ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели и задачи гештальт-консультированияГештальт-консультирование базируется на анализе целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Гештальт-ориентированное консультирование выступает против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них – по законам ассоциации или творческого синтеза – сложных психических феноменов. По мнению Ф. Пёрлза, проблемы у человека наступают чаще всего тогда, «когда человек не может обособить себя от требований своего окружения. Он либо позволяет окружающим вмешиваться в своё существование, изменять себя, навязывать свои нормы и правила, то есть, вторгаться в свои границы, и сам страдает, либо человек сам игнорирует интересы других, вторгается на чужую территорию и причиняет страдание» [3, с.225]. В любом случае цель гештальт-консультирования – помочь обрести человеку новое, удовлетворяющее его равновесие с окружающей средой. Клиенты обращаются к гештальт-консультантам тогда, когда они оказываются в состоянии экзистенциального кризиса. Главная цель гештальт-консультанта — помочь клиенту перестать постоянно нуждаться в поддержке со стороны окружающей среды и перейти к независимости. Клиенты, обратившиеся к гештальт-консультанту впервые, заинтересованы, главным образом, в решении своих проблем. Обычно, на начальном этапе консультирования клиенты главным образом озабочены разрешением своих насущных проблем. Поэтому задачей консультанта становится прояснение, каким образом они поддерживают себя, справляясь с этими ситуациями. По мере продолжения консультирования оба ее участника начинают больше внимания уделять общим проблемам личности. На завершающем этапе успешного курса консультирования львиная доля работы уже направляется самим клиентом. Он оказывается способным интегрировать решение проблемных ситуаций, личностные проблемы, отношения с консультантом и способы, используемые им для осознавания. Таким образом, консультирование в рамках гештальт-подхода оказывается наиболее полезным для пациентов, открытых для работы над самоосознаванием и стремящихся к естественному доминированию этого процесса в их жизни. Консультирование в рамках гештальт-подхода особенно подходит тем людям, кто интеллектуально неплохо осведомлен о себе, однако не растет как личность. Основную задачу гештальт-консультирования Перлз видел не в том, чтобы объяснить, почему возникла та или иная проблема, а в том, чтобы ответить на вопрос, как она переживается, какое влияние оказывает и т. п. Подводя итог, можно сказать, что целью гештальт-консультирования не является оказание помощи клиенту в решении определенной проблемы, с которой он приходит к терапевту. Имеющаяся жалоба является просто симптомом того стиля жизни, который и представляет собой настоящую проблему. Гештальт-терапия сконцентрирована на том, чтобы повысить способность человека поддерживать полный контакт и осознание происходящего и таким образом помочь ему обрести способность сделать эффективный выбор. В результате гештальт-консультирования клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций.
Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-консультирования, служит заключение контракта. В этом направлении консультнт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты работы. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит. Существует ряд основных правил, которых следует придерживаться при работе в гештальт-группах. Эти правила обычно перечисляются в начале работы, и большая их часть может быть перенесена на индивидуальную работу. Р. Нельсон-Джоунс [5] выделяет следующие правила:
По своей сути гештальт-консультирование скорее является исследованием, чем непосредственной модификацией поведения. Вместо того, чтобы сохранять дистанцию и интерпретировать, консультант идет навстречу клиенту и направляет активную работу его осознавания. Это достигается с помощью его активного присутствия, которое является живительным и возбуждающим (следовательно, теплым), честным и непосредственным. Личностный рост вытекает только из непосредственного контакта между реальными людьми. О том, как его воспринимают, и насколько ограниченным является процесс осознавания, пациент, в основном, узнает не из обсуждения проблемы, а из того, чем оба участника являются привлекательными друг для друга. В гештальт-консультировании применяется множество игр и экспериментов. Одним из эффективных упражнений является техника «пустого стула» или «двух стульев». Оно используется, чтобы помочь клиентам разрешить внутренние конфликты и разобраться в своих чувствах относительно конфликтов с окружающими. Клиент сидит лицом к пустому стулу. Если проблемой является внутренний конфликт между различными аспектами «Я», его просят представить, что одна из конфликтующих сторон сидит напротив него. Клиент разыгрывает роль «второй» стороны, а затем пересаживается на второй стул и разыгрывает противоположную роль. Во время диалога проявляются чувства уязвимости, которые являются сутью конфликта. Как только клиент сумеет «завладеть» своими чувствами, он сможет оперировать ими и сможет свободно сделать выбор. Гештальт-подход обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов консультирования и психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания. Все техники можно разделить на две группы:
Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны. Важным моментом является то, что для многих гештальт-консультантов техники являются вторичными по отношению к поддержанию полного сосредоточенного на настоящем, контакта с клиентом и могут включать в свою практику идеи других подходов. 22. Экзистенциальный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании. В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом - виднейшие представители подхода. Экзистенциально-философские корни подхода: Ф. М. Достоевский, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж. -П. Сартр, М. Бубер. Ключевые понятия экзистенциального подхода: сознание и самосознание, свобода и ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого существования, осознание неизбежности смерти. Экзистенциальное консультирование -- это скорее некоторый подход к рассмотрению человеческого существования, чем строгая система. По сути, экзистенциальные консультанты на всех без исключения людей смотрят как на клиентов. Однако обычно клиенты испытывают большие затруднения, чем их консультанты. Главными силами в экзистенциальном подходе считаются конфронтации индивидуума с конечными данностями существования: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Предполагается, что осознание человеком этих конечных данностей порождает в нем страдание, страхи и вызывает тревогу, которая, в свою очередь, запускает психологические защиты. Соответственно, принято говорить о четырех экзистенциальных конфликтах: · между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить; · между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь; · между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого; · между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия (равнодушия) Вселенной, не предлагающей конкретных смыслов. Каждый экзистенциальный конфликт вызывает тревогу. Причем, тревога может либо оставаться нормальной, либо перерастать в невротическую. Главная цель экзистенциального консультирования -- помочь клиентам научиться переживать свое существование как реальное. Основное исходное положение следующее: фундаментальный невротический процесс -- это подавление онтологического смысла, включающее в себя потерю ощущения бытия и уменьшение потенциала и глубины осознания. Так как консультанты, прежде всего, заняты оказанием помощи клиентам в переживании ими своего существования, любой симптоматический «курс лечения» является вторичным. Экзистенциальные консультанты стараются избегать механического подхода к клиентам, который может привести к тому, что клиенты получат симптоматическое «лечение», но при этом будет ограничено их существование. Основной акцент делается на взгляде на клиентов скорее как на индивидуумов, чем как на объекты, для которых характерно определенное поведение, а также на аутентичных отношениях консультант -- клиент. Экзистенциальные консультанты стремятся помогать клиентам понимать их внутренние конфликты с учетом наличия предельных экзистенциальных проблем, связанных со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы защиты и осознать отрицательные последствия их действия. Экзистенциальные консультанты стремятся помочь клиентам не только найти другие способы совладания с первичной, или экзистенциальной, тревогой, но и ослабить вторичную тревогу, исправляя ограничительное отношение клиентов к самим себе и к другим. Экзистенциальные консультанты могут использовать разнообразные воздействия, входящие в репертуар других видов консультирования, если эти воздействия совместимы с основной экзистенциальной структурой. Наглядный пример адекватного использования экзистенциального подхода к консультированию -- применение этого подхода в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо предельной экзистенциальной проблемой. В основе экзистенциальных кризисов могут лежать смерть, переходные периоды как в личной жизни, так и в работе, принятие бесповоротных решений, неожиданная изоляция. Решение работать с экзистенциальными конфликтами должно приниматься консультантом и клиентом совместно. Долгосрочное консультирование в наибольшей степени способствует решению экзистенциальных проблем. Однако элементы экзистенциального подхода, например акцент на ответственности и аутентичности, могут быть включены и в относительно краткосрочное консультирование. Описание консультативного и психотерапевтического процесса Цели психологической помощи. Основная цель экзистенциальной психотерапии и консультирования — помочь клиенту обрести смысл своей собственной жизни, осознать личностную свободу и ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. Одновременно задачей экзистенциального консультирования и психотерапии выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловно заслуживающим признания “жизненным миром”, само существование которого есть самоценность. Роль психолога-консультанта. Основная предпосылка психологической позиции в рассматриваемой парадигме — позиция понимания клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа самого себя и действительности. Далее, основное внимание психолог-консультант и психотерапевт уделяют текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его “сейчасным” переживаниям. Сложность позиции состоит также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность к конфронтации с тем, что именуется “ограниченным существованием” в клиенте. Способность или свойство (качество) психолога — “быть-в-мире” — самоочевидное условие успешной деятельности. Позиция клиента. В экзистенциальной психотерапии основные усилия направлены на помощь клиенту в том, чтобы принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижением инсайта, формулируется ожидание действий, проистекающих из проясненных ценностей личности и ее потенций. Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни (рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность) — на экзистенциальных проблемах, не имеющих решения рационального, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы. Психотехника в экзистенциальной парадигме. Парадокс состоит в том, что представители европейской и американской экзистенциальной психологии отвергают значимость каких-либо психотехник в консультативной работе и психотерапии. Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и другие не только не описывали психотехнику работы, но, наоборот, всячески подчеркивали значение процессов понимания, осознания и принятия решений — тех личностных действий, которые отвергают какую-либо “методику” психотерапии, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопереживать. Вместе с тем эти умения вполне поддаются описанию в терминах именно психотехнических, поскольку представляют собой определенные конструкции действия. Следует особо подчеркнуть, что в экзистенциальной психотерапии речь идет все же не о психотехнике как совокупности подходов к основной личностной и экзистенциальной проблематике. Эти подходы можно описать следующим образом. 1. Упор на развитие самосознания. Самосознание, включающее в себя осознание “Я”; осознание собственных мотивов, выборов (предпочтений), системы ценностей, целей, смыслов — так или иначе свойственно любой психотерапии, но в контексте экзистенциальной парадигмы упор делается на освобожденную функцию самосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего “Я”, открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего “Я” и ценность жизни в настоящем— таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения (аттитюды) экзистенциального психолога. 2. Культивирование свободы и ответственности. В соответствии с данной установкой, психолог-консультант или психотерапевт стремятся оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряют к принятию риска в отношении этих ценностей. Разъяснение того обстоятельства, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации — вот основные предпосылки реализации данной установки. Следует заметить, что в экзистенциальной психотерапии отсутствует прямое обучение как инструктирование. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении и установках психолога. Развитие открытости и сензитивности клиента к нюансам отношений в общении — таков путь экзистенциальной психотерапии. 3. Помощь в открытии или созидании смысла. В реализации данной установки полезна техника “фиксирования на смысле”, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать и попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие “экзистенциального вакуума” (В. Франкл) — бессмысленности жизни. И — конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим. Психотерапевт не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия или созидания клиентом своих смыслов. Причем следует помнить, что смысл для экзистенциального психолога не “дается” непосредственно, он приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, любовь, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя. 4. Уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного “механизма” психотерапии — в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознания дифференцировки между чувствами и переживаниями реактивными, ситуативными и глубинными, личностными. Основная линия реализаций данной психотерапевтической предпосылки — открытие собственного “аутентичного” “Я” и — “Я” неподлинного, когда клиент делает, говорит или чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность (где “Я”, “Мое”, где — “не Я”, “не мое”) и переживание своей идентичности, своего “Я” как уникального, неповторимого жизненного мира — основной ориентир данной психотерапевтической предпосылки. 5. Работа с тревогой. В отличие от других психотерапевтических направлений, в экзистенциальной психотерапии не существует обязательного правила снижать уровень тревожности клиента. Тревога, рассматриваемая как одно из проявлений бытия, интересна и необходима психологу-консультанту и психотерапевту в иных аспектах: а) каким способом клиент пытается совладать с тревогой? б) какую функцию выполняет тревога — роста личности или ограничения личностного бытия? в) склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее? Тревога — как появление пограничной ситуации, в которой находится либо помещает себя клиент, — важный феномен для психотерапевтической работы: ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к ней — компоненты психотехники представителя экзистенциальной психотерапии. 6. Отношения со временем. Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношения со временем (с будущим, с прошлым) — важный момент и прием психотерапевтической работы. Простой вопрос: “Как вы представляете себе нашу встречу через 10 лет?” — может вызвать целую гамму переживаний, связанных не только с осмыслением собственной жизни, но и с проработкой ее возможных смыслов. Кроме того, проективное исследование возможных путей самоосуществления порой повышает степень личностной реализации в настоящем, “сейчасном” времени. Взаимоотношения между психологом и клиентом. В экзистенциальной психотерапии взаимоотношения имеют особую ценность, поскольку, как уже ясно из анализа психотехник, эти отношения представляют самоценность. Они самоценны вовсе не в связи с анализом переноса и контрпереноса, а именно и прежде всего потому, что их качество есть исходный механизм экзистенциальной психотерапии. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим — источник могучих воздействий и личностных изменений. Уважение, доверие и вера к клиенту, самораскрытие и честность по отношению к себе, отказ от манипулирования и готовность принять отношение к себе в ответ на свою “прозрачность”, с помощью которой психотерапевт своей личностью моделирует продуктивные способы переживания, не беря на себя ответственности за навязывание другому своего поведения, — такова психотерапевтическая сердцевина этих отношений. Общая характеристика концепции. Экзистенциальная парадигма в консультативной психологии и психотерапии, среди создателей и представителей которой такие известные имена, как В. Франкл, Л. Бинсвангер, Р. Мэй, И. Ялом, С. Джурард, Ю. Джендлин и К. Ясперс, — безусловно, одно из самых влиятельных направлений среди богатейших россыпей современных психотерапевтических концепций. Являясь органичным продолжением философии экзистенциализма и вобрав в себя представления и принципы современного постклассического естествознания, экзистенциальная психология и психотерапия сделали принципиально новый шаг в отношении к человеку как к феномену. Шаг этот заключается в отказе от внеположенной исследовательской традиции, от идеологизирования по отношению к господству посредством заранее наработанных схем и концепций и состоит в признании экзистенции каждого индивида, его уникального и неповторимого, трагичного бытия, гораздо более важной сущностью, чем другие, внешние по отношению к индивиду, сущности. Можно выразиться и более ясно: до экзистенциальной психотерапии психологи не имели дела с человеком как таковым, с человеческим “Я”. Психодинамические, бихевиористские концепции все построены на изучении “механизмов”, “поведения”, “потребностей”, “влечений”, “мотивов”, в которых теряется “Я”, жертва различных посягательств и поползновений. В экзистенциальной психотерапии впервые появилось человеческое “Я” не как “Эго”, а как личностное бытие, как жизненный мир. Вторым отличительным свойством экзистенциальной парадигмы в психологии является то, что она, в сущности, отвергла тенденцию экспериментально-исследовательского отношения к “Я”, позицию исследователя “над Я” как безнравственную. Равноправность позиций психолога и клиента, обоюдная приверженность риску и ответственности при предоставлении другому права свободного выбора — в этом, безусловно, ясно прочитывается новый уровень отношения и к человеку, и к миру в целом. Естественно, экзистенциальная парадигма имеет свои ограничения. В ней много декларативности, умозрительности и, разумеется, мало привычной научности, экспериментальных данных. По-видимому, неся на себе бремя теологии С. Кьеркегора, книга В. Франкла “Человек в поисках смысла”, например, больше похожа на длинную проповедь, чем на книгу ученого-исследователя. Справедливости ради, следует все же заметить: еще очень большой вопрос, что принесло человечеству большее благо — хорошая проповедь или бесстрастный эксперимент. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|