стае», появился у нее мотив воспаленной, самоистязающей совести:

Все мы бражницы здесь, блудницы, Как невесело нам! Тема уязвленной и даже «беснующейся» совести придает лирике Ахматовой оригинальный характер, обнажает душу поэта. Помолись о нищей, о потерянной, о моей живой душе… И только совесть с каждым днем страшней Беснуется: великой хочет дани. В сборник «Белая стая» вошли стихи, посвященные Музе, тайной и могучей силе искусства. Эта власть в представлении Анны Ахматовой обычно является исцеляющей. Она способна вывести человека из круга мелких интересов и страстей, из состояния подавленности и уныния. Воздухом высокого искусства дышать трудно, но мир сквозь него видится ясным и подлинным. Поэзия Анны Ахматовой - это все - таки поэзия женская, и ее лирический герой (героиня) – это человек, обладающий глубокой интуицией, умением тонко чувствовать и сопереживать всему, что происходит вокруг. Любовь – тема, которая с самого начала творческого пути поэта стала одной из ведущих в лирике Анны Ахматовой. Любовь в ранних стихах у нее всегда безответная, неразделенная, трагическая. Душевная боль ее лирической героини нестерпима, но она, как и сама поэтесса, всегда с достоинством переживает удары судьбы. В период с1911 по 1917 год в лирике Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы, что было связано отчасти с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепневское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью: Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело – сухие, И теплый ветер нежен и упруг. В этот период происходит сближение лирической героини Анны Ахматовой с окружающим ее миром, который становится бесконечно красивым, понятным, родным, гармоничным – миром, к которому стремится ее душа. Любовь к природе неотделима у лирической героини Ахматовой от чувства любви к Родине – России в целом. А потому в творчестве поэтессы не может быть равнодушия к судьбе своего народа. Ахматовская героиня с каждым годом становится все ближе к народу и постепенно вбирает в себя все горькие чувства своего поколения, ощущает свою вину за все, что происходит вокруг нее: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам…

В стихах периода первой мировой войны и русских революций покой и светлая радость в душе ахматовской героини сменяются на постоянное ощущение надвигающейся катастрофы: Пахнет гарью. Четыре недели Торф сухой по болтам горит. Даже птицы сегодня не пели, И осина уже не дрожит… В это тяжелое время личные проблемы лирической героини уходят на второй план, главными становятся проблемы общечеловеческие, проблемы, пробуждающие в душе чувство тревоги, неуверенности, неясности бытия. Огромная боль за страдания России наиболее полно выразилась в поэме «Реквием», написанной в 1935 – 1940 гг. Создание поэмы во многом связано с личными переживаниями Ахматовой, с арестом сына, но важнее то, что лирическая героиня этой поэмы вбирает в себя всю боль и страдание, выпавшее на долю миллионов русских людей. Голосом лирической героини поэтому говорит каждая из матерей, жен, стоящих в длинной очереди в надеже узнать хоть что - нибудь о судьбе своих близких, каждый из переживших страшную трагедию. Цикл стихотворений «Ветер войны» - один из последних в творчестве А.А.Ахматовой – включает в себя произведения военных и послевоенных лет. Война 1941- 1945 гг. – еще одно тяжкое испытание, выпавшее на долю ахматовского поколения, и лирическая героиня поэтессы снова вместе со своим народом. Стихи этого периода полны патриотического подъема, оптимизма, веры в победу: И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит. Послевоенные стихотворения А.А.Ахматовой (сборник «Нечет» - это итог ее творчества. В этих стихах соединены все темы, волновавшие Анну Ахматову в течение всей ее жизни, но теперь они озарены мудростью человека, прожившего трудную, насыщенную грустными событиями жизнь. Они полны воспоминаний, но есть в них и надежда на будущее. Для лирической героини это время ознаменовано возвращением к чувству любви, причем тема эта получает более общее философское раскрытие: Ты прав, что не взял меня с собой И не назвал своей подругой, Я стала песней и судьбой, Сквозной бессонницей и вьюгой

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой – это свидетельство человека, который прошел через все испытания, на которые ее обрек «век - волк», свидетельства того, насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естественные основы человеческого существования, то, что складывалось в мире столетиями. Но одновременно это и свидетельство того, что живую жизнь уничтожить невозможно. Наверное, именно поэтому поэзия Анны Андреевны Ахматовой так важна и так значительна для нас.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проект депутатов - коммунистов | Най­ди­те объем части ци­лин­дра, изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных