Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление дебиторской задолженностью




Введение

 

Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, в том числе с риском неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентами своих денежных обязательств. Так, для эффективного развития компании необходимо постоянное наращивание объемов производства, однако, это является недостаточным для обеспечения роста выручки и прибыли. Следовательно, первоочередная задача компании – стимулирование роста продаж. Отсюда, возникновение такой категории, как дебиторская задолженность, которая может и стать причиной банкротства предприятия. Вместе с тем, грамотное управление дебиторской задолженностью обеспечивает, с одной стороны, увеличение объемов реализации, а с другой – получение дополнительной прибыли.

Таким образом, дебиторская задолженность представляет собой коммерческий кредит, предоставляемый компании-покупателю продавцом продукции, работ, услуг; также способствует реализации товара, ускоряя процесс рыночного обмена.

Предприятий, которые могут себе позволить рассчитываться по своим обязательствам перед поставщиками без каких-либо отсрочек платежей, крайне мало, именно поэтому проблема управление дебиторской задолженностью является актуальной на современном этапе развития экономических отношений. Отсутствие на предприятии функции управления дебиторской задолженностью ведет к снижению оборачиваемости оборотных средств, ухудшению платежеспособности предприятия, финансовым потерям в результате не возврата долгов, а в худшем случае – к банкротству.

Именно поэтому эффективное управление дебиторской задолженностью является важным аспектом деятельности финансовых менеджеров предприятий и признаком профессионализма финансовой службы компании.

Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью – это функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов.

Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы.

Задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.

Главная цель анализа управления дебиторской задолженностью – разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорение расчетов и снижение риска неплатежей.

Анализ управления дебиторской задолженностью проводится по следующим направлениям[1]:

1) анализ основных технико-экономических показателей развития предприятия, финансового состояния;

2) анализ дебиторской задолженности, который включает в себя:

- анализ состояния дебиторской задолженности;

- анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения;

- оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- расчет показателей дебиторской задолженности;

3) ранжирование дебиторов, построение АВС-анализа дебиторов и анализ условий предоставления коммерческого кредита по группам;

4) анализ организационной структуры управления дебиторской задолженностью.

В обобщенном виде изменения сумм дебиторской задолженности за отчетный год характеризуются данными бухгалтерского баланса (форма 1 годовой бухгалтерской отчетности). Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов определяет ее значимость в оценке финансового состояния организации. Следует проанализировать изменения ее веса в отчетном году в сравнении с предыдущим годом. Организация может проанализировать причины изменения доли этой статьи в балансе в разрезе видов дебиторской задолженности[2].

Такой анализ позволяет предприятию осуществить следующее:

- разработать оптимальную политику управления дебиторской задолженностью и в том силе отсрочки платежа;

- более точно прогнозировать поступление денег в виде оплаты этой задолженности;

- выявить направления взыскания задолженности и наметить соответствующие меры, тактику;

- получить четкое представление о качестве дебиторской задолженности;

- создать резерв по сомнительным долгам.

В российских условиях сроки возникновения дебиторской задолженности берутся с интервалами, соответствующими тому, что определено в главе 25 НК РФ при расчете резервов по сомнительным долгам. Этот интервал следующий: до 45 дней, 45-90 дней, свыше 90 дней.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов – один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Можно при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. На сумму безнадежных долгов, полученную в результате оценки реального состояния дебиторской задолженности, целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам[3].

Наряду с рассмотренными ранее следует отметить еще ряд показателей, которые можно использовать при анализе дебиторской задолженности. Здесь следует учесть особенности расчета показателей на определенную дату и за какой-либо период. Очень важным показателем для планирования и прогнозирования является «Опыт прошлых лет (средний)». Дебиторская задолженность существенно колеблется по месяцам, поэтому средняя сумма определяется на основе данных об остатках на начало каждого квартала по формуле средней хронологической:

ДЗср. = (ДЗ1/2 + ДЗ2 + ДЗ3 + ДЗ4 + ДЗ5/2)/4, (1)

где ДЗср. – средние остатки дебиторской задолженности,

ДЗ1 – дебиторская задолженность на 1 января текущего года,

ДЗ5 – дебиторская задолженность на 1 января следующего года,

ДЗ2,3,4 – дебиторская задолженность на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года в соответствующем порядке.

Важнейшими показателями анализа дебиторской задолженности являются показатели ее оборачиваемости. Первый из них – это длительность одного оборота:

ДООДЗ = ДЗср.*Д/В, (2)

где ДООДЗ – длительность одного оборота дебиторской задолженности,

ДЗср. – средняя величина дебиторской задолженности за период (год),

Д – количество дней в периоде (365),

В – выручка от продаж за анализируемый период.

Аналогичным образом следует рассчитывать длительность одного оборота просроченной, сомнительной и безнадежной задолженности.

Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности является одним из трех показателей, определяющих длительность финансового цикла. Он рассчитывается по следующей формуле:

ФЦ = ДООзап. + ДООДЗ – ДООКЗ, (3)

где ФЦ – финансовый цикл,

ДООзап. – длительность одного оборота запасов,

ДООКЗ – длительность одного оборота кредиторской задолженности.

Вторым показателем оборачиваемости дебиторской задолженности является коэффициент оборачиваемости, который рассчитывается двумя способами:

Коб.ДЗ = Д/ДООДЗ, (4)

или Коб.ДЗ = В/ДЗср. ]

Одним из показателей ликвидности дебиторской задолженности является период инкассации долгов. Он равен продолжительности времени между отпуском товаров и услуг и получением за них денежных средств:

ПИД = ДЗср.*Д/К, (5)

где ПИД – период инкассации долгов,

К – сумма кредиторского оборота по счетам дебиторов.

Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности индивидуальны для каждого предприятия. Но целью для каждого должно быть ускорение оборачиваемости путем увеличения коэффициента, т.е. количества оборотов в течение периода и сокращение длительности одного оборота. Не имеет смысла рассчитывать данные показатели за какой-либо один период, так как интересна динамика в сравнении с предыдущим периодом. Когда эта тенденция становится стабильной, тогда можно говорить о повышении эффективности деятельности предприятия[4].

Если у компании много покупателей, у которых разная ценность, то предоставлять скидки можно только отдельным категориям клиентов. Разделение клиентов на группы используется также как ориентир для организации контроля взаиморасчетов с ними, особенно при принятии решений для дифференциации системы скидок. Ведь главная цель создания системы скидок – предупреждать кассовые разрывы и поддерживать минимальный уровень живых денег на предприятии. С этой целью необходимо выделить тех покупателей, получение своевременного платежа от которых критично для поддержания финансовой устойчивости компании, и стимулировать от них своевременную оплату путем предоставления скидок большего размера. Для этого целесообразно пользоваться классификацией клиентов по степени их важности[5]. В первую очередь выделяются клиенты, приносящие основную часть выручки.

Под управлением дебиторской задолженностью понимаются следующие действия[6]:

- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям;

- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

- задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

Используются следующие приемы управления дебиторской задолженностью:

- учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

- проведение АВС-анализа дебиторов;

- анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

- оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

- уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

- контроль соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;

- определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

- оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.

Таким образом, основными задачами управления дебиторской задолженностью являются[7]:

- недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образования просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;

- разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;

- прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;

- постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.

Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.

При управлении дебиторской задолженностью предприятие должно учитывать влияние внешних факторов, таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.

Два основных фактора определяют в настоящее время размер и состояние дебиторской задолженности[8]:

- реализация продукции в кредит, т.е. с отсрочкой платежа, что получило широкое распространение во всем мире и получает в России;

- неплатежи предприятий друг другу, т.е. просроченная дебиторская задолженность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных