ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГБОУ ВПО «АмГУ»)
Факультет Социальных наук Кафедра Социологии Направление подготовки 040100 – Социология
ОТЧЁТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Исполнитель студент группы 263-об ______________________ Е.А. Ильина (подпись, дата)
Руководитель доцент, канд.фил.наук ______________________ В.В. Проказин (подпись, дата)
Нормоконтроль доцент, канд.фил.наук ______________________ В.В. Проказин (подпись, дата)
Благовещенск 2016 СОДЕРЖАНИЕ
1 Индивидуальный план по научно-исследовательской работе 3 2 Отчёт о результатах выполнения плана по научно-исследовательской работе 4 3 Отзыв руководителя 20
1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
1.1 Тема научно-исследовательской работы: «Практики жизни в долг»; 1.2 Выпускная квалификационная работа; 1.3 Содержание работы в рамках дисциплины «Научно-исследовательская работа»; 1.3.1 Изучение специальной литературы о достижениях отечественной и зарубежной социологии по теме исследования (указать список конкретных источников); 1.3.2 Разработка программы и методического инструментария для проведения конкретного исследования по сбору данных в рамках преддипломной практики (указать основные характеристики исследования: тема, проблема, цель, объект, предмет, задачи и гипотезы); 1.3.3 Не планируется участие в разработке новых методологических подходов; 1.3.4 Осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по теме исследования (в рамках конкретного социологического исследования, анализа статистической информации и т.п.); 1.3.5 Планируется работа в качестве анкетера в рамках проведения данного исследования; 1.3.6 Планируется группировка и анализ анкетных данных, полученных в результате исследования, при помощи статистического пакета SPSS; 1.3.7 Планируется участие в подготовке отчета на тему: «Практики жизни в долг». Студент __________________________________ Е.А.Ильина
Руководитель _________________________________ В.В. Проказин «___»____________ 2016г.
2 ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
2.1 Тема научно-исследовательской работы: «Практики жизни в долг»; 2.2 Выпускная квалификационная работа; 2.3 Содержание работы в рамках дисциплины «Научно-исследовательская работа»; 2.3.1 Изучила специальную литературу о достижениях отечественной и зарубежной социологии по теме исследования: 1 Абрамова, С.Б. Социология образа жизни: проблемы и перспективы. Екатеринбург. Актуальные проблемы изучения социального самочувствия. − 3100 с. 2 Давыденко, И.Г. Детерминанты кредитного поведения населения в условиях развития рынка потребительского кредитования // Общество: политика, экономика, право., 2014. № 3. − 38 с. 3 Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование., 2009. – 392 с. 4 Дикий, А.А. Стратегии долгового поведения населения в современной России. Нижний Новгород., 2012. – 23с. 5 Зборовский, Г. Е. Человек и повседневные практики в системе его образа жизни | «Педагогический журнал Башкортостана», 2007 год, №3. Г.Е. Зборовский. − 30с. 6 Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник − 6-е изд., стер. − М.: КНОРУС., 2007. − 560 с. 7 Михайлова, Л.И. Социология./ Курс лекций. Образ жизни человека как предметное поле социологического осмысления., 2012. – 132с. 8 Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни/ Э.А. Орлова. М.: ГАСК., 2009. – 104с. 9 Осипов, А.В. Долговое поведение домохозяйств: типология и параметры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/09/12661 10 Стребков, Д.О. Модели кредитного поведения и факторы, определяющие их выбор // Социологические исследования. 2007. №3. − 65с. 2.3.2 Разработала программу и методический инструментарий для проведения конкретного исследования по сбору данных в рамках преддипломной практики; 2.3.3 Не планируется участие в разработке новых методологических подходов; 2.3.4 Осуществила сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме исследования; 2.3.5 Работала в качестве анкетера в рамках проведения данного исследования; 2.3.6 Провела анализ полученной информации при помощи статистического пакета SPSS; 2.3.7 Участвовала в подготовке отчета на тему: «Практики жизни в долг». Программа эмпирического исследования на тему «Практики жизни в долг» Тема исследования: Практики жизни в долг. Актуальность данной работы на тему «Практики жизни в долг» определяется недостаточной изученностью социальных аспектов долгового поведения, следовательно, возникает потребность в их всестороннем анализе. Долговое поведение граждан является различным. Есть группы граждан, которые охотно берут деньги в долг для решения своих материальных проблем, также есть те, кому крайне необходимо взять в долг, но они опасаются, что не смогут вернуть вовремя или же считают, процентные ставки слишком высокими, если говорить о кредитных продуктах, также есть группы граждан, которые принципиально никогда не берут деньги в долг. При подобном рассмотрении данной проблемы изучение факторов долгового поведения является актуальным. Кроме этого, есть еще один немало важный аспект актуальности изучения данной темы – социальная проблематика формирования и роста просроченной задолженности населения по кредитам. Просроченная задолженность россиян перед банками достигла 870 миллиардов рублей, а ее доля в общем объеме кредитования установила восьмилетний рекорд. Просрочка по кредитам населения перед банками с начала года выросла на 30,5%, за годовой период − более на 35%. Доля просроченной задолженности от общего объема кредитования составила 8,09% − рекордный показатель, начиная с 2008 года, то есть за последние 8 лет развития рынка кредитования. Амурская область является одним из самых закредитованных регионов, как в целом по стране, так и в Дальневосточном регионе. По данным на 1 января 2015 года, область набрала кредитов на 28 миллиардов 227 миллионов 800 тысяч рублей. Задолженность равняется 98,1 % налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона в 2014 году. В I кв. 2015 г. наблюдался рекордный рост уровня просроченной задолженности. С начала года рост составил 1,96% и к концу квартала достиг значения 17,62%. Проблемная ситуация. Предметная сторона проблемы: в настоящее время у значительной части населения из-за заработной платы, удовлетворяющей лишь базовые потребности, а также из-за нерационального распределения финансов, возникает потребность обращения помощи, следовательно, появляются долги (родственникам, банку, ЖКХ и т.д.), из которых крайне трудно выйти. Гносеологическая сторона проблемы: необходимость получения информации об образе жизни с наличием долгов. Объект: жители города Благовещенска в возрасте от 21 до 55 лет. Предмет: практики жизни в долг. Цель: выявить особенности практики жизни в долг. Задачи: 1 выяснить причины возникновения долгов; 2выяснить способы предотвращения возникновения долгов; 3 выяснить способы нахождения средств для погашения долгов; 4 выяснить, какой кредит население приобретает чаще всего; 5 выявить эмоциональное отношение населения о наличии долгов. Теоретическая интерпретация основных понятий: Банк (итал. banco − скамья) − денежно-кредитный институт, осуществляющий разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающий финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Благовещенск − город в России. Административный центр Амурской области и Благовещенского района, образует городской округ «город Благовещенск». Население − 224 192 (2015), пятый по величине город Дальнего Востока. Быт − уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт). Долг − обязательство по исполнению какого-то действия или просто по возврату имущества или денег, взятых у другого физического или юридического лица на какой-то срок. В повседневной практике чаще всего слово долг имеет значение, как обязательство вернуть именно денежный долг. Жилищно-коммунальные услуги − это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни. По версии Росстата, в коммунальные услуги входит: водоснабжение (горячее, холодное); водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; теплоснабжение (отопление либо поставки твердого топлива); монтажные, наладочные, ремонтные сервисы. Займ (заем) – процесс передачи в собственность одной стороны (займодавец) другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Ипотека – это залог недвижимости для обеспечения обязательств перед кредитором. Кредит − это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности. Кредитное (заёмное) поведение – деятельность индивида или домохозяйства, в процессе которой происходит заимствование денежных средств, предполагающее их обязательное последующее возвращение. Кредитные продукты – это справочник, который содержит «шаблоны» кредитных продуктов организации. Образ жизни − это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни − определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни. Перезайм − взять в долг у кого-нибудь для того, чтобы отдать долг другому лицу. Поведение (ст.слав. – поведать) – внешняя форма активности человека (по достижению цели) на протяжении относительно длительного времени. Поведение – это совокупность поступков и действий, объединенных единым стилем, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, знаниям. Экономия − бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит уменьшение издержек, расходов, затрат экономических ресурсов: материалов, энергии, оборудования, труда, рабочего времени. Экономия достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, рачительным ведением хозяйства, высокой организацией труда.
Структурная операционализация Таблица 1 − структура долга как особенности образа жизни
Таблица 2 – структура практики жизни в долг
Факторная операционализация Таблица 3 – практики жизни в долг (1)
Таблица 4 – практики жизни в долг (2)
Гипотезы: 1) основной причиной возникновения долгов является низкий уровень заработной платы; 2) основными способами предотвращения возникновения долгов является составление списка самого необходимого и отказ от незапланированных покупках; 3) главным способом нахождения средств для погашения долгов является перезайм; 4) чаще всего население приобретает ипотечный и потребительский кредит; 5) население негативно относится к различным займам. Принципиальный (стратегический) план исследования: описательный, так как наличие знаний достаточно для выдвижения описательных гипотез. Для изучения общественного мнения жителей города Благовещенска об образе жизни с наличием долгов, необходимо описать качественные и количественные особенности исследования данной проблемы. Обоснование выборки. В проведении данного исследования применяется целевая выборка, т.к данная выборка определяется не статистическими данными, а исключительно целями исследования. Основная цель целевой выборки состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемый объект, а именно, поиск людей с практикой жизни в долг. Метод «снежного кома» − разновидность целенаправленного выбора, при котором предполагается, что отбор дополнительных (последующих) респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных. Такая процедура используется при изучении особенных, редких, неслучайных совокупностей. Метод сбора исходных данных. Первичным сбором информации о мнении жителей города Благовещенска об образе жизни с наличием долгов является анкетирование. Такой метод обладает экономией средств и времени, возможностью охвата больших групп людей, применимостью к самым различным сторонам жизни людей, минимум влияния исследователя на опрашиваемого, оперативностью. Метод анализа исходных данных. Основными методами анализа исходных данных является метод описательной статистики, а также программа SPSS.
Анкета социологического исследования на тему «Практики жизни в долг» Уважаемый респондент! Мы просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимым нами с целью выявления особенностей практики жизни в долг. Нас интересует ваше отношение к данной проблеме. Анкета проводится анонимно. Инструкция к заполнению анкеты. Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Кроме того вы можете предложить ответы непредусмотренные нами. Вопросы анкеты: 1. Ваш пол? 1) мужской; 2) женский.
2. Сколько лет Вам исполнилось?_____________________________
3. Ваше образование? 1) начальное; 2) неполное среднее; 3) среднее (школа или ПТУ); 4) среднее специальное (техникум); 5) незаконченное высшее (не менее трёх курсов вуза); 6) высшее.
4. Укажите, пожалуйста, Ваше основное занятие? 1) работаю в коммерческой, частной организации; 2) работаю в бюджетной организации, на государственной, муниципальной службе; 3) работаю в силовых структурах (военнослужащий, полицейский, работник прокуратуры, таможни и др.); 4) учусь (перейдите к вопросу 6); 5) домохозяйка (перейдите к вопросу 6); 6) пенсионер (перейдите к вопросу 6); 7) безработный, временно не работаю (перейдите к вопросу 6); 8) творческий работник, лицо свободной профессии; 9) другое_____________________________
5. Укажите, пожалуйста, занимаемую Вами должность? 1) руководитель, управляющий или служащий высшей категории; 2) индивидуальный предприниматель; 3) специалист, служащий, инженерно-технический работник среднего звена; 4) рабочий, служащий, специалист; 5) младший обслуживающий персонал; 6) другое_____________________________
6. Есть ли у Вас дети? 1) да; 2) нет.
7. Ваш ежемесячный доход? ____________
8. В случае возникновения острой необходимости в деньгах, Вы: 1) обратитесь к родственникам, знакомым, друзьям; 2) возьмете кредит в банке; 3) займете в микрофинансовой организации; 4) оформите кредитную карту; 5) продадите часть имущества; 6) отдадите под залог ценные вещи в ломбард; 7) другое_____________________________
9. Доводилось ли Вам брать в долг (у родственников, друзей, знакомых)? Если да, то часто ли? 1) нет; 2) да, часто; 3) да, иногда; 4) да, редко.
10. Были ли у Вас ситуации возникновения долга за какие-либо ежемесячные услуги? Если да, то, за какие? 1) нет (перейдите к вопросу № 12); 2) да, за услуги ЖКХ; 3) да, за услуги связи (интернет, мобильная связь, домашний телефон); 4) да, за детский сад; 5) да, за банковские услуги; 6) другое_____________________________
11. Как часто у Вас возникает ситуация возникновения долга за данную услугу? 1) каждый месяц; 2) каждые 2-3 месяца; 3) каждые 4-5 месяцев; 4) каждые 6 месяцев; 5) другое_____________________________
12. Всегда ли Вы уверены, что сможете отдавать долг вовремя? 1) да; 2) скорее да; 3) скорее нет; 4) нет; 5) затрудняюсь ответить.
13. Были ли у Вас ситуации, когда не было возможности возвращать долг? Если да, то какова причина? 1) да____________________________________________________________________; 2) нет.
14. Были ли у Вас ситуации, когда из-за долга портились отношения с неформальным заёмщиком? 1) да; 2) нет.
15. На Ваш взгляд, что лучше/удобней кредит, взятый у банка или займ, взятый у родственников, друзей, знакомых? 1) кредит т. к _____________________________________________________________ 2) займ т. к ______________________________________________________________
16. Укажите, пожалуйста, достоинства неформального займа? (может быть несколько ответов) 1) отсутствие процентов; 2) быстрая помощь при форс-мажорных обстоятельствах; 3) отсутствие фиксированных сроков и штрафов; 4) возможность повторного «кредита» без погашения предыдущего; 5) понимание «кредитора», когда нет возможности вернуть деньги вовремя; 6) взаимопомощь и взаимовыручка; 7) другое_________________________________________________________________
17. Укажите, пожалуйста, недостатки неформального займа? (может быть несколько ответов) 1) риск испортить отношения; 2) моральная ответственность; 3) отсутствие фиксированных сроков; 4) проблема доверия и надежности; 5) возможное осуждение «кредитора»; 6) другое_________________________________________________________________
18. Что Вы испытываете, когда прибегаете к заимствованию? 1) беспокойство, волнение; 2) сожаление; 3) ответственность; 4) стыд, смущение; 5) удовлетворение; 6) радость; 7) другое_________________________________________________________________
19. Обговариваете ли Вы условия, когда берёте в долг? Если да, то, каковы условия? 1) нет; 2) да, срок займа; 3) да, проценты; 4) да, санкции в случае несвоевременного возврата долга. 5) да, ___________________________________________________________________
20. Даёте ли Вы в долг родственникам, друзьям, знакомым? Почему? 1) нет, _________________________________________________________________ (перейдите к вопросу № 25); 2)да,___________________________________________________________________
21. Обговариваете ли Вы условия, когда даёте в долг? Если да, то, каковы условия? 1) нет; 2) да, срок займа; 3) да, проценты; 4) да, санкции в случае несвоевременного возврата долга. 5) да, ___________________________________________________________________
22. Как часто Вы даёте в долг родственникам, друзьям знакомым? 1) каждый месяц; 2) каждые 2-3 месяца; 3) каждые 4-5 месяцев; 4) каждые 6 месяцев; 5) другое_____________________________
23. Были ли ситуации, когда Вам не вовремя вернули долг? 1) нет (перейдите к вопросу 25); 2) да.
24. Возникли ли у Вас трудности из-за данной ситуации? Если да, то, какие трудности возникли? 1) нет; 2) да, ___________________________________________________________________
25. Какими будут Ваши действия, если Вам срочно понадобится возвратить долг, а средств для этого нет? 1) перезаймёте у родственников, знакомых, друзей; 2) возьмете кредит в банке; 3) найдёте подработку; 4) займете в микрофинансовой организации; 5) оформите кредитную карту; 6) продадите часть имущества; 7) отдадите под залог ценные вещи в ломбард; 8) другое_____________________________
26. Завершите, пожалуйста, предложение: Долг – это…_____________________________________________________________
27. Ведёте ли Вы учёт всех расходов и доходов? 1) да; 2)нет.
28. Планируете ли Вы свой бюджет, будущие доходы и расходы? Если да, то на какой самый большой срок Вы планируете свой бюджет, будущие доходы и расходы? 1) нет; 2) да, менее чем на один месяц; 3) да, на один месяц; 4) да, на 2-4 месяца; 5) да, более 5 месяцев.
29. Хватает ли Вам доходов на своевременное возвращение долгов? 1) да; 2) нет.
30. Как считаете, что является основной причиной возникновения долгов? 1) низкий уровень заработной платы; 2) незапланированные покупки; 3) дорогостоящие услуги детского сада; 4) из-за декрета; 5) высокие тарифы услуг ЖКХ; 6) не планирую свой бюджет; 7) другое_____________________________
31. Приходится ли Вам экономить? Если да, то на чём именно Вы экономите? 1) нет; 2) развлечения, отдых; 3) продукты питания; 4) коммунальные услуги (газ, свет и т.п.) 5) лекарства; 6) экономлю на всём; 7) другое_____________________________
32. Если Вы экономите на продуктах питания, то укажите, на каких именно? 1) не экономлю; 2) фрукты; 3) овощи; 4) мясо; 5) молочная продукция; 6) крупы; 7) кондитерские изделия; 8) другое_____________________________
33. Меняется ли Ваш образ жизни после того, как у Вас возникают долги? Если да, то напишите, что меняется? 1) нет; 2) да, ___________________________________________________________________
34. Как Вы избегаете возникновение долгов? 1) расписываю будущие расходы по важности; 2) ищу дополнительный заработок; 3) не совершаю незапланированных покупок; 4) по возможности откладываю на «чёрный день»; 5) покупаю менее качественные вещи; 6) другое_________________________________________________________________
35. Интересуетесь ли вы какими-либо кредитными продуктами (ипотечный кредит, кредитная карточка, кредит для бизнеса и др.)? 1) да; 2) нет.
36. Имеется ли у Вас в настоящее время кредит? 1) да; 2) нет.
37. Доводилось ли Вам брать кредит на какие либо цели или покупать, что-либо в кредит? Если да, то, сколько кредитов Вы оформляли? 1)нет (перейдите к вопросу № 41) 2)да,_________________________________
38. Какими видами кредитных продуктов из предложенных ниже Вы пользовались? (может быть несколько ответов) 1) ипотечный кредит; 2) автокредит; 3) земельный; 4) потребительский; 5) брокерский; 6) перекредитование. 7) кредитная карточка; 8) кредит для бизнеса; 9) другое_____________________________ 39. Укажите, пожалуйста, на какие цели Вы использовали кредитные деньги? (может быть несколько ответов) 1) покупка автомобиля; 2) покупка жилья; 3) приобретение бытовой техники; 4) приобретение иной техники (телевизор, компьютер, мобильное устройство и др.); 5) ремонтные работы (жилой площади, автомобиля и др.); 6) оплата туристических поездок; 7) оплата обучения: 8) другое_____________________________
40. Какую часть ежемесячного дохода Вы отдаете /отдавали на погашение кредита? 1) менее 10%; 2) 10-30%; 3) 31-50%; 4) 51-80%; 5) более 80%.
41. На Ваш взгляд, предстоит ли Вам воспользоваться какими-либо кредитными продуктами? 1) да; 2) скорее да; 3) скорее нет; 4) нет; 5) затрудняюсь ответить.
42. Были ли у вас ситуации, когда Вы просрочили выплату кредита? 1) да; 2) нет.
43. Всегда ли Вы уверены, что сможете выплачивать ежемесячно кредит без просрочек? 1) да; 2) скорее да; 3) скорее нет; 4) нет; 5) затрудняюсь ответить.
44. Знаете ли Вы о санкциях за просрочку платежа по кредиту? 1) да; 2) нет.
45. Завершите, пожалуйста, предложение: Кредит это…_____________________________________________________________
46. Знаете ли Вы о такой банковской услуге как рефинансирование кредита? 1) знаю; 2) что-то слышал (а); 3) не знаю.
47. Пользовались ли Вы когда-либо такой услугой? Если да, то часто ли Вы пользуетесь данной услугой? 1) нет; 2) часто; 3) иногда; 4) редко.
Студент ____________________________________________ Е.А.Ильина «____» ______________ 2016г. 3 ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка «_______________». Руководитель _____________________________________ В.В. Проказин «____» _______________ 2016 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|