Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы изучения детской психологии - способы выявления фактов, характеризующих психическое развитие ребенка




Детская психология приобретает психологические факты благодаря сравнению особенностей детей разного возраста: изучая длительное время одних и тех же детей и фиксируя изменения, происходящие с ними, или изучая д детей каждой возрастной группы, выясняя различия между ними на разных возрастных этапах.

Методы исследования в детской психологи разделяют на основные (наблюдение и эксперимент), которые обеспечивают достоверную информацию о специфике детского развития, и вспомогательные (тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрический метод), использование которых предоставляет информацию иллюстративного плана для построения гипотез и предположений.

Психологическое исследование начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Всегда актуальным является изучение влияния деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками на р развитие психики, становления личности. Часто оно обусловлено необходимостью исследовать особенности новых условий воспитания и обучения детей на определенном этапе развития общества.

На основе общих проблем определяют задачи, объект и предмет конкретного исследования. Объектом исследования является контингент детей, которые находятся в поле зрения исследователя. Важными параметрами при нем м выступают их возраст, пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада, дети, которые воспитываются дома), состояние здоровья и т.д. Предмет исследования определяется сути исследовательской проблемы; во при изучении влияния игры на отношения между детьми предметом исследования могут быть психологические особенности формирования отношений в группе сверстников.

После выяснения объекта и предмета исследования формулируют исследовательскую гипотезу - предвидение, возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Чаще всего она устанавливает возможной связи между определенными психическими явлениями или между ними и условиями жизни детей.

Успех исследования обеспечивается методической изобретательностью исследователя, умением оптимально сочетать методики согласно поставленной цели

В зависимости от задач изучения особенностей психики ребенка определяют стратегию, общий путь психологического исследования В детской психологии такими стратегиями могут быть: трансверсально, лонгитюдного а и экспериментально-генетическая (формовочная).

1. Трансверсально стратегия - исследования путем \"поперечных срезов\" Для этого подбирают однородные группы детей, отличающихся по какой-то существенной признаку (возрасту, полу, времени пребывания в дошкольных ном заведении и др.) и сравнивают их по уровню развития определенной психологической характеристики Например, при изучении памяти подбирают детей трех-, четырех-и пятилетнего возраста С помощью определенных методов в них изучают основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество усвоенных объектов, длительность хранения информации и др.) На основе ср яння полученных данных делают выводы о возрастных особенностях памяти Эта стратегия делает возможным получение за сравнительно короткое время статистически достоверных данных о возрастных отличия психических процессов, психического развития ребенка Однако при исследовании детей разного возраста не позволяет исследовать процесс, природу, движущие силы развития, учесть его индивидуальные особенностиуальні особливості.

Чем меньше возрастная разница между детьми, которых исследуют, тем большими возможностями обладает исследователь для отслеживания существенных сдвигов в развитии психики ребенка. Выбор групп, как правило, зависит от процесса, оказавшегося в поле зрения исследователя, продолжительности его изучения: чем выше темп развития процесса, тем меньше должны быть промежутки между отдельными «срезами».

2. Лонгитюдная стратегия - систематическое изучение развития одних и тех же детей в течение длительных отрезков их жизни. Организовывать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, то м ограничиваются небольшим их количеством. Лонгитюдное исследование позволяет узнать качественные изменения в развитии психических процессов, личности ребенка, выяснить их причины.Оно может быть выборочным (изучение одной стороны поведения, одного психического процесса) и комплексным (исследования психического развития ребенка в целом)

Задача исследователя заключается в выявлении изменений в психике и поведении ребенка при переходе от одной стадии развития к другой, например, при необходимости оценить влияние программы, по которой работает дошкольное заведение, внимание сосредоточивают на детях, которые только начали его посещать, их развитие прослеживают течение 4-х-5-ти лет.

3. Экспериментально-генетическая (формовочная) стратегия - изучение психики детей в процессе ее активного формирования. Эта стратегия основывается на теоретических положениях Л. Выготского о ведущей роли учебы в психическом развитии. На основе формовочной стратегии создают эффективные методы изучения, воспитания и обучения детей

Сбор психологических фактов зависит от того, как совершенно исследователь владеет методами изучения детской психологии. Объективно собранные психологические факты программируют процесс дальнейшего исследования.

Заключение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных