Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы.




Возникновение нарративного подхода в терапии принято связывать с именами Майкла Уайта и Дэвида Эпстона и публикацией в 1990 году их книги «Нарративные средства достижения терапевтических целей».

В основе нарративного подхода лежит представление о том, что реальность не существует объективно, а непрерывно конструируется во взаимодействии людей друг с другом. В результате этого взаимодействия отдельными сообществами людей создаются убеждения, ценности, законы, представления, которые находят выражение в языке. Сквозь призму этих представлений члены сообществ интерпретируют мир, наделяют смыслом те или иные явления, события, процессы их жизни. Сам термин «нарративный» (в переводе с английского — «повествовательный») подразумевает рассказывание историй о людях и их проблемах. Именно в диалоге терапевта и человека, обратившегося за помощью, выкристаллизовываются новые возможности и новые пути решения проблем, и происходит это благодаря тому, что предметом диалога становится не «патология» или «симптом», а та история, которая позволила проблеме появиться в жизни клиента.

По словам Майкла Уайта, люди осмысливают свою жизнь через истории. К какой бы культуре мы ни принадлежали, ее нарративы влияют на нас, и под этим влиянием формируется личный нарратив каждого конкретного человека. Этот жизненный нарратив похож на историю, некую последовательность событий, объединенную общим сюжетом. Те события, которым человек придает особое значение, ложатся в основу сюжета, при этом многие другие события как бы выпадают из поля его зрения, поскольку не укладываются в общий сюжет.

И задача терапевта, работающего в нарративном ключе, заключается в том, чтобы помочь клиенту «пересочинить» историю, включая в повествование упущенные радостные моменты, а также отыскивая и восстанавливая в правах положительные качества клиента, его заслуги и достижения, его грандиозные планы на будущее, его особенные способности, которые позволят справиться с проблемой.

Один из принципов нарративной психологии — узнать ребенка отдельно от проблемы. Ребенок, которого родители впервые привели на терапию, может испытывать массу чувств. Если родители начинают с рассказа о том, как он «ужасно ведет себя в последнее время» и как он «отбился от рук», — в этом случае чувство вины, стыд или внутренний протест ребенка будут препятствовать установлению контакта между терапевтом и ребенком. Поэтому авторы предлагают, предварительно заручившись согласием родителей, начать с разговора, в котором не будет фигурировать проблема. Можно расспросить родителей об интересах маленького клиента, или добрых поступках, которые он недавно совершил, или о его особых качествах, умениях, талантах. Это та самая информация, которая с самого начала создаст обнадеживающую атмосферу и может в дальнейшем лечь в основу новой истории — «истории без проблемы». Такое начало поможет сломать лед недоверия, привлечет внимание ребенка или даже разбудит его энтузиазм. «Проблема — это проблема. Человек — это не проблема».

Выходя от терапевта после продуктивной сессии, клиент, может быть, еще пару кварталов обдумывает новые интересные идеи, рожденные в беседе, но уже к вечеру те точно найденные слова, которые вертелись в голове еще недавно, улетучились и их заслонили собою домашние заботы. Но в письме, написанном терапевтом, слова остаются и могут быть перечитаны и на другой день, и через неделю. Такие письма можно перечитывать дома, показывать друзьям, читать вслух, собравшись всей семьей.

Большинство теоретиков сходятся на том, что у нарратива должны быть начало и конец; необходима также определенная обстановка, где разворачиваются действия; в истории должен действовать хотя бы один человекоподобный персонаж, обладающий намерением – например, желанием достичь определенной цели, разрешить затруднение или избежать чего-либо (Брунер, 2005). Цель (желаемое состояние) служит критерием отбора событий, составляющих историю. Как правило, события нарратива располагаются в определенном порядке, связанном с доминирующей культурной традицией (наиболее распространен линейный порядок). большинство рассказываемых историй подчиняются определенному набору правил, которые вместе составляют «грамматику истории»: обстановка, запускающее событие, внутренний отклик, попытка, последствие, реакция.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных