Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРСПЕКТИВЫ ДО 2025 ГОДА




 

1. Цели и задачи Отраслевой схемы:

1.1. Развитие сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с целями развития системы образования Российской Федерации и Санкт-Петербурга, установленными в правовых актах в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга. В соответствии с ними основными целями развития Санкт-Петербурга являются:

стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга (с ориентацией на обеспечение среднеевропейских стандартов качества жизни);

формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности;

качество жизни как интегрированное понятие включает в себя уровень доступности образовательных учреждений для населения и обеспеченность населения образовательными учреждениями, удовлетворяющими образовательные потребности населения Санкт-Петербурга.

1.2. Отраслевая схема направлена на формирование прогноза обеспеченности населения Санкт-Петербурга местами в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года и включает реализацию следующих задач:

1.2.1. Повышение качества и доступности образовательных услуг в городской среде.

1.2.2. Обеспечение устойчивого развития сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

1.2.3. Создание возможностей для многообразия реализуемых образовательных программ во всех типах и видах образовательных учреждений Санкт-Петербурга с учетом территориального размещения объектов.

1.2.4. Оптимизация сети образовательных учреждений и размещение новых объектов системы образования в районах Санкт-Петербурга.

1.2.5. Выявление резервов имущественного комплекса образования в районах Санкт-Петербурга и информационное обеспечение администраций районов Санкт-Петербурга для принятия соответствующих решений по оптимизации использования объектов образования.

1.2.6. Обеспечение планирования размещения объектов образования в соответствии с основными прогнозируемыми параметрами демографического развития, в том числе по районам Санкт-Петербурга.

1.2.7. Обеспечение условий для преобразования функциональной структуры общеобразовательных учреждений в соответствии с современными требованиями системы образования, национальной инициативой "Наша новая школа", европейскими стандартами организации образовательного процесса.

1.3. Отраслевая схема определяет размещение объектов, в которых будут располагаться учреждения, находящиеся в ведении Комитета по образованию:

ДОУ;

ООУ;

УДОД.

2. Отраслевая схема сформирована на основе прогнозных демографических показателей и критериев развития отрасли.

2.1. Прогноз численности населения до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года в возрасте до 18 лет выполнен инструментальными средствами Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с выделением населения по возрастным группам, соответствующим контингенту воспитанников и обучающихся в ДОУ, ООУ, УДОД.

Для прогноза уровня обеспеченности местами в образовательных учреждениях выделено семь возрастных групп: до 1 года, от 1 года до 4 лет, 5-6 лет, 7 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-16 лет, 17-18 лет. Прогнозирование проводилось с использованием автоматизированного информационного комплекса "Прогноз Санкт-Петербурга" на основе половозрастной структуры населения по районам Санкт-Петербурга, использовался метод передвижки возрастов с учетом экспертных оценок динамики коэффициентов рождаемости, смертности и миграционного прироста на период 2009-2025 годов.

В качестве исходной информации для формирования демографического прогноза использовались данные:

Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о численности населения по районам Санкт-Петербурга на начало 2008 года и его естественной убыли за 2007 год;

Государственного регистра населения Санкт-Петербурга о половозрастной структуре населения каждого района Санкт-Петербурга на 01.01.2008;

возрастные коэффициенты рождаемости и смертности по однолетним возрастам.

При разработке демографического прогноза использованы сценарные условия уточненного прогноза основных показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2009 год и на период до 2011 года:

по уровню рождаемости предполагается незначительный рост рождаемости до 2010 года с последующим снижением уровня рождаемости;

по уровню смертности учитывается сложившаяся в 2005-2007 годах тенденция снижения смертности;

по миграционному приросту (таблица 1) предполагается планомерное снижение интенсивности миграционных перемещений с 2010 года.

 

Таблица 1

 

┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│ Районы Санкт-Петербурга │ Коэффициент миграционного прироста, │

│ │ на 1000 человек населения │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Адмиралтейский │ -24,92 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Василеостровский │ -1,64 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Выборгский │ 4,30 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Калининский │ 3,43 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Кировский │ 1,15 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Колпинский │ 8,52 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Красногвардейский │ 9,19 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Красносельский │ 10,34 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Кронштадтский │ 1,66 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Курортный │ 4,12 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Московский │ 28,14 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Невский │ 2,30 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Петроградский │ -5,70 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Петродворцовый │ 9,98 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Приморский │ 9,57 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Пушкинский │ 0,83 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Фрунзенский │ 7,06 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Центральный │ -10,02 │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│В среднем по Санкт-Петербургу │ 3,24 │

└───────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘

 

Для получения прогнозных значений численности населения по районам Санкт-Петербурга использовались сценарные условия, указанные в таблице 2.

 

Таблица 2

 

┌─────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐

│ Показатель │2008 г.│2009 г.│2010 г.│2011 г.│2012 г.│2013 г.│2014 г.│2015 г.│

├─────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Рост рождаемости,│ 105 │ 106 │ 107 │ 105 │ 100 │ 95 │ 90 │ 85 │

│% к базовому году│ │ │ │ │ │ │ │ │

│(2007 г.) │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Рост смертности, │ 96 │ 92 │ 88 │ 84 │ 81 │ 78 │ 74 │ 71 │

│% к базовому году│ │ │ │ │ │ │ │ │

│(2007 г.) │ │ │ │ │ │ │ │ │

└─────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

 

2.2. Прогноз численности населения осуществляется по возрастным группам в ДОУ, ООУ, УДОД по районам Санкт-Петербурга.

2.2.1. В контингенте, формирующем спрос на места в ДОУ, учитывается возраст от 2 месяцев до 6 лет.

В период до 2015 года в среднем по Санкт-Петербургу численность детей дошкольного контингента вырастет на 6,5 процента, но в перспективе до 2025 года ожидается резкое снижение численности детей дошкольного возраста (на 48 процентов), к концу 2025 года она составит порядка 122 тыс. детей.

При условии выполнения Отраслевой схемы по вводу объектов ДОУ в период 2020-2025 годов будет происходить высвобождение мест в ДОУ, так как дошкольный контингент сократится по сравнению с настоящим периодом времени практически в два раза, и можно ожидать порядка 50 тыс. свободных мест в ДОУ в 2025 году.

2.2.2. В контингенте, формирующем спрос на места в ООУ в 1-4-х классах (начальная школа), учитывается возраст от 7 до 10 лет включительно.

В период до 2020 года в среднем по Санкт-Петербургу численность детей, формирующих контингент обучающихся в 1-4-х классах ООУ (начальная школа), вырастет на 30 процентов, но в перспективе до 2025 года ожидается снижение данного контингента более чем на 30 процентов, к концу 2025 года численность детей данной возрастной группы составит порядка 112 тыс. человек.

При условии выполнения Отраслевой схемы по вводу объектов, в рамках которой в период 2009-2020 годов потребуется открыть около 2 тыс. новых классов начальной школы, 2020 год будет переломным, произойдет смена тренда и далее резкое падение (более чем на 30 процентов) к 2025 году численности контингента начальной школы, что освободит более 2 тыс. классов наполняемостью 25 человек и по сравнению с 2009 годом будут не заняты около 400 классов начальной школы на 10 тыс. мест.

2.2.3. В контингенте, формирующем спрос на места в ООУ в 5-9-х классах (основная школа), учитывается возраст от 11 до 14 лет включительно.

В период до 2020 года в среднем по Санкт-Петербургу ожидается существенный рост населения (на 90 процентов) в возрасте от 11 до 14 лет, соответствующем возрасту обучающихся в 5-9-х классах (основная школа), особенно выделяется период роста данного контингента с 2011 до 2015 года, когда произойдет скачок более чем на 50 процентов и в школах Санкт-Петербурга будет дополнительно открыто по сравнению с 2009 годом порядка 2,4 тыс. классов основной школы на 58 тыс. мест. Далее к 2025 году ожидается смена тренда и снижение контингента основной школы за пятилетие на 7-8 процентов с соответствующим падением спроса на места в основной школе общим объемом в 440 классов за пять лет (2020-2025 годы).

2.2.4. В контингенте, формирующем спрос на места в ООУ в 10-11(12)-х классах (средняя школа), учитывается возраст от 15 до 16 лет включительно.

В период 2009-2011 годов ожидается снижение численности школьного контингента в возрасте 15-16 лет, которое составит не более 6 процентов (2,5 тыс. человек), в период от 2011 до 2015 года с перспективой до 2025 года ожидается достаточно равномерный рост численности населения в возрасте 15-16 лет, и в сравнении с 2009 годом к 2015 году ожидается рост численности детей в данной возрастной группе на 18-20 процентов, а в перспективе до 2020 года практически на 70 процентов, и к 2025 году население в возрасте 15-16 лет по численности будет превышать численность населения указанного возраста на 2009 год более чем в два раза и достигнет порядка 90 тыс. человек, что равносильно открытию дополнительных 3,6 тыс. классов.

В контексте размещения объектов образования и нового строительства в целях удовлетворения спроса населения на места в ООУ на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года по "среднегородскому" показателю наблюдается полное удовлетворение спроса на места в общеобразовательных учреждениях.

При размещении объектов в районах Санкт-Петербурга Отраслевая схема учитывает специфику развития каждого района Санкт-Петербурга: в Калининском, Колпинском, Красногвардейском, Кронштадтском, Московском, Петродворцовом районах Санкт-Петербурга проблема дефицита мест в ООУ появится уже в 2015/16 учебном году и будет только усугубляться к 2025 году, а в центральных районах (Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном) Санкт-Петербурга излишек мест в ООУ будет расти или оставаться на прежнем уровне, и к 2025 году порядка 25 процентов мест в школах этих районов Санкт-Петербурга будут не заняты обучающимися.

По состоянию на 2009 год в школах Санкт-Петербурга обучается около 13 процентов детей и подростков, не зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга, и если этот феномен сохранится, то необходимо будет ввести в период 2020-2025 годов не менее 10 новых школьных зданий на 10 тыс. мест.

2.2.5. В контингенте, формирующем спрос на места в УДОД, учитывается возраст от 7 до 16 лет включительно.

К 2015 году при общем росте контингента школьного возраста, проживающего в Санкт-Петербурге, местами в УДОД, подведомственных системе образования Санкт-Петербурга, будут обеспечены 63 процента школьников.

Отраслевая схема учитывает дополнительно к вводу новых объектов иные возможности для развития системы дополнительного образования детей: новые структурные подразделения в школах, дублирование дополнительных образовательных услуг для старших школьников в подростковых клубах или в области физической культуры и спорта.

По прогнозу к 2015 году понадобится ввод новых мест для обеспечения населения дополнительными образовательными услугами для не менее чем 6-7 тыс. занимающихся.

2.3. Критерии формирования Отраслевой схемы и принятые ограничения.

2.3.1. Критерии и ограничения формирования Отраслевой схемы для размещения объектов ДОУ:

возраст: ДОУ могут посещать дети (по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666) в возрасте от 2 месяцев до 6 лет включительно;

демография: ограничения демографического прогноза до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года по соответствующему возрасту;

адресная программа: расчет количества мест (предельный контингент) в ДОУ с учетом выполнения Адресной инвестиционной программы на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";

миграция: коэффициент миграционного прироста положительный и составляет в целом по Санкт-Петербургу 3,24 на 1000 человек населения, начиная с 2010 года будет наблюдаться планомерное снижение интенсивности миграционных перемещений;

наполняемость групп в 2008-2009 годах: спрос на места в ДОУ в среднем по Санкт-Петербургу с учетом переполненности групп в ДОУ предъявляется из расчета уровня обеспеченности местами в ДОУ на 69,7-71 процент по отношению к контингенту соответствующего возраста; на период января 2009 года спрос на места в ДОУ практически удовлетворен, но при этом возникает плановое переполнение групп в ДОУ на 9,24 процента;

инвестиции: адресный перечень нового строительства объектов образования по Отраслевой схеме включает строительство объектов образования в рамках инвестиционных проектов;

"потенциальная потребность": в расчетной концепции Отраслевой схемы заложена потребность населения в местах ДОУ из расчета 72 места на 100 детей соответствующего возраста до 2011 года и 76 мест к 2015 году и до 2025 года.

2.3.2. Критерии и ограничения формирования Отраслевой схемы для размещения объектов ООУ:

доступность образования: с 01.09.2007 среднее (полное) общее образование является обязательным;

демография: по прогнозу до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года школьный контингент Санкт-Петербурга (от 7 до 17 лет включительно) возрастет соответственно более чем на 25 процентов и 33 процента;

предельный контингент: количество мест (предельный контингент) в ООУ с учетом выполнения Адресной инвестиционной программы на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", вырастет не более чем на 2,5 процента (около 9 тыс. мест) к 2015 году;

"география проживания": фактическое количество обучающихся в школах Санкт-Петербурга превышает количество детей, проживающих (зарегистрированных) в Санкт-Петербурге в среднем на 13 процентов, до 2025 года данный показатель уменьшится до 7,4 процента;

"лицензионные изменения": учтена тенденция на корректировку показателей предельного контингента (количество мест в ООУ) в сторону уменьшения при прохождении процедур лицензирования и получения новых лицензий, учитывающих разнообразие и специфику образовательных программ ООУ.

2.3.3. Критерии и ограничения формирования Отраслевой схемы для размещения объектов УДОД:

демография: по прогнозу до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года школьный контингент Санкт-Петербурга (от 7 до 17 лет включительно) возрастет соответственно более чем на 25 процентов и 33 процента;

фактический уровень развития: показатель пересчета контингента фактически занимающихся в УДОД на количество детей школьного возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, достигает в 2009 году уровня 84,6 процента, т.е. из 100 детей школьного контингента 85 человек занимаются в УДОД;

отделения в школе: развитие новой институциональной формы деятельности по реализации программ дополнительного образования через создание структурных подразделений в общеобразовательных школах в целях удовлетворения потребностей школьников и размещения услуг в "зоне шаговой доступности";

другие области: дублирование услуг дополнительного образования обучающихся в старших классах в других областях: молодежной политики (подростковые клубы), физической культуры и спорта, культуры.

3. Направления и принципы развития системы образования Санкт-Петербурга, обеспечиваемые Отраслевой схемой.

3.1. Обеспечение образовательными услугами жителей Санкт-Петербурга в соответствии со среднеевропейскими стандартами (организация образовательного процесса по возрастным ступеням: начальная, основная, средняя (старшая) школа).

3.2. Обеспечение условий для повышения уровня образования и квалификации жителей Санкт-Петербурга путем развития и расширения сети учреждений образования, проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в объемах, соответствующих нормам, определенным Отраслевой схемой, с учетом особенностей демографической структуры населения Санкт-Петербурга и его расселения по территории Санкт-Петербурга.

3.3. Сохранение многофункционального профиля системы образования Санкт-Петербурга как основы ее устойчивого развития.

3.4. Создание благоприятных условий для функционирования и развития в Санкт-Петербурге объектов системы дошкольного, школьно-дошкольного, предшкольного, инклюзивного воспитания и образования.

3.5. Развитие новых образовательных институтов путем формирования сетевых образовательных центров для обеспечения профильной и предпрофильной подготовки школьников; интегрированных комплексов, включающих услуги образования, спорта, культуры, здравоохранения; университетских округов на базе системы общего образования в целях выявления и поддержки талантливой молодежи как в среде школьников, так и в среде учителей.

3.6. Развитие услуг культурно-спортивной направленности и социальной значимости для микрорайонов (школьные бассейны, спортивные площадки и стадионы, библиотеки, спортивные и актовые залы) на базе новых современных школ; модернизация существующих зданий системы образования и развитие необходимой для их обслуживания инфраструктуры с увеличением занимаемых ими площадей и пришкольных участков, обеспечивающих возможности для создания культурно-образовательных парков.

3.7. Обеспечение планирования размещения объектов капитального строительства в соответствии с основными прогнозируемыми параметрами развития экономики Санкт-Петербурга в составе документов государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга на перспективу на основе градостроительного планирования для освоения под застройку на период до 2025 года новых, ранее не застроенных территорий.

3.8. Модернизация существующей сети образовательных учреждений ДОУ, ООУ, УДОД с реструктуризацией и интенсификацией их работы в соответствии с потребностями населения Санкт-Петербурга с учетом новых технологий обслуживания и современного уровня развития общества:

расширение и модернизация сети учреждений дошкольного образования и воспитания за счет создания малокомплектных дошкольных учреждений, детских садов, совмещенных с начальной школой, семейных детских садов, прогимназий;

развитие системы дополнительного образования и сферы досуга для детей, подростков и их родителей с максимальным приближением к их местам жительства;

развитие общегородских центров дополнительного образования, преимущественно - для старших школьников;

развитие сети учреждений НПО.

3.9. Оптимизация размещения сети образовательных учреждений с учетом специфики районов Санкт-Петербурга.

3.10. Учет расчетной потребности в новом строительстве объектов образования районного уровня на расчетный срок:

до 2015 года:

ДОУ на 23 тыс. воспитанников;

ООУ на 42,5 тыс. учащихся;

УДОД на 8 тыс. занимающихся;

2015-2025 годы:

ДОУ на 9,5 тыс. воспитанников;

ООУ на 20,3 тыс. учащихся;

УДОД на 6 тыс. занимающихся.

3.11. Достижение для всех районов Санкт-Петербурга уровня обеспеченности жителей объектами системы образования, соответствующего среднеевропейскому, в том числе нормируемого социально гарантированного уровня обслуживания по каждому типу и виду образовательных учреждений.

4. Модели развития системы образования Санкт-Петербурга, рекомендованные Отраслевой схемой.

4.1. Оптимизация сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга должна осуществляться в соответствии с демографическим прогнозом численности населения на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года.

4.1.1. В случае снижения потребности в местах в образовательных учреждениях рекомендовано:

разрабатывать концепции раздельного обучения обучающихся начальной, основной и старшей школы с учетом соблюдения стандарта "шаговой доступности" для обучающихся 1-4-х классов;

разрабатывать проекты зданий образовательных учреждений с возможностью их альтернативного использования для ДОУ, ООУ, УДОД;

расширять ассортимент образовательных программ с учетом уровня развития и возможностей здоровья детей;

рассматривать возможность реализации инвестиционных проектов (на уровне Санкт-Петербурга), в основе которых могут лежать компенсационные механизмы обмена;

рассматривать возможность передачи зданий в долгосрочную аренду негосударственным образовательным организациям в установленном порядке.

4.1.2. Ввод новых объектов образования, обеспечивающих потребность населения в образовательных услугах, следует проводить в соответствии с Примерным адресным перечнем объектов образования на территории Санкт-Петербурга, подлежащих строительству на период до 2015 года, согласно приложению 1 к Отраслевой схеме и Примерным адресным перечнем объектов образования на территории Санкт-Петербурга, подлежащих строительству на период 2015-2025 годов, согласно приложению 2 к Отраслевой схеме за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и привлеченных средств.

4.1.3. При проектировании и строительстве объектов образования рекомендовано учитывать типовые мощности образовательных учреждений в целях предотвращения увеличения затрат бюджета Санкт-Петербурга на проектирование и строительство нетиповых зданий.

4.2. При разработке программ развития образовательных систем районов Санкт-Петербурга необходимо учитывать модели развития системы образования Санкт-Петербурга, рекомендованные Отраслевой схемой.

 

Принятые сокращения:

ДОУ - дошкольные образовательные учреждения

НПО - начальное профессиональное образование

ООУ - образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательные учреждения, общеобразовательные школы-интернаты, вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения

Отраслевая схема - Отраслевая схема размещения объектов образования на территории Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года

СПО - среднее профессиональное образование

УДОД - учреждения дополнительного образования детей

 

Приложение 1

к Отраслевой схеме

размещения объектов

образования на территории

Санкт-Петербурга на период

до 2015 года с учетом

перспективы до 2025 года

 

ПРИМЕРНЫЙ АДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,

ПОДЛЕЖАЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВУ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

 

┌───────┬───────────────────┬──────────────────────────────────────────┬────────────────┐

│ N │ Наименование │ Адрес │ Количество │

│ п/п │ объекта по типам │ │ объектов/ │

│ │ образовательных │ │количество мест │

│ │ учреждений │ │ │






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных