Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация и проведение камеральных проверок

Введение

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресур­сов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различ­ных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифици­рованных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких пред­приятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью, или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, то есть запрещенными законом способами. Все это приводит к заниже­нию налогооблагаемой базы и не допоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве.

В связи с этим сегодня перед налоговыми органами стоит серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций и выступает в виде таких форм, как: проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверка данных учёта и отчётности, осмотр помещений, территорий, используемых для извлечения дохода


 

Налоговый контроль

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван, в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований. В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов. Налоговый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика.


 

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ. Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов. Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налоговю.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

1. обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

2. обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

3. улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

4. проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

5. проверка целевого использования налоговых льгот;

6. пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и другое). Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

 

В теории и на практике зачастую допускается смешение форм, методов и видов налогового контроля. Так, в опубликованных работах предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения характерны и для толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль. В интерпретации разных ученых ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля.

Однако в первую очередь необходимо установить, к какому типу государственного финансового контроля относится налоговый контроль. Как справедливо отмечает российский ученый Владимир Владимирович Бурцев, в основу такой типологии должен быть положен сущностный признак. По его мнению, в данном случае это подход к государственной финансовой системе, то есть к системе императивных экономических отношений по образованию, распределению и использованию денежных средств государства.

Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В науке финансового права мнения насчет этой категории, как уже отмечалось, существенно разнятся. В отдельных работах фактически допускается смешение или отождествление форм, методов и видов финансового контроля. Некоторые авторы под формами контроля понимают его виды - в зависимости от времени осуществления контрольных действий. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления.

Подобная неопределенность дезориентирует даже законодателя. Так, например, в ст. 82 НК РФ "Формы проведения налогового контроля" наряду с одной из форм налогового контроля перечислены также и отдельные его методы. Под формой контроля предлагалось понимать и внешнее выражение конкретных действий, совершаемых субъектами контроля.

Такое определение в наибольшей степени соответствует философской трактовке категории "форма", которая в этом смысле есть способ существования и выражения содержания предметов и явлений. Тем не менее, даже основываясь на этом в целом правильном понимании данной категории, различают такие формы контроля, как количественная, качественная и стоимостная, которым присущи свои определенные приемы и способы. В этом вопросе следует согласиться с Е.Ю. Грачевой, которая признает данный вывод противоречащим сложившейся практике, так как финансово-хозяйственный контроль охватывает все показатели экономической деятельности: количественные и качественные, натуральные и стоимостные - как единое целое. По ее мнению, при трактовке форм финансово-хозяйственного контроля следует исходить из соотношения содержания и формы как философских категорий, отражающих взаимосвязь двух сторон любой реальности. Содержание представляет определенную сторону предмета, а форма - способ его выражения и внутреннюю организацию, которые модифицируются с изменением содержания.

Некоторыми авторами предлагается понимать под формами налогового контроля отдельные стороны проявления содержания контроля - в зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяя при этом предварительную и последующую его формы.

Итак, остановимся подробнее на одном из форм налогового контроля: камеральные проверки.


Организация и проведение камеральных проверок

По сравнению с выездной налоговой проверкой, камеральная - более простая процедура. Налогоплательщики гораздо меньше ее опасаются, а налоговые органы не считают ее наиболее эффективной формой контроля. До 1 января 2007 года Налоговый кодекс очень лаконично описывал процедуру проведения камеральной налоговой проверки. Прошлым лето были внесены изменения, которые упорядочили и конкретизировали положения НК РФ, касающиеся процедуры проведения, вынесения решения по итогам камеральной проверки. Итак, что же из себя представляет камеральная налоговая проверка? Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. И это одно из двух основных отличий камеральной от выездной налоговой проверки. Как мы помним, выездная налоговая проверка проводится на территории организации, и только в одном случае - по месту нахождения налогового органа. Второе отличие: камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев на основе налоговых деклараций и других документов, подаваемых в налоговый орган. Это означает, что налоговик проверяет только тот налог, по которому подана декларация, и только за этот период.

Налоговый орган может дополнительно истребовать документы:

1. подтверждающие налоговые льготы;

2. документы, обосновывающие и подтверждающие право на возмещение НДС - при подаче декларации по НДС с заявлением на возмещение налога (документы по ст. 172);

3. документы, являющиеся основанием для исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов, - при подаче деклараций по таким налогам.

Если в данной декларации (расчете) налоговик увидит ошибки и противоречия, он обязан сообщить об этом в течение 5 дней. Одновременно он просит либо дать пояснения, либо внести исправления в декларацию (расчет). Давая пояснения налоговому органу, налогоплательщик может представить любые документы, подтверждающие достоверность данных декларации (расчета), в том числе выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета. Акт налоговой проверки по итогам камеральной налоговой проверки выносится только в одном случае: при выявлении нарушений налогового законодательства. Если такие нарушения не были выявлены, акт не оформляется (это еще одно отличие от оформления результатов выездной налоговой проверки). Процедура рассмотрения акта проверки и вынесения решения такая же, как и при выездной налоговой проверке.

Камеральная налоговая проверка проходит проще и для налогоплательщика, и для налогового органа. Однако, стоит не забывать, что именно на основании поданных деклараций и документов налоговый орган составляет мнение о налогоплательщике и решает, приходить ли к нему в гости с выездной проверкой.


 

Заключение

При проведении налогового контроля, прежде всего в ходе налоговых проверок, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять мероприятия налогового контроля – различного рода процессуальные действия, к которым НК относит: получение объяснений от налогоплательщика, инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) документов, предметов, помещений и территорий, истребование документов при проведении налоговой проверки, истребование документов (информации) о налогоплательщике (налоговом агенте) или информации о конкретных налогах.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля: системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок; использование системы оценки работы налоговых инспекторов; форм и методов налоговых проверок.


 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая // в ред. Федерального закона от 09.07.99г. №154-ФЗ

3. Часть вторая Налогового кодекса российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета от 10 августа 2000 г. N 153-154.

4. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000.

5. Березова О.А. Налоговые проверки / Березова О.А., Зайцев Д.А. - М.: Главбух, 2000. - 151с. - (Нормат. акты для бухгалтера).

6. Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (поглавный) / Под общ. ред. А. А. Ялбулганова - Система Гарант, 2011.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диэлектрики, металлы, полупроводники | Студенту-практиканту


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных