ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ От 9 апреля 2016 г. N 637-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. 2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации.
II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в современной системе образования
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства. В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории. Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной. В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.
III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются: модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы; повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы; развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников; популяризация русского языка и литературы.
IV. Проблемы изучения русского языка и литературы
Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы.
1. Проблемы мотивационного характера
В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.). Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа. Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации. Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
2. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности. В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский язык". В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст. Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений. В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося. Содержание учебного предмета "Литература" не в полной мере отражает этнокультурные особенности и традиции народов Российской Федерации. Образовательные программы в образовательных организациях, как правило, не предполагают изучение произведений, созданных на языках народов Российской Федерации и переведенных на русский язык.
3. Проблемы методического характера
Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на углубленном уровне. Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия. Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий). Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.
4. Кадровые проблемы
Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный характер, за пределами крупных городов существуют сложности в обеспечении необходимой литературой, отсутствуют механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, предусмотренных трудовыми (должностными) обязанностями, в том числе отмечается нехватка возможностей для самообразования. Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне. В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы. В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения). Необходимо создание: учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся; хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания; современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу. Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения. Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".
2. Русский язык
Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся, при этом существующее в настоящее время распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета, считать оптимальным. Освоение учебного предмета должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии; овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи; формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.); использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных); состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся; использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода). Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации. Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.
3. Литература
Необходимо: усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст; учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской Федерации); определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета.
4. Подготовка кадров
В целях повышения качества работы учителей русского языка и литературы крайне важно: совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде; разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе в дистанционном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий); совершенствовать систему оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в том числе аттестацию; устранить избыточные параметры контроля над перспективным планированием работы учителя русского языка и литературы; развивать электронные образовательные среды, позволяющие: обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы; педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования. Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|